Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "Феррум-97" (далее - Заявитель) на действия ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД РФ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту части сооружения "Сети теплоснабжения литер L8"(от ЦТП до 1 корпуса) ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД России" (извещение N 0318100051718000017) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе. Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "Феррум-97" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) в описании объекта закупки установлены характеристики товаров, определяемые по результатам испытаний (позиции 9 "Раствор готовый", 31 "Бетон"); 2) в описании объекта закупки установлены характеристики товара, которые необходимо конкретизировать, а также характеристики не являющие техническими и качественными (позиция 1 "Трубы").
Представителями Заказчика представлено извещение о проведении закупки, документация об электронном аукционе, заявка участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД РФ" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по капитальному ремонту части сооружения "Сети теплоснабжения литер L8"(от ЦТП до 1 корпуса) ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД России" (извещение N 0318100051718000017).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 737 631,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Приложении N 1 к Разделу 2 "Требования к материалам" аукционной документации Заказчиком установлены следующие технические и функциональные параметры товара (материала), в частности:
|
Наименование товара (материала) |
Технические и функциональные параметры (конкретные значения показателей товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика или эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала) |
1 |
2 |
3 |
9 |
Раствор готовый |
Раствор требуется цементно-известковый или цементный. Раствор должен быть предназначен для заливки пустот в кладке и подачи растворонасосом. В качестве вяжущего должны быть цементы для строительных растворов или портландцемент и шлакопортладцемент и/или известь строительная. В качестве заполнителя должен быть применен песок для строительных работ и/или зола-унос и золошлаковый песок. Плотность в сухом состоянии не должна превышать 1500 кг/м3. Наибольшая крупность зерен наполнителя должна составлять 2,5 мм. Марка подвижности раствора выше Пк1. Проектный возраст более 7 суток. Марка по прочности раствора в проектном возрасте: М100, М150 и М50. Температура применения до - 10°С. |
Согласно п. 4.2.1 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" (с Изменением N 1) основные свойства растворных смесей:
- подвижность;
- водоудерживающая способность;
- расслаиваемость;
- температура применения;
- средняя плотность;
- влажность (для сухих растворных смесей).
На основании п. 4.3 ГОСТ 28013-98 в зависимости от подвижности растворные смеси подразделяют в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
|
|
|
|
|
|
Марка по подвижности Пк |
Норма подвижности по погружению конуса, см |
||||
Пк1 |
От |
1 |
до |
4 |
включ. |
Пк2 |
Св. |
4 |
" |
8 |
" |
Пк3 |
" |
8 |
" |
12 |
" |
Пк4 |
" |
12 |
" |
14 |
" |
Согласно п. 4.10 ГОСТ 28013-98 прочность растворов на сжатие в проектном возрасте характеризуют марками: М4, М10, М25, М50, М75, М100, М150, М200.
В соответствии с п. 3.2 ГОСТ 28013-98 условное обозначение строительного раствора при заказе должно состоять из сокращенного обозначения с указанием степени готовности (для сухих растворных смесей), назначения, вида применяемого вяжущего, марок по прочности и подвижности, средней плотности (для легких растворов) и обозначения настоящего стандарта.
Пример условного обозначения тяжелого раствора, готового к употреблению, кладочного, на известково-гипсовом вяжущем, марки по прочности М100, по подвижности - Пк2:
Таким образом, установленные в описании объекта закупки требования по позиции 9 "Раствор готовый" к марке подвижности раствора, марке по прочности являются основными характеристиками товара и не относятся к показателю товара, значения которых определяются по результатам испытаний.
В свою очередь, согласно п. 4.9 ГОСТ 28013-98 нормируемые показатели качества затвердевшего раствора должны быть обеспечены в проектном возрасте.
За проектный возраст раствора, если иное не установлено в проектной документации, следует принимать 28 сут для растворов на всех видах вяжущих, кроме гипсовых и гипсосодержащих.
