Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Дубровиной С.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей: от уполномоченного учреждения: Баженовой О.В., по доверенности N2 от 09.01.2018; от заказчика: Муляева А.С., по доверенности N78 от 03.04.2018; в отсутствии представителя от заявителя, уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "МРМ" (далее Заявитель, Общество) на положения аукционной документации, утверждённой Государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Сахалинской области" (далее Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка хирургического шовного материала для операционного блока" (извещение N 0361200015018001330) (далее аукцион)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации, утвержденной Уполномоченным учреждением.
По мнению Заявителя положения аукционной документации нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Уполномоченного учреждения не согласился с доводами Заявителя, представив устные и письменные возражения, из которых следует, что требования аукционной документации не противоречат Закону о контрактной системе.
Представитель Заказчика поддержал Уполномоченное учреждение по существу заявленных требований.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
22.03.2018 16:24 на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение об электронном аукционе N 0361200015018001330.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 041 194 ,21 рублей.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 02.04.2018 08:00.
Исходя из первого довода Заявителя, в пп. 1, 2, 3, 4 Технического задания аукционной документации объект закупки описан так, что представленная совокупность характеристик указывает на продукцию Polysorb единственного производителя - компании Covidien; в п. 5 - на продукцию V-Loc RBT единственного производителя - компании Covidien; в п. 8 - на продукцию Maxon единственного производителя - компании Covidien; в п. 9 - на продукцию - V-Loc 90 единственного производителя - компании Covidien. Заявитель считает, что указанные позиции являются уникальными и ограничивающими возможность принятия участия в данной закупке любых желающих поставщиков и производителей, что является нарушением действующего законодательства.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе, тем, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Техническому заданию аукционной документации Заказчиком указаны наименования товара и соответствующие к нему характеристики, такие как:
1 |
Материал хирургический шовный рассасывающийся |
Синтетический рассасывающийся шовный материал из смеси производных гликолевой не менее 90% и молочной не более 10% кислот, плетеный, с рассасывающимся покрытием из кополимера капролактон/гликолид и стеароил-лактилата кальция. Исходное среднее значение прочности в узле составляет не менее 140% от минимума, установленного в USP и EP для максимальной прочности при завязывании узлов и возможности использования более тонких шовных материалов. Со сроками эффективной поддержки раны не менее 3 недель (остаточная прочность на 14 день составляет не менее 80%, на 21 день не менее 30%) и со сроком полного рассасывания не более 70 дней. Размер по USP 0, длина нити не менее 75 см,окрашенный в контрастный цвет, в пакете 1 нить. Игла 40_1 мм, 1/2 круга, колющая усиленная. Игла соединяется с нитью в просверленное отверстие для повышения прочности места соединения. Игла из стали не менее 400 серии для повышения устойчивости к разгибанию. В упаковке 36 стерильных пакетов. |
уп |
15 |
и другие характеристики к материалу.
Заявитель утверждает в жалобе, что указанным характеристикам соответствует единственный производитель - Covidien.
Вместе с тем, Комиссия установила, что указанным характеристикам соответствуют также аналоги ИГА (МЗКРС, Россия); VICRYL (ETHICON, США); POLYSORB (Covidien, США); SAFIL (B/BRAUN, Германия) и др., что свидетельствует о том, что характеристики по спорным позициям не являются уникальными и не ограничивают возможность принятия участия в данной закупке разных поставщиков.
Кроме того, российское законодательство в сфере закупок оставляет заказчику право предъявлять особые требования к товару, определяющие объективные потребности последнего. Таким образом, описание объекта закупки обусловлено потребностями заказчика в перечисленных товарах с указанными в техническом задании характеристиками, а также объемами и видами оказываемых медицинских услуг, и организационной структурой учреждения.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Кроме того, согласно проведенному мониторингу рынка шовных материалов, совокупности установленных требований соответствует, как минимум, два различных производителей, которые производят шовный материал, соответствующий техническому заданию и разрешенный к обороту на территории Российской Федерации в установленном законом порядке.
Действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара с целью удовлетворения коммерческих интересов всех возможных участников рынка.
