Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_>, председателя Комиссии; <_>, члена Комиссии; <_>, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <_> (далее - индивидуальный предприниматель, заявитель) от 02.04.2018 (вх. N 1678 от 04.04.2018) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Вуктыльская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ РК "Вуктыльская ЦРБ") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку шовного материала для нужд ГБУЗ РК "Вуктыльская центральная больница", извещение N 0307300044218000016 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
УСТАНОВИЛА:
1. Индивидуальный предприниматель, ГБУЗ РК "Вуктыльская ЦРБ", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
ГБУЗ РК "Вуктыльская ЦРБ" заявлено ходатайство от 10.04.2018 (вх. N 1272э. от 11.04.2018) о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие представителя учреждения.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие индивидуального предпринимателя, представителей ГБУЗ РК "Вуктыльская ЦРБ", ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. Индивидуальным предпринимателем обжалуются действия заказчика - ГБУЗ РК "Вуктыльская ЦРБ" в части описания объекта закупки.
Так, по позициям 1-14, 17, 19-21 Технического задания документации об электронном аукционе заказчиком указаны торговые наименования шовного и гемостатического материала производства Medtronic и Mascia Brunelli (Ti-cron, Novafil, Sofsilk, Polysorb, Velosorb Fast, Caprosyn, Biosyn, Parietene, Cutanplast).
По мнению заявителя, данное требование противоречит Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении, кроме прочего, товарных знаков, фирменных наименований.
ГБУЗ РК "Вуктыльская ЦРБ" в отзыве исх. от 10.04.2018 (вх. N 1271э. от 11.04.2018) на жалобу индивидуального предпринимателя заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК "Вуктыльская ЦРБ".
Объект закупки - "Поставка шовного материала для нужд ГБУЗ РК "Вуктыльская центральная больница".
Начальная (максимальная) цена договора составила 530 085, 69 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет:- средств Фонда обязательного медицинского страхования; - за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0307300044218000016, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) - 23.03.2018.
4. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, наряду с прочей информацией, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исходя из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе обязательным условием включения в описание объекта закупки слов "или эквивалент" является исключительно случай, когда документация о закупке содержит указание на товарные знаки.
Доказательств того, что документация об электронном аукционе содержит указание на товарные знаки, Заявителем в материалы дела не представлены.
В соответствии с положением части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Раздел III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) содержит описание объекта закупки, включающее в себя наименование требуемого товара, характеристики товара с указанием максимальных и минимальных значений показателей, необходимых для определения соответствия предлагаемой продукции потребностям заказчика, показателей, значения которых не могут изменяться, а также единицы измерения и количество требуемого товара.
Так, заказчиком в пунктах 1-14, 17, 19-21 Технического задания указан следующий, требуемый к поставке, товар:
- материал хирургический шовный нерассасывающийся Ti-Cron тип 1;
- материал хирургический шовный нерассасывающийся Ti-Cron тип 2;
- материал хирургический шовный нерассасывающийся Novafil;
- материал хирургический шовный нерассасывающийся Sofsilk;
- материал хирургический шовный рассасывающийся Polysorb тип 1;
- материал хирургический шовный рассасывающийся Polysorb тип 2;
- материал хирургический шовный рассасывающийся Velosorb Fast;
- материал хирургический шовный рассасывающийся Polysorb тип 3;
- материал хирургический шовный рассасывающийся Polysorb тип 4;
- материал хирургический шовный рассасывающийся Polysorb тип 5;
- материал хирургический шовный рассасывающийся Caprosyn тип 1;
- материал хирургический шовный рассасывающийся Caprosyn тип 2;
- материал хирургический шовный рассасывающийся Caprosyn тип 3;
- материал хирургический шовный рассасывающийся Biosyn;
- имплантаты для внутреннего протезирования Parietene;
- губка гемостатическая абсорбирующая желатиновая стерильная Cutanplast Standar;
- губка гемостатическая абсорбирующая желатиновая стерильная Cutanplast Special;
- губка гемостатическая абсорбирующая желатиновая стерильная Cutanplast Small.
Доказательства того, что оспариваемые характеристики являются товарным знаком, знаком обслуживания, фирменными наименованиями, патентами, полезными моделями, промышленными образцами в материалах жалобы отсутствуют, заявителем не представлено.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Более того, указание в документации об электронном аукционе требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Необходимо отметить, что Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, в свою очередь, положения Закона не обязывают Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Исходя из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что ограничение количества участников закупки (менее двух участников) предполагает, что определенными действиями заказчика (установление определенных требований в аукционной документации) ущемляются права и законные интересы участников закупки.
По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Предметом рассмотрения электронного аукциона является право на заключение договора на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающим требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
В ходе обзора официального сайта, информации, представленной оператором электронной площадки, Комиссией Коми УФАС России установлено, что на участие в закупке по определению поставщика шовного материала для нужд ГБУЗ РК "Вуктыльская центральная больница" подано две заявки на участие в электронном аукционе.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Заявителем ко дню заседания Комиссии Коми УФАС России не представлено объективных доказательств того, что обращение медицинских изделий, требуемых заказчику по пунктам 1-14, 17, 19-21 Технического задания документации об электронном аукционе, на соответствующем рынке невозможно или затруднено. Равно как не представлено доказательств того, что установление указанных требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Учитывая, что Заявителем не представлено доказательств того, что требования к поставляемому товару, установленные в документации об электронном аукционе, влекут за собой фактическое ограничение количества участников данной закупки, то довод Заявителя о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в части указания в документации об электронном аукционе торговых наименований медицинских изделий конкретных производителей поставляемого товара, в ходе заседания Комиссии не нашел своего подтверждения.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя <_> необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 11 апреля 2018 г. N 04-02/2687
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018