Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Изидолг" на действия муниципального заказчика - Муниципального предприятия Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района "Таймыртопснаб" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка нефтепродуктов в п. Усть-Авам МО "Город Дудинка" на проведение отопительного периода 2018 - 2019 годов" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 17.04.2018 поступила жалоба ООО "Изидолг" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0519600005518000001.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Явку своих представителей на вышеуказанное заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы, заказчик не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании документации о проведении электронного аукциона заказчиком были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
Во-первых, в аукционной документации установлены излишние требования к показателям товара, являющегося объектом закупки, и необходимых к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
В-вторых, податель жалобы указывает на то, что заказчик в проекте контракта не указал идентификационный код закупки.
В-третьих, в нарушение требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует срок приемки товара.
В-четвертых, в проекте контракта заказчиком не предусмотрена ответственность заказчика в виде пени за просрочку исполнения обязательства заказчиком.
В-пятых, в пунктах 12.1, 12.2 проекта контракта заказчик неправомерно устанавливает причину увеличения сроков исполнения обязательств по контракту при наступлении обстоятельств, возникших помимо воли и желания сторон, которые нельзя предвидеть или избежать.
К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу в адрес Красноярского УФАС России заказчиком были представлены в письменной форме возражения, выражающие мнение о том, что обжалуемые положения документации о проведении электронного аукциона не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку нефтепродуктов в п. Усть-Авам МО "Город Дудинка" на проведение отопительного периода 2018 - 2019 годов (извещение о проведении электронного аукциона от 02.04.2018 N0519600005518000001).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что при составлении описания объекта закупки заказчику необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в Приложении N1 к разделу "Информационная карта" документации об электронном аукционе (далее - Описание объекта закупки).
В таблице "Наименование и характеристики запрашиваемого товара" Описания объекта закупки заказчиком были установлены следующие требования к поставляемому товару, оспариваемые подателем жалобы:
N п/п |
Наименование товара и требования к техническим характеристикам товара |
1 |
Технические характеристики товара: 2. Массовая доля серы: не более 50 мг/кг* 3. Температура вспышки в закрытом тигле: не ниже: 30 °C* 4. Фракционный состав - 95 процентов объемных перегоняется при температуре: не выше 360 °C* 5. Массовая доля полициклических ароматических углеводородов: не более: 11 %* 6. Цетановое число: не менее 47* 7. Смазывающая способность: не более 460 мкм* 8. Предельная температура фильтруемости: не выше минус 38 °C* |
При этом, в содержании Описания объекта закупки заказчиком использован символ "*", который предлагал участникам закупки обратиться к содержанию пункта 23 раздела "Информационная карта" документации об электронном аукционе, в котором участникам закупки было сообщено о том, что указываемые участником электронного аукциона показатели предлагаемого к поставке товара отмеченные "*" в Техническом задании (Приложение N1 к Информационной карте) могут содержать слова "не менее", "не более", "не выше", "не ниже", "или", "от", "до" "и", знаками "/", "" и иное описание диапазона.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что, исходя из способа изложения требований заказчика, вышеуказанные показатели поставляемого товара, сопровожденные "*" при указании в первой части заявки могут содержать слова "не менее", "не более", "не выше", "не ниже" и иное описание диапазона, соответствующие ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" и потребности заказчика, изложенной в Описании объекта закупки, следовательно, не влекут за собой ограничения доступа к участию в закупке. Указанные способы изложения требований к товару позволяет определить потребность заказчика и сформировать предложение в заявке на участие в электронном аукционе.
Таким образом, рассматриваемые действия заказчика не вступают в противоречие с требованиями Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, изучив проект муниципального контракта документации об электронном аукционе, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком в проекте муниципального контракта не указан идентификационный код закупки 183246900015024690100100020020000000.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика нарушают часть 1 статьи 23 Закона о контрактной системе. Следовательно, в рассматриваемой части довод подателя жалобы признается Комиссией обоснованным.