В ходе разработки документации были созданы равные условия для участников закупки, исключено ограничение количества участников аукциона; наличие функционирующего рынка подтверждено коммерческими предложениями коммерческих организаций, способных осуществить поставку товара с требуемыми характеристиками.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательства об уникальности отдельных позиций, и не конкретизировал, в чем именно состояло нарушение его прав и законных интересов.
Таким образом, довод заявителя необоснованный.
Второй довод Заявителя заключается в том, что, по его мнению, ГОСТ 26641-85 "Иглы атравматические. Общие технические требования и методы испытаний" не содержит характеристики, содержащиеся в п. 6 - "Игла из стали не менее 400 серии для повышения устойчивости к разгибанию" и п. 7 - "Игла из стали не менее 300 серии, кардио".
Согласно пп. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно Технического задания аукционной документации:
6 |
Материал хирургический шовный нерассасывающийся |
Синтетический нерассасывающийся шовный материал из терефталата полиэтилена (из волокон линейных полиэфиров большого молекулярного веса с длинными цепочками, имеющих повторяющиеся ароматические кольца), плетеный с однородным силиконовым покрытием. Размер по USP [2-0]* , длина нити не менее 75 см, окрашенный в темный цвет для удобства визуализации, в пакете 1 нить. Игла 30 _1мм, 1/2 круга, колющая тонкая органная. Игла соединяется с нитью в просверленное отверстие для повышения прочности места соединения. Игла из стали не менее 400 серии для повышения устойчивости к разгибанию. Шовный материал запакован в стерильную упаковку. В упаковке 36 стерильных пакетов. |
7 |
Материал хирургический шовный нерассасывающийся |
Синтетический нерассасывающийся шовный материал из терефталата полиэтилена (из волокон линейных полиэфиров большого молекулярного веса с длинными цепочками, имеющих повторяющиеся ароматические кольца), плетеный с однородным силиконовым покрытием. Размер по [3-0] * , длина нити не менее 75 см, окрашенный в темный цвет для удобства визуализации, в пакете 1 нить. Игла 25_1 мм, 1/2 круга, колющая, Игла соединяется с нитью в просверленное отверстие для повышения прочности места соединения. Игла из стали не менее 300 серии, кардио. Шовный материал запакован в стерильную упаковку. В упаковке 36 стерильных пакетов. |
Комиссия, проанализировав Техническое задание, не установила нарушений правил описание объекта закупки, предусмотренные с. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, сталь серии 400 и 300 применяется множеством производителей шовных материалов, применяемые для производства игл по параметрам устойчивости к разгибанию. Шовные материалы с иглами из стали серии 400 и 300 зарегистрированы в Российской Федерации и соответствуют требованиям ГОСТу 26641-85, следовательно, данное требование не ограничивает количество участников и является функциональным.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств того, каким образом описание объекта закупки ограничило участие общества в электронном аукционе.
Комиссия установила, что предметом электронного аукциона является право на заключение контракта на поставку хирургического шовного материала для операционного блока, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый поставить товар, отвечающий требованиям аукционной документации и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
В данном случае в рамках формирования закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение необходимым товаром, который необходим для осуществления профессиональной деятельности заказчика.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что установив необходимое требование к товару, а также к техническим и качественным характеристикам такого товара, заказчик не ограничил свободный доступ на участие в закупке потенциальных участников и не нарушил положения Закона о контрактной системе, что подтверждает необоснованность довода Заявителя.
Кроме того, в настоящее время в рамках данного аукциона подано две заявки, согласно которым, к поставке предлагается товар разных производителей.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что заявка Общества не соответствовала требованиям аукционной документации и законно подлежала отклонению, что подтверждает необоснованность доводов Заявителя.
Комиссия, руководствуясь положениями ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МРМ" на положения аукционной документации, утверждённой Государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Сахалинской области" (далее Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка хирургического шовного материала для операционного блока" (извещение N 0361200015018001330)- необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
К.В. Солонин |
Члены Комиссии |
С.А. Дубровина
Н.А. Казанов |
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 5 апреля 2018 г. N 89/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2018