Резолютивная часть решения оглашена 05.04.2018
В полном объеме решение изготовлено 10.04.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Терплан" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N18817-2018-ЭА-642 на оказание услуг по подготовке проекта планировки и проекта межевания территории города Магнитогорска в районе СНТ "Машиностроитель-2", СНТ "Садко", в соответствии с заданием на разработку градостроительной документации для управления архитектуры и градостроительства (изв. N 0169300000318000653) в присутствии:
- представителей Администрации города Магнитогорска (далее - заказчик) Ишметьева Р.А., Дорониной Т.В., Владимировой О.В., Ступиной Н.В., Махотвой Ю.С., действующих на основании доверенностей от 11.01.2018 N АГ-02/60, от 23.11.2017 N ОДП54/7254, от 31.07.2017 N ОДП54/4690, от 03.04.2018 N АГ-02/1673;
в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате и времени заседания Комиссии.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 29.03.2017 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного N18817-2018-ЭА-642 на оказание услуг по подготовке проекта планировки и проекта межевания территории города Магнитогорска в районе СНТ "Машиностроитель-2", СНТ "Садко", в соответствии с заданием на разработку градостроительной документации для управления архитектуры и градостроительства (изв. N 0169300000318000653) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 22.03.2018 Управление муниципального заказа администрации г. Магнитогорска (далее - уполномоченный орган) объявило о проведении аукциона путем опубликования на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru извещения N 0169300000318000653 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 930 746, 66 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 30.03.2018 08:00.
На момент рассмотрения жалобы контракт на оказание услуг по подготовке проекта планировки и проекта межевания территории города Магнитогорска в районе СНТ "Машиностроитель-2", СНТ "Садко", в соответствии с заданием на разработку градостроительной документации для управления архитектуры и градостроительства, не заключен.
По мнению заявителя, заказчик в нарушении норм действующего законодательства не указал, какие именно инженерные изыскания необходимо выполнить, не предоставил задание на выполнение инженерных изысканий.
Кроме того, заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлено требование к участникам закупки.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и представили письменные пояснения.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки должен указать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Пункт 3 документации об электронном аукционе предусматривает, что описание объекта закупки указано в Приложении N 1 к документации об электронном аукционе.
Приложением N 1 к документации об электронном аукционе является Задание на разработку градостроительной документации, из подпункта 2 пункта 7 следует, что в рамках разработки градостроительной документации необходимо выполнить инженерные изыскания. При этом, результаты инженерных изысканий, подлежащих размещению в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности управления архитектуры и градостроительства администрации города Магнитогорска, должны быть предоставлены в объеме и формате, установленными Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2017 года N 485.
Согласно части 1 статьи 41.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с материалами и результатами инженерных изысканий в случаях, предусмотренных в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Часть 2 статьи 41.2 ГрК РФ предусматривает, что виды инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, порядок их выполнения, а также случаи, при которых требуется их выполнение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 N 402 утвердило перечень видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, согласно пункта 1 которого при подготовке документации по планировке территории необходимо выполнение следующих видов инженерных изысканий:
1. инженерно-геодезические изыскания;
2. инженерно-геологические изыскания;
3. инженерно-гидрометеорологические изыскания;
4. инженерно-экологические изыскания.
При этом, в составе инженерно-геодезических изысканий могут выполняться:
- создание опорных геодезических сетей;
- геодезические наблюдения за деформациями и осадками зданий и сооружений, движениями земной поверхности и опасными природными процессами;
- создание и обновление инженерно-топографических планов;
- трассирование линейных объектов;
- инженерно-гидрографические работы.
В составе инженерно-геологических изысканий могут выполняться:
- сбор и обработка материалов и данных прошлых лет;
- дешифрирование аэрокосмических материалов и аэрофотоснимков;
- инженерно-геологическая рекогносцировка территории;
- инженерно-геологическая съемка;
- проходка инженерно-геологических выработок с их опробованием;
- лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов и химический анализ подземных вод;
- гидрогеологические исследования;
- геокриологические исследования;
- инженерно-геофизические исследования;
- изучение опасных геологических и инженерно-геологических процессов с разработкой рекомендаций по инженерной защите территории;
- сейсмологические и сейсмотектонические исследования территории;
- поиск и обследование существующих объектов культурного наследия и археологические исследования;
- поиск, обнаружение и определение мест воинских захоронений;
- поиск и обследование территории на наличие взрывоопасных предметов в местах боевых действий и на территориях бывших воинских формирований.
В составе инженерно-гидрометеорологических изысканий могут выполняться:
- сбор и анализ материалов ранее выполненных инженерно-гидрометеорологических изысканий и исследований;
- рекогносцировочное обследование рек и водосборных бассейнов;
- проведение наблюдений за характеристиками гидрологического режима водных объектов, а также за развитием опасных гидрометеорологических процессов и явлений.
В составе инженерно-экологических изысканий могут выполняться:
- сбор информации о состоянии окружающей среды и экологических ограничениях природопользования;
- дешифрирование имеющихся аэро- и космоснимков;
- рекогносцировочное обследование территории с опробованием почв, поверхностных и подземных вод для установления фоновых характеристик состояния окружающей среды;
- лабораторные исследования отобранных проб.
Однако из описания объекта закупки, сформированного заказчиком, не следует однозначного вывода о том, какие именно услуги необходимо оказать исполнителю в рамках выполнения инженерных изысканий согласно Перечню.
Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в связи с тем, что территории являются неосвоенными, материалов по инженерным изысканиям на указанные территории недостаточно, заказчик счел необходимым включить в Задание выполнение комплексных инженерных изысканий.
Между тем, на заседании Комиссии представители заказчика затруднились ответить на вопросы о том, что входит в понятие "комплексные инженерные изыскания", какие именно услуги необходимо оказать в рамках данного комплекса.
Тогда как, пункт 2 Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.03.2017 N 402 (далее - Правила) устанавливает, что выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, осуществляется в следующих случаях:
а) недостаточность материалов инженерных изысканий, размещенных в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, схемах комплексного использования и охраны водных объектов и государственном водном реестре;
б) невозможность использования ранее выполненных инженерных изысканий с учетом срока их давности, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Более того, в пункте 4 Правил предусмотрено, что достаточность материалов инженерных изысканий определяется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, физическими или юридическими лицами, по инициативе которых принимается решение о подготовке документации по планировке территории (далее - инициатор), либо лицом, принимающим решение о подготовке документации по планировке территории самостоятельно в соответствии с частью 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, до принятия решения о ее подготовке.
Таким образом, заказчик при описании объекта закупки не указал, какие именно инженерные изыскания необходимо выполнить, что не соответствует требованиям пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе единое требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 9 Правил инженерные изыскания и (или) отдельные их виды выполняются лицами, указанными в части 2 статьи 47 ГрК РФ.
Согласно части 2 статьи 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, ни извещение о проведении электронного аукциона, ни аукционная документация не содержат требования о том, что участниками закупки могут быть только индивидуальные предприниматели или юридические лица, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что заказчиком не установлены указанные требования к участникам закупки в связи с тем, что разработка документации по планировке территорий не является видом деятельности, подлежащим лицензированию, тогда как инженерные изыскания должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий. Так как между этими видами работ имеется технологическая и функциональная связь, заказчик объединил два вида деятельности в одной закупке. При этом, установление требований к какому-либо одному виду деятельности приведет к ограничению конкуренции.
Таким образом, заказчик не отрицает, что часть услуг в рамках контракта на оказание услуг подготовке документации о внесении изменений в проект планировки территории жилых зон в левобережной части города Магнитогорска, утвержденный постановлением администрации города от 13.03.2012 N 3090-П, и проекта межевания территории, расположенной южнее жилого района Первооктябрьский, в соответствии с заданием на разработку градостроительной документации для управления архитектуры и градостроительства, может оказываться только членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий.
Таким образом, заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе не установлено требование к участникам закупки, предусмотренное частью 2 статьи 47 ГрК РФ.
3. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу части 1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, должен содержать условие, согласно которому с даты приемки результатов выполнения проектных и (или) изыскательских работ исключительные права на результаты выполненных проектных и (или) изыскательских работ принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.
Вместе с тем, в нарушение части 1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе проект контракта, представленный в составе аукционной документации, не содержит вышеуказанного условия.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Терплан" на действия заказчика обоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1, части 3 статьи 64, части 1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 апреля 2018 г. N 190-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2018