В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктами 3.3, 3.4 проекта контракта способы доставки товаров определяются поставщиком самостоятельно, с учётом обеспечения своевременности их передачи грузополучателям и сохранности товаров, в условиях поставки в районы Крайнего Севера.
Поставщик обязуется одновременно с поставкой товара представить заказчику:
а) акт приема-передачи товара от Поставщика Заказчику (приложение N2);
б) товарные накладные (форма ТОРГ-12);
в) счета и счета-фактуры с указанием номера и даты заключения настоящего Контракта_.
г) документы о качестве товара.
В спецификации (приложение N1 к контракту) подлежат указанию наименование, пункт доставки, грузополучатели, сроки поставки, тара и упаковка, количество, цена.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (ст. 310 ГК РФ).
Согласно письменным пояснениям заказчика приемка ГСМ осуществляется заказчиком по мере их передачи (перекачки) поставщиком и неразрывно связана с документальным оформлением передачи ГСМ от поставщика к заказчику (акт приема-передачи подписывается сторонами непосредственно по окончании приемки).
Принимая во внимание обстоятельства и условия поставки товара в районы Крайнего Севера, действия заказчика по установлению порядка приемки поставленного товара, предусматривающего приемку ГСМ по мере их передачи (перекачки) поставщиком заказчику с документальным оформлением такой передачи путем составления акт приема-передачи, подписанного сторонами непосредственно по окончании такой приемки, позволяют определить срок приемки поставленного товара и не противоречат требованиям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе).
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы (часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Комиссией установлено, что пунктом 7.1. проекта контракта предусмотрено, что стороны несут ответственность за невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств по контракту в размере, установленном положениями Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042).
Закон о контрактной системе и Постановление N 1042 опубликованы официально для общего ознакомления и находятся в общем доступе; все потенциальные участники аукционных процедур, а затем и лицо, с которым заключен контракт, имеют возможность определить, каким образом будет исчисляться штраф и пени в случае ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Указанная правовая позиция находит свое подтверждение в пункте 34 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017. Следовательно, ссылки в пункте 7.1 проекта контракта на то, что стороны несут ответственность за невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств по контракту, которые в том числе содержат условия о соблюдении сроков сторонами, в размере, установленном положениями Закона о контрактной системе, в том числе частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, является достаточным для понимания участниками закупки, каким образом будет исчисляться размер пени в случае допущения заказчиком просрочки исполнения обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Согласно частям 5, 6, 7 статьи 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.
При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона о контрактной системе) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Проанализировав содержание проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, Комиссия установила, что разделом 12 проекта контракта предусмотрены условия о непреодолимой силе, в том числе, следующие:
12.1. Ни одна из Сторон не несет ответственность перед другой Стороной за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту, обусловленное обстоятельствами, возникшими помимо воли и желания Сторон, и которые нельзя предвидеть или избежать, включая объявленную или фактическую войну, гражданские волнения, эпидемии, блокаду, землетрясения, наводнения, пожары и другие стихийные бедствия, акты органов государственной власти, имеющие влияние на исполнение обязательств по контракту.
12.2. В случае наступления указанных в пункте 12.1. контракта обстоятельств, при условии надлежащего сообщения о них, срок исполнения обязательств по Контракту продлевается на период, соразмерный сроку действия наступившего обстоятельства и разумному сроку для устранения его последствий.
Согласно письменным пояснениям заказчика, условия поставки товара в районы Крайнего Севера предполагают различные форс-мажорные (чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые) обстоятельства, возникшие в течение реализации контрактных обязательств, которые нельзя было разумно предвидеть при заключении контракта (например, резкое падение уровня воды, вследствие чего реки становятся не проходимыми для судов и т.д.).
Установив вышеуказанные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемые положения проекта контракта не противоречат требованиям законодательства РФ.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Изидолг" обоснованной в части формирования положений проекта контракта с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в проект контракта на этапе заключения контракта с участником закупки, признанным победителем.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 апреля 2018 г. N 481
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018