Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_>, председателя Комиссии; <_>, члена Комиссии; <_>, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <_> (далее - индивидуальный предприниматель, заявитель) (вх. N 1335э. от 16.04.2018) на действия заказчика - администрации муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" (далее - администрация муниципального района "Усть-Цилемский") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объекта "Водопровод в с. Трусово Усть-Цилемского района, Республики Коми", извещение N 0307300047218000011 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
УСТАНОВИЛА:
1. Индивидуальный предприниматель, администрация муниципального района "Усть-Цилемский", Финансовое управление муниципального района "Усть-Цилемский", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
Администрацией муниципального района "Усть-Цилемский" в составе письма от 20.04.2018 N 01-41-1798 (вх. N 1421э. от 23.04.2018) заявлено ходатайство о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие представителя администрации.
Финансовым управлением муниципального района "Усть-Цилемский" в составе письма от 20.04.2018 N 10-05/ (вх. N 1420э. от 23.04.2018) заявлено ходатайство о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие представителя управления.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие индивидуального предпринимателя, представителей администрации муниципального района "Усть-Цилемский", Финансового управления муниципального района "Усть-Цилемский", ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. Индивидуальным предпринимателем в жалобе отмечено, что в соответствии с частью 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Перечень видов таких работ утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570.
Индивидуальным предпринимателем заявлен довод о том, что заказчиком - администрацией муниципального района "Усть-Цилемский" в положениях документации об электронном аукционе по определению подрядчика на выполнение работ по строительству объекта "Водопровод в с. Трусово Усть-Цилемского района Республики Коми" установлены не все возможные виды работ, предусмотренные локальными сметными расчетами, являющимися неотъемлемой частью аукционной документации, которые должны быть выполнены подрядчиком самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств.
По мнению заявителя, заказчик, исходя из видов работ, которые должны быть выполнены в ходе исполнения контракта, кроме установленных в документации об электронном аукционе видов работ, таких как:
- земляные работы,
- устройство наружных систем водоснабжения,
обязан был установить также следующие виды работ:
- подготовительные работы,
- устройство фундаментов и оснований,
- возведение несущих конструкций,
- возведение наружных ограждающих конструкций,
- устройство кровли,
- устройство внутренних санитарно-технических систем,
- устройство внутренних электротехнических систем,
- пусконаладочные работы,
- благоустройство.
Заявитель считает, что неустановление заказчиком в документации об электронном аукционе указанных выше видов работ, ограничивает возможность выбора участником закупки в качестве работ, исполняемых самостоятельно, без привлечения к исполнению других лиц, всех работ, предусмотренных Перечнем, а также нарушает право участников закупки на самостоятельное определение видов работ, выполняемых самостоятельно и ведет к уменьшению количества участников закупки.
Также индивидуальным предпринимателем в жалобе заявлен довод о том, что Заказчиком нарушены требования статьи 33 Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки, а именно установления требований, по которым невозможно определить соответствие поставляемого товара потребностям заказчика, а также установления требований к материалам, используемым при выполнении работ, не соответствующих действующим стандартам.
Администрацией муниципального района "Усть-Цилемский", Финансовым управлением администрации муниципального района "Усть-Цилемский" в отзывах от 20.04.2018 N 01-41-1798 (вх. N 1421э. от 23.04.2018), от 20.04.2018 N 10-05/ (вх. N 1420э. от 23.04.2018) на жалобу индивидуального предпринимателя заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилась администрация муниципального района "Усть-Цилемский".
Уполномоченным органом по определению подрядчика явилось Финансовое управление администрации муниципального района "Усть-Цилемский", согласно постановлению администрации муниципального района "Усть-Цилемский" от 13.12.2013 N 12/2538 "О передаче полномочий финансовому управлению администрации муниципального района "Усть-Цилемский" на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Объект закупки - "Выполнение работ по строительству объекта "Водопровод в с. Трусово Усть-Цилемского района, Республики Коми".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 24 300 000,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства бюджета муниципального района "Усть-Цилемский"; за счет собственных средств бюджета муниципального района "Усть-Цилемский"; за счет средств республиканского бюджета Республики Коми; за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0307300047218000011, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) - 30.03.2018.
4. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 Правительством Российской Федерации утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Подпунктами "а" и "б" Постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта.
В разделе III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе Заказчиком установлен перечень возможных видов работ, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту, который включает следующие работы: земляные работы, устройство наружных сетей водоснабжения.
В пунктах 3.1.3, 3.1.18 проекта контракта в качестве обязательств Подрядчика Заказчиком установлено: "В течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения контракта предоставить Заказчику перечень конкретных видов и объемов работ из числа видов и объемов работ по строительству объекта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и включенных в документацию о закупке, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту по форме приложения N 3 к настоящему контракту. Стоимость этих работ в совокупном стоимостном выражении должна составлять не менее 15 (пятнадцати) процентов цены настоящего контракта.
Выполнить виды и объемы работ по строительству объекта капитального строительства, предоставленные в соответствии с п.3.1.3 по форме установленной в Приложении N 3 к настоящему контракту, самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, которые исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены контракта, указанной в п.2.1 настоящего контракта".
Из жалобы заявителя следует, что в локальных сметных расчетах, являющихся неотъемлемой частью аукционной документации, содержатся такие виды работ как: устройство фундаментов, возведение несущих конструкций, возведение наружных ограждающих конструкций, устройство кровли, устройство внутренних санитарно-технических систем, устройство внутренних электротехнических систем, работы по благоустройству, подготовительные работы, пусконаладочные работы.
Так, согласно разделу "Фундаменты" локальной сметы N 02-05-01 (файл "ЛС_02-05-01_Насосная станция. Общестроительные работы.xls, размещённом в архиве "Сметы.zip") в состав работ, выполняемых по контракту, входит устройство фундаментов.
Согласно разделу "Металлоконструкции" локальной сметы N 02-05-01 (файл "ЛС_02-05-01_Насосная станция. Общестроительные работы.xls, размещённом в архиве "Сметы.zip") в состав работ, выполняемых по контракту, входит возведение несущих конструкций.
Согласно разделу "Стены" и разделу "Окна" локальной сметы N 02-05-01 (файл"ЛС_02-05-01_Насосная станция. Общестроительные работы.xls, размещённом в архиве "Сметы.zip") в состав работ, выполняемых по контракту, входит возведение наружных ограждающих конструкций.
Согласно разделу "Кровля" локальной сметы N 02-05-01 (файл "ЛС_02-05-01_Насосная станция. Общестроительные работы.xls, размещённом в архиве "Сметы.zip"), в состав работ, выполняемых по контракту, входит устройство кровли.
Согласно локальной сметы N 02-05-02 (файл "ЛС_02-05-02_Внутренний водопровод", размещённом в архиве "Сметы.zip") в состав работ, выполняемых по контракту, входит устройство внутренних санитарно-технических систем.
Согласно локальной сметы N 02-05-04 (файл "ЛС_02-05-04_Насосная станция. Внутреннее электрооборудование и электроосвещение. хls, размещённом в архиве "Сметы.zip") и локальной сметы N 02-06-04 (файл "ЛС_02-06-04_Водоразборная будка. Внутреннее электрооборудование и электроосвещение (на 1 шт.) хls", размещённом в архиве "Сметы.zip") в состав работ, выполняемых по контракту, входит устройство внутренних электротехнических систем.
Согласно локальной сметы N 07-01 (файл "ЛС_07-01_Благоустройство и озеленение. хls", размещенном в архиве "Сметы. zip") в состав работ, выполняемых по контракту, входят работы по благоустройству.
Согласно локальной сметы N 07-03 (файл "ЛС_07-03_Вертикальная планировка. хls", размещенном в архиве "Сметы. zip") в состав работ, выполняемых по контракту, входят подготовительные работы.
Согласно локальным сметам N 09-01-01, N 09-01-02, N 09-01-03, N 09-02-01, N 09-02-02 (размещенным в архиве "Сметы. zip") в состав работ входят пусконаладочные работы.
Исходя из пояснений администрации муниципального района "Усть-Цилемский" следует, что все, указанные индивидуальным предпринимателем в жалобе виды работ, возможно исполнить в рамках, установленного Заказчиком в документации об электронном аукционе, виде работ - устройство наружных систем водоснабжения.
