Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, главный специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" на действия заказчика - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту здания ОПФР по Красноярскому краю", на электронной площадке ГУП "Агентство по госзаказу РТ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0219100000218000023, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙ ЛЕС" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту здания ОПФР по Красноярскому краю" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали представители заказчика Антипова Н.Н. (доверенность б/н от 03.04.2018) и Мазина И.Ю. (доверенность б/н от 25.12.2017)
ООО "СТРОЙ ЛЕС", уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направило.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе. Заказчик установил требования ко второй части заявки о предоставлении выписки из реестра членов СРО не в соответствии с законом. В проект контракта должно быть включено условие о том, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее. Заказчиком установлены требования к позиции 24 "Бетон тяжелый" "крупность заполнителя в диапазоне 0-20 мм, класс не менее В7,5 (М100)", что противоречит требованиям ГОСТ. Заказчиком установлены требования к позиции 65 "Щебень" "фракция в диапазоне 10-20 мм", что противоречит требованиям ГОСТ. Заказчиком в документации о закупке не предусмотрены требования, указанные в Постановлении Правительства РФ от 15.05.2017 N570.
Представители заказчика не согласились с доводами жалобы, представили письменные пояснения.
Представитель заинтересованного лица поддержал первый довод жалобы, при этом отметил, что каких-либо трудностей при заполнении заявки, в связи с указанными заказчиком показателями, у участника закупки не возникло, со вторым доводом не согласился.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту здания ОПФР по Красноярскому краю", номер извещения 0219100000218000023.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно статьи 55.3 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ), допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов:
1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса.
При анализе аукционной документации Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что в соответствии с разделом 2.2. "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии со статьей 66 Закона N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" аукционной документации вторая часть заявки должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (при наличии), или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ:
- выписку из реестра членов СРО по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58.
Комиссией Красноярского УФАС России отмечает, что согласно части 4 статьи 55.17 ГрК РФ срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в аукционной документации правомерно установлено требование о предоставлении выписки из реестра членов СРО, при этом заказчику необходимо предусмотреть условие о сроке действия такой выписки. Довод жалобы частично обоснован.
Довод подателя жалобы о том, что в проект контракта должно быть включено условие о том, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее, признается Комиссией необоснованным ввиду следующего.
Статья 34 Закона о контрактной системе не вменяет обязанности заказчику устанавливать условие о расторжении контракта в одностороннем порядке, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее.
Кроме того, согласно пункта 13.6 проекта контракта заказчиком установлено, что "заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика".
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При анализе аукционной документации Комиссия Красноярского УФАС России установила, что в соответствии с разделом 2.2. "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии со статьей 66 Закона N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
- согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы,
- а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Указанные показатели по используемым материалам заполняются в соответствии с Техническими требованиями к применяемым материалам (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе) и Ведомостью объемов работ (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе).
Согласно пункту 24 Технических требований к применяемым материалам (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе) установлены следующие требования: "Бетон тяжелый, крупность заполнителя в диапазоне 0-20 мм, класс не менее В 7,5 (М100)".
При этом, податель жалобы указывает, что в ГОСТ 26633-2015 отсутствует характеристика бетона с обозначением М100 и показатель "крупность заполнителя".
Вместе с тем, Комиссия не установила, что заказчик устанавливает требование о соответствии данному государственному стандарту.
Из пояснений заказчика следует, что бетону класса 7,5 соответствует марка бетона М100, данное соотношение между классами бетона по прочности на сжатие приведено в Приложении Б СНиП 82-02-95 "Федеральные (типовые) элементные нормы расхода цемента при изготовлении бетонных и железобетонных изделий и конструкций". При этом Комиссия также не установила, что заказчик устанавливает требование о соответствии данному СНиП 82-02-95. Таким образом пояснения заказчика не могут приняты во внимание.
Однако, Комиссия не может признать вышеизложенное надлежащим описанием объекта закупки (части объекта закупки), ввиду того, что в изложенном заказчиком описании отсутствуют показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого заказчиком товара установленным требованиям, поскольку в документации отсутствуют указания о том, что характеризуют, в том числе следующие показатели: "класс В7,5 (М100), крупность заполнителя 0-20 мм (значения каких показателей и/или характеристик товара установлены заказчиком в документации).
Ввиду изложенного, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссией приняты во внимание пояснения заказчика, согласно которым при наличии в названии характеристики слова "диапазон" (крупность заполнителя в диапазоне 0-20 мм), читать как диапазонное значение, без указания в первой части заявки конкретного показателя, в связи с чем у участников отсутствовала необходимость указывать конкретный показатель. Кроме того, заказчиками было указано, что на участие в электронном аукционе было подано 20 заявок. В связи с чем, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания.
Согласно пункту 65 Технических требований к применяемым материалам (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе) установлены следующие требования: "Щебень. фракция в диапазоне 10-20 мм".
При этом, податель жалобы указывает, что показатель фракции щебня 10-20 мм не соответствует ГОСТ 8267-93.
Вместе с тем, Комиссия не установила, что заказчик устанавливает требование о соответствии данному государственному стандарту.
В соответствии с разделом 2.2. "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии со статьей 66 Закона N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" аукционной документации при наличии в названии характеристики слова "диапазон", читать как диапазонное значение, без указания в первой части заявки конкретного показателя.
Таким образом, у участника при заполнении заявки отсутствует необходимость указывать конкретное значение. Таким образом, довод жалобы является необоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N570) утвержден перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно части первой указанного постановления оно распространяет свое действие на виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно извещению о проведению электронного аукциона и аукционной документации объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания ОПФР по Красноярскому краю в соответствии с Ведомостью объемов работ (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе), Техническими требованиями к применяемым материалам (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе).
В связи с тем, что Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 распространяет свое действие только на работы по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, установление требований к подрядчику на основании указанного Постановления при выполнении работ по капитальному ремонту неправомерно.
Следовательно, заказчиком не нарушены требования законодательства о контрактной системе, а довод ООО "СТРОЙ ЛЕС" является необоснованным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 33, 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки заказчику не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 апреля 2018 г. N 458
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018