Проектный возраст растворов на гипсовых и гипсосодержащих вяжущих - 7 сут.
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ 28013-98 свойства строительных растворов включают свойства растворных смесей и затвердевшего раствора.
Таким образом, в описании объекта закупки по позиции 9 "Раствор готовый" установлены требования как к растворной смеси так и к затвердевшему раствору, что может вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать приемке товара на стадии исполнения контракта при определении соответствия закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
Согласно п. 5.5 ГОСТ 28013-98 подвижность и среднюю плотность растворной смеси в каждой партии контролируют не реже одного раза в смену у изготовителя после выгрузки смеси из смесителя.
Нормируемые технологические показатели качества растворных смесей, предусмотренных в договоре на поставку (среднюю плотность, температуру, расслаиваемость, водоудерживающую способность), и морозостойкость раствора контролируют в сроки по согласованию с потребителем, но не реже одного раза в 6 мес, а также при изменении качества исходных материалов, состава раствора и технологии его приготовления.
В соответствии с п. 6.6 ГОСТ 28013-98 подвижность, среднюю плотность, водоудерживающую способность и расслаиваемость растворных смесей определяют по ГОСТ 5802.
На основании п. 3.1 ГОСТ 5802-86 "Растворы строительные. Методы испытаний" плотность растворной смеси характеризуется отношением массы уплотненной растворной смеси к ее объему и выражается в г/см3.
В соответствии с п. 3.2.1 ГОСТ 5802-86 для проведения испытаний применяют:
- стальной цилиндрический сосуд емкостью 1000+2 мл (черт.2);
- весы лабораторные по ГОСТ 24104*;
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 53228-2008.
- стальной стержень диаметром 12 мм, длиной 300 мм;
- стальную линейку 400 мм по ГОСТ 427.
Согласно п. 3.4.1 ГОСТ 5802-86 плотность растворной смеси P, г/см3, вычисляют по формуле
,
где m - масса мерного сосуда с растворной смесью, г;
m1 - масса мерного сосуда без смеси, г.
Пунктом 3.4.2 ГОСТ 5802-86 определено, что плотность растворной смеси определяют как среднеарифметическое значение результатов двух определений плотности смеси из одной пробы, отличающихся между собой не более чем на 5% от меньшего значения.
При большем расхождении результатов определение повторяют на новой пробе растворной смеси.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к товару затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели товара, определение которых возможно после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих испытаний, что свидетельствует о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
В Приложении N 1 к Разделу 2 "Требования к материалам" аукционной документации Заказчиком установлены следующие технические и функциональные параметры товара (материала), в частности:
|
Наименование товара (материала) |
Технические и функциональные параметры (конкретные значения показателей товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика или эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала) |
1 |
2 |
3 |
1 |
Трубы |
Требуются напорные трубы из полиэтилена, преимущественно ПЭ100 или ПЭ80 или ПЭ63, предназначенные для трубопроводов, транспортирующих воду, в том числе для хозяйственно-питьевого водоснабжения, при рабочей температуре от 0 °С до 40 °С (стандартная температура +20 °С) и давлении не более 2,5 МПа. РN не менее 10. Толщина стенки не менее 6,6 мм. Предельное отклонение от наружного диаметра не более +1,5 мм. Коэффициент снижения максимального рабочего давления при температуре транспортируемой по трубопроводу воды + 40 °С на срок службы 50 лет должен быть не менее 0,62. Наружный диаметр 160 мм, 110 мм. Предельное отклонение от толщины стенки не более +1,3 мм. Трубы должны иметь гладкие наружную и внутреннюю поверхности. Допускаются незначительные продольные полосы и волнистость, не выводящие толщину стенки трубы за пределы допускаемых отклонений. На наружной, внутренней и/или торцевой поверхностях труб не допускаются пузыри, трещины, раковины, посторонние включения, видимые без увеличительных приборов. Цвет труб: черный, черный с синими продольными полосами в количестве не менее четырех равномерно расположенных по окружности трубы, синий, оттенки которого не регламентируются. |
Согласно п. 4.3 ГОСТ 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия" (с Изменением N 1) условное обозначение труб состоит из слова "труба", сокращенного наименования материала (ПЭ 32, ПЭ 63, ПЭ 80, ПЭ 100), стандартного размерного отношения (SDR), тире, номинального наружного диаметра, номинальной толщины стенки трубы, назначения трубы: хозяйственно-питьевого назначения обозначают словом "питьевая", в остальных случаях - "техническая" и обозначения настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений
Труба из полиэтилена ПЭ 32, SDR 21, номинальным наружным диаметром 32 мм и номинальной толщиной стенки 2,0 мм, для систем хозяйственно-питьевого назначения:
Труба ПЭ 32 SDR 21 - 32х2 питьевая ГОСТ 18599-2001
Таким образом, условное обозначение на товар "Трубы" не содержит показатель предельного отклонения от наружного диаметра и предельного отклонения от толщины стенки, в связи с чем, данные характеристики возможно установить только после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих испытаний.