Комиссией Коми УФАС России в ходе изучения документации об электронном аукционе, проектной документации, локальных смет, установлено следующее.
Системы водоснабжения представляют собой комплекс сооружений, оборудования и трубопроводов, обеспечивающих забор воды из природного источника, очистку и обработку ее, транспортирование и подачу потребителям требуемых расходов, качества под необходимыми напорами.
Основными элементами систем водоснабжения являются:
- водозаборные сооружения, предназначенные для забора воды из природного источника и ее первичной очистки;
- водоподъемные сооружения, то есть насосные станции, подающие под необходимым напором воду к местам ее очистки, хранения или потребления;
- сооружения для очистки и улучшения качества природной воды - станции ХВО;
- водоводы и водопроводные сети, служащие для транспортирования и подачи воды потребителям, регулирующие и запасные емкости, предназначенные для сохранения и аккумулирования воды.
Требования к наружным системам водоснабжения, установлены строительными нормами и правилами 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123 (далее - СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения").
Заказчиком уточнено, что при строительстве водопровода в соблюдении п.11. СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84* для нормативного функционирования водопроводных сетей необходимо устройство вспомогательных сооружений. К таким сооружениям относятся: водозаборная колонка и насосная станция.
Отмечено, что в Постановлении Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства.
Однако возводимые в ходе строительства объекта вспомогательные сооружения, такие как - водозаборная колонка и насосная станция, не относятся к объектам капитального строительства.
Объектом капитального строительства является "Водопровод в с. Трусово Усть-Цилемского района Республики Коми".
Уточнено, что в ходе производства земляных работ по строительству водопроводных сетей и сооружений на них необходимы работы по благоустройству территории.
Пояснено, что стоимость каждого конкретного вида вышеуказанных работ установлена в проектной документации прошедшей процедуру государственной экспертизы и размещенной в ЕИС в полном объёме (Заключение АУРК "Управление государственной экспертизы Республики Коми" N 11-1-1-3007-18 от 31.01.2018).
Стоимость предлагаемых для выбора видов и объемов работ, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств, приведенных в документации, составляет 14904880,0 руб., что соответствует 61% от общей стоимости.
В пункте 29 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе Заказчиком установлено требование к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
"В соответствии с требованиями ст. 55.4, 55.8 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ:
- участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, с правом осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).
- уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, должен соответствовать требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации по внесению взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств".
Данное требование подтверждает право участника осуществлять все виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в том числе и установленных в документации об электронном аукционе, что не может ограничивать участников закупки по определению видов работ.
Заявителем ко дню заседания Комиссии Коми УФАС России не представлено объективных доказательств того, что установление Заказчиком в аукционной документации возможных видов работ, указанных в локальных сметах, требуемых при выполнении работ по строительству объекта "Водопровод в с. Трусово Усть-Цилемского района, Республики Коми", из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту, фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки.
Принимая во внимание, что на участие в указанном электронном аукционе подано три заявки, допущенные аукционной комиссией к дальнейшему участию, довод заявителя об ограничении числа участников закупки Комиссией Коми УФАС России подлежит отклонению.
Комиссией Коми УФАС России, исходя из вышеизложенного, сделан вывод о том, что установление Заказчиком возможных видов работ по строительству объекта "Водопровод в с. Трусово Усть-Цилемского района, Республики Коми" из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту, в том виде, в котором они изложены в разделе III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе, не противоречит части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
5. По доводам, изложенным индивидуальным предпринимателем в жалобе под пунктами 2, 3, 4 о нарушении Заказчиком требований статьи 33 Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки, а именно установления требований, по которым невозможно определить соответствие поставляемого товара потребностям заказчика, а также установления требований к материалам, используемым при выполнении работ, не соответствующих действующим стандартам, а также нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссией Коми УФАС России установлено, что указанные заявителем доводы не имеют отношения к положениям документации об электронном аукционе "Выполнение работ по строительству объекта "Водопровод в с. Трусово Усть-Цилемского района Республики Коми".
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя <_.> необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 23 апреля 2018 г. N 04-02/2983
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018