Резолютивная часть решения оглашена 16.04.2018.
Решение в полном объеме изготовлено 19.04.2018.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе, рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги по ул. Карла Маркса г. Данков Данковского муниципального района Липецкой области РФ. (реестровый номер 0146300011518000038) (далее- электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 11.04.2018 поступила жалоба ООО "Перспектива" на положения документации об электронном аукционе.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
ООО "Перспектива", извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направило своих представителей для участия в рассмотрении жалобы.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
В жалобе ООО "Перспектива" указано, что заказчиком при проведении электронного аукциона допущен ряд нарушений требований Закона о контрактной системе, а именно:
1) заказчиком в документации об электронном аукционе требования к содержанию второй части заявки установлены без учета внесенных в Постановление N 99 изменений от 16.08.2017;
2) документация об электронном аукционе содержит противоречивую информацию относительно состава первой части заявки на участие в закупке;
3) в проекте контракта установлено неправомерное требование о подтверждении качества материалов, используемых при выполнении работ.
Представитель заказчика не согласен с жалобой, представил письменные пояснения.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителя заказчика, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе и на основании Приказа Липецкого УФАС России от 12.04.2018 N118, Комиссия установила следующее.
Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 7634 116.56 рублей.
Объектом закупки является выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги по ул. Карла Маркса г. Данков Данковского муниципального района Липецкой области.
1. Рассмотрев довод жалобы об установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требования к содержанию второй части заявки без учета внесенных в Постановление N 99 изменений от 16.08.2017, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным на основании нижеизложенного.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок, заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта, заказчик обязан установить в документации об электронном аукционе указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом специфики объекта закупки.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 04.08.2017) "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99) при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка
В п. 2 Приложения N 1 к Постановлению N99 содержится перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
"копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком указан код ОКПД2 - 42.11.20.000, при этом установлена начальная (максимальная) цена контракта - 47 634 116,56 рублей.
Анализ документации об электронном аукционе показал, что в информационной карте аукционной документации заказчиком установлено требование о соответствии участника закупки дополнительным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, а именно:
"наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства (автомобильные дороги) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.
С целью подтверждения соответствия вышеуказанному требованию (часть 2 статьи 31 Закона) участник электронного аукциона во второй части заявки на участие в аукционе предоставляет следующие документы:
- копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
- копию акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копию акта о приемке выполненных работ.
При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и генеральным подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
Из изложенного следует, что заказчиком в документации об электронном аукционе требования к содержанию второй части заявки установлены без учета внесенных в Постановление N 99 изменений от 16.08.2017, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Рассмотрев довод жалобы о наличии в документации об электронном аукционе противоречивой информации относительно состава первой части заявки на участие в закупке, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным на основании нижеизложенного.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Установлено, что в п. 9.16 информационной карты документации об электронном аукционе содержится требование к содержанию первой части заявки, а именно: "согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги".
Данное требование установлено заказчиком в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Из анализа документации об электронном аукционе Комиссией установлено, что приложение N1 к разделу 9 "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации содержит описание объекта закупки, в том числе, таблицу, поименованную как "Требования к показателям товара (материалам), используемым при выполнении работ".
Из представленных документов и пояснений представителя заказчика установлено, что указанная таблица является частью описания объекта закупки и включат в себя эскизы, что соответствует п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, рассмотренный довод не нашел подтверждения.
3. Рассмотрев довод жалобы об установлении в проекте контракта неправомерного требования о подтверждении качества материалов, используемых при выполнении работ, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным ввиду следующего.
Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что пунктом 6.4.6.2 проекта контракта установлена следующая обязанность подрядчика: "Согласовать с Заказчиком наименование и характеристики применяемых материалов с предоставлением сертификатов удостоверяющих их качество, технических паспортов. В случае если, Заказчик отклонил использование материалов из-за их несоответствия техническим паспортам, сертификатам или документам, удостоверяющим их качество, а также несоответствия требованиям аукционной документации, за свой счет и своими силами произвести их замену".
На основании ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Таким образом, требования, установленные статьей 33 Закона о контрактной системе, распространяются в том числе на проект контракта.
Исходя из положений документации не представляется возможным установить, какие документы должны быть представлены подрядчиком как подтверждение качества материалов (в случае если такие материалы, не подлежат обязательной сертификации), что не обеспечивает надлежащего описания объекта закупки и может привести к ненадлежащему исполнению контракта.
При таких обстоятельствах, действия заказчика, изложившего требования о подтверждении качества материалов, используемых при выполнении работ, указанным выше образом, нарушают ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки в рамках рассмотрения жалобы Комиссией Липецкого УФАС России в действиях заказчика установлено нарушение ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, которое заключается в следующем.
Как было указано, согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Пункт 2.6 проекта контракта документации об электронном аукционе содержит следующие положения:
"В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Поставщиком его обязательств по Контракту, Поставщик обязуется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать, представить Заказчику новое надлежащее обеспечение исполнения Контракта на тех же условиях и в таком же размере".
Таким образом, условие о возможности предоставления подрядчиком нового обеспечения исполнения контракта взамен ранее предоставленного обеспечения, установлено заказчиком без учета требований ч. 7 ст. 96 Закона о контрактной системе, что является нарушением ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки наличия состава административного правонарушения.
При рассмотрении вопроса о выдаче предписания Комиссией Липецкого УФАС России учтено, что на положения документации об электронном аукционе также поступила жалоба ООО "Недра Сибири".
При этом, первой поступила жалоба ООО "Недра Сибири", по результатам рассмотрения которой и проведения внеплановой проверки закупки, принято решение от 16.04.2018 N 94-м/18 и выдано предписание N 94-м/18 об устранении выявленных нарушений.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги по ул. Карла Маркса г. Данков Данковского муниципального района Липецкой области РФ. (реестровый номер 0146300011518000038) обоснованной в части доводов.
2. Признать в действиях заказчика - администрации Данковского муниципального района нарушения п.2 ч.1, ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку оно выдано по итогам рассмотрения первой поступившей жалобы на этот же аукцион (N94м/18).
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 16 апреля 2018 г. N 95м/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018