Соответствие товаров (материалов) общеобязательным нормативно установленным требованиям указанных стандартов определяет их качество на стадии изготовления, что подтверждается соответствующими актами (обязательными стандартами, сертификатами соответствия и т.д.). При этом законодательное регулирование отношений, связанных, в частности, с применением и исполнением обязательных требований к продукции, процессам производства, осуществляется отраслевыми нормативными актами и подпадает под сферу действия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а не законодательства в сфере закупок. Следовательно, именно изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции (материалов) и гарантирующим их соответствие заданным требованиям.
Согласно п. 5.2 ГОСТ 18599-2001 трубы должны соответствовать характеристикам, указанным в таблице 5.
Таблица 5
|
|
|
|
|
|
|
Наименование показателя |
Значение показателя для труб из |
Метод испытания |
||||
|
ПЭ 32 |
ПЭ 63 |
ПЭ 80 |
ПЭ 100 |
|
|
1 Внешний вид поверхности |
Трубы должны иметь гладкие наружную и внутреннюю поверхности. Допускаются незначительные продольные полосы и волнистость, не выводящие толщину стенки трубы за пределы допускаемых отклонений. На наружной, внутренней и торцевой поверхностях труб не допускаются пузыри, трещины, раковины, посторонние включения, видимые без увеличительных приборов. Цвет труб - черный, черный с синими продольными маркировочными полосами в количестве не менее трех равномерно расположенных по окружности трубы или синий, оттенки которого не регламентируются. Цвет защитной оболочки - синий. Внешний вид поверхности труб и торцов должен соответствовать контрольному образцу по приложению Е |
По 8.2 |
Таким образом, требование к цвету труб установлено в соответствии с ГОСТ.
В соответствии с п. 8.2 ГОСТ 18599-2001 внешний вид поверхности трубы определяют визуально без применения увеличительных приборов сравнением с контрольным образцом, утвержденным в соответствии с приложением Е.
Установленные Заказчиком требования к товару затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемого товара, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, свидетельствует о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно Инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе (Раздел 8 аукционной документации) при формировании первой части заявки участник закупки указывает сведения установленных заказчиком наименований и значений показателей, характеристик товаров в соответствии с требованиями настоящей инструкции_
_Графа "Требуемые показатели и характеристики" может содержать выбор вариантов исполнения товара, выбор проведенных испытаний. В данном случае Участникам следует руководствоваться положениями настоящей инструкции по заполнению заявки. Показатели, сопровождающиеся словами "не менее", "меньше" являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее заявленное заказчиком_ Показатели, сопровождающиеся словами "не более", "больше" "не должен (-на, -но, -ны) превышать", являются максимальными значениями, при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное или не превышающее заявленное заказчиком_
_В случаях перечисление характеристик через "," означает, что Заказчику требуются товары (материалы), характеристики одновременно с каждым из указанных показателей: в этом случае участнику закупки необходимо указать в составе своей заявки на участие в аукционе все перечисленные заказчиком показатели, а также конкретные характеристики каждого из перечисленных показателей, если перечисление характеристик указано после двoеточия, участником данные характеристики должны быть конкретизированы, т.е. должен быть указан конкретный вариант исполнения материала, при этом исключается возможность участника предложить одновременно два или все возможные варианты исполнения данного товара.
Пунктом 4.1 ГОСТ 18599-2001 размеры труб из композиций полиэтилена ПЭ 32 приведены в таблице 1, из композиций полиэтилена ПЭ 63, ПЭ 80, ПЭ 100 - в таблицах 2 и 3.
Таблица 2 - Средний наружный диаметр и овальность труб из композиций полиэтилена ПЭ 63, ПЭ 80, ПЭ 100
В миллиметрах
|
|
|
|
Номинальный размер DN/OD |
Средний наружный диаметр |
Овальность после экструзии***, не более |
|
|
Предельное отклонение* |
||
110 |
110,0 |
+0,7 |
2,2 |
160 |
160,0 |
+1,0 |
3,2 |
Таблица 3 - Толщины стенок и номинальные давления труб из композиций полиэтилена ПЭ 63, ПЭ 80, ПЭ 100
В миллиметрах
Наименование полиэтилена |
SDR 41 |
SDR 33 |
SDR 26 |
SDR 21 |
||||
Номинальное давление, 105 Па (бар) | ||||||||
ПЭ 63 |
PN 2,5 |
PN 3,2 |
PN 4 |
PN 5 |
||||
ПЭ 80 |
PN 3,2 |
PN 4 |
PN 5 |
PN 6,3 |
||||
ПЭ 100 |
PN 4 |
PN 5 |
PN 6,3 |
PN 8 |
||||
Номинальный размер DN/OD |
Толщина стенки e |
|||||||
номин. |
пред.откл. |
номин. |
пред.откл. |
номин. |
пред.откл. |
номин. |
пред.откл. |
|
110 |
2,7 |
+0,4 |
3,4 |
+0,5 |
4,2 |
+0,6 |
5,3 |
+0,7 |
160 |
4,0 |
+0,5 |
4,9 |
+0,6 |
6,2 |
+0,8 |
7,7 |
+0,9 |
Продолжение таблицы 3
Наименование полиэтилена |
SDR 17,6 |
SDR 17 |
SDR 13,6 |
SDR 11 |
||||
|
Номинальное давление, 105 Па (бар) |
|||||||
ПЭ 63 |
PN 6 |
- |
PN 8 |
PN 10 |
||||
ПЭ 80 |
(PN 7,5) |
PN 8 |
PN 10 |
PN 12,5 |
||||
ПЭ 100 |
(PN 9,5) |
PN 10 |
PN 12,5 |
PN 16 |
||||
Номинальный размер DN/OD |
Толщина стенки e |
|||||||
номин. |
пред.откл. |
номин. |
пред.откл. |
номин. |
пред.откл. |
номин. |
пред.откл. |
|
110 |
6,3 |
+0,8 |
6,6 |
+0,8 |
8,1 |
+1,0 |
10,0 |
+1,1 |
160 |
9,1 |
+1,1 |
9,5 |
+1,1 |
11,8 |
+1,3 |
14,6 |
+1,6 |
Продолжение таблицы 3
|
|
|
|
|
|
|
Наименование полиэтилена |
SDR 9 |
SDR 7,4 |
SDR 6 |
|||
|
Номинальное давление, 105 Па (бар) |
|||||
ПЭ 63 |
- |
- |
- |
|||
ПЭ 80 |
PN 16 |
PN 20 |
PN 25 |
|||
ПЭ 100 |
PN 20 |
PN 25 |
- |
|||
Номинальный размер DN/OD |
Толщина стенки e |
|||||
номин. |
пред.откл. |
номин. |
пред.откл. |
номин. |
пред.откл. |
|
110 |
12,3 |
+1,4 |
15,1 |
+1,7 |
18,3 |
+2,0 |
160 |
17,9 |
+1,9 |
21,9 |
+2,3 |
26,6 |
+2,8 |
Таким образом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки участникам закупки необходимо при формировании заявки указать трубы с наружным диаметром 160 мм и 110 мм и при этом указать одно конкретное значение предельного отклонения от наружного диаметра и одно конкретное значения предельного отклонения от толщины стенки для обоих диаметров труб, что будет противоречить требованиям государственного стандарта и, соответственно, нарушает положения п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
В Приложении N 1 к Разделу 2 "Требования к материалам" аукционной документации Заказчиком установлены следующие технические и функциональные параметры товара (материала), в частности:
|
Наименование товара (материала) |
Технические и функциональные параметры (конкретные значения показателей товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика или эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала) |
1 |
2 |
3 |
31 |
Бетон |
Требуется бетон. Класс - В3,5; В7,5; В10; В15. Плотность более 2000 кг/м3. Подвижность не ниже П1. В качестве вяжущих материалов должен применяться шлакопортландцемент или портландцемент. В качестве заполнителей для бетонов необходимо применять щебень или гравий из плотных горных пород и/ или природный песок и/или песок из отсевов дробления горных пород. Щебень в случае его применения в качестве крупного заполнителя, должен быть из осадочных пород. Морозостойкость не ниже F100. Бетонная смесь из применяемого бетона должна быть БСМ и/или БСТ. Бетон должен быть без добавок или с применением воздухововлекающих (газообразующих) добавок. Применяемый цемент ЦЕМ I или ЦЕМ II или ЦЕМ III. . Бетон должен выдерживать температуру ниже минус девяти градусов Цельсия. Расслаиваемость бетонной смеси не должна превышать следующих значений - водоотделение 0,8%, расствороотделение 4%. |
Согласно п. 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" по показателям качества бетоны подразделяют:
- по прочности:
на классы прочности на сжатие: В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20, В22,5, В25 _
В соответствии с п. 4.3.2 ГОСТ 26633-2015 классы бетона по прочности, марки по морозостойкости, водонепроницаемости и истираемости устанавливают в соответствии с нормами проектирования и указывают в проектной и технологической документации, стандартах и технических условиях на изделия и конструкции.
Согласно п. 3.1.1 ГОСТ 18105-2010 нормируемая прочность бетона: прочность бетона в проектном возрасте или ее доля в промежуточном возрасте, установленная в нормативном или техническом документе, по которому изготавливают БСГ или конструкцию.
Примечание. В зависимости от вида прочности в проектном возрасте устанавливают следующие классы бетона по прочности:
B - класс бетона по прочности на сжатие;
Bt- класс бетона по прочности на осевое растяжение;
Btb - класс бетона по прочности на растяжение при изгибе.
В соответствии с п. 8.6 ГОСТ 18105-2010 значения требуемой прочности бетона БСГ и сборных конструкций должны быть указаны в документе о качестве партий БСГ по ГОСТ 7473 и сборных конструкций - по ГОСТ 13015.
Пунктом 4.3 ГОСТ 7473-2010 (EN 206-1:2000) определено, что условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта.
В соответствии с п. 4.4.1 ГОСТ 7473-2010 бетонные смеси должны соответствовать требованиям ГОСТ 7473.
На основании п. 3.1 ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" бетонная смесь: готовая к применению перемешанная однородная смесь вяжущего, заполнителей и воды с добавлением или без добавления химических и минеральных добавок, которая после уплотнения, схватывания и твердения превращается в бетон.
Пунктом 3.4 ГОСТ 7473-2010 определено, что бетонная смесь заданного качества: бетонная смесь, требуемые свойства и дополнительные характеристики которой задаются производителю, несущему ответственность за обеспечение этих требуемых свойств и дополнительных характеристик.
Согласно п. 4.2 ГОСТ 7473-2010 в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на группы: жесткие (Ж), подвижные (П) и растекающиеся (Р). Группы подразделяют на марки по удобоукладываемости.
Пунктом 4.3 ГОСТ 7473-2010 установлено, что условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта.
Согласно п. 5.1.3 ГОСТ 7473-2010 бетонные смеси характеризуют следующими технологическими показателями качества:
- удобоукладываемость;
- средняя плотность;
- расслаиваемость;
- пористость;
- температура;
- сохраняемость свойств во времени;
- объем вовлеченного воздуха.
На основании п. 5.1.4 ГОСТ 7473-2010 в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на марки в соответствии с таблицами 1-4.
Таблица 2 - Марки по осадке конуса
Марка |
Осадка конуса, см |
П1 |
1-4 |
П2 |
5-9 |
П3 |
10-15 |
П4 |
16-20 |
П5 |
Более 20 |
Таким образом, требования Заказчика, установленные по позиции 31 "Бетон" к классу бетона по прочности, подвижности не являются требованиями к показателю товара, значения которого определяются по результатам испытаний.
В свою очередь, согласно п. 5.1.6 ГОСТ 7473-2010 расслаиваемость бетонной смеси не должна превышать значений, приведенных в таблице 6.
Таблица 6 - Требования к расслаиваемости бетонной смеси
|
|
|
|
Марка по удобоукладываемости |
Расслаиваемость бетонной смеси, %, не более |
||
Водоотделение |
Раствороотделение |
||
|
тяжелых и мелкозернистых бетонов |
легких бетонов |
|
Ж1-Ж5 |
0,2 |
3 |
4 |
П1-П2 |
0,4 |
3 |
4 |
П3-П5 и Р1-Р6 |
0,8 |
4 |
6 |
На основании п. 6.2 ГОСТ 7473-2010 бетонные смеси принимают партиями. В состав партии включают бетонную смесь одного номинального состава, приготовленную из одних и тех же материалов по единой технологии. Объем партии бетонной смеси устанавливают по ГОСТ 18105 или по значению, указанному в договоре на поставку бетонной смеси.
В соответствии с п. 7.2 ГОСТ 7473-2010 показатели качества бетонной смеси определяютпо ГОСТ 10181 - удобоукладываемость, расслаиваемость, среднюю плотность и пористость, объем вовлеченного воздуха.
Согласно п. 7 ГОСТ 10181-2000 "Смеси бетонные. Методы испытаний" расслаиваемость бетонной смеси оценивают показателями раствороотделения и водоотделения.
В п. 7.1 ГОСТ 10181-2000 определены средства испытания
Для определения расслаиваемости бетонной смеси применяют:
- формы стальные для изготовления контрольных образцов бетона типа ФК-200 по ГОСТ 22685;
- сосуд вместимостью 5000 см3;
- виброплощадку лабораторную;
- противень;
- линейки стальные по ГОСТ 427;
- сито с отверстиями диаметром 5 мм;
- электрошкаф сушильный;
- посуду мерную стеклянную по ГОСТ 1770.
Пунктом 7.2 ГОСТ 10181-2000 установлено определение раствороотделения бетонной смеси
В соответствии с п. 7.2.1 ГОСТ 10181-2000 раствороотделение бетонной смеси с крупным заполнителем, характеризующее ее расслаиваемость при динамическом воздействии, определяют путем сопоставления содержания растворной составляющей в нижней и верхней частях бетонной смеси, уплотненной в мерном сосуде или форме для изготовления контрольных образцов бетона.
Пунктом 7.3 ГОСТ 10181-2000 предусмотрено определение водоотделения бетонной смеси
В соответствии с п. 7.3.1 ГОСТ 10181-2000 водоотделение бетонной смеси определяют после ее отстаивания в мерном сосуде или форме в течение определенного промежутка времени.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, свидетельствует о нарушении п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Феррум-97" обоснованной в части установления требований к показателям товаров, определяемых по результатам испытаний (позиции 9 "Раствор готовый", 31 "Бетон"); некорректного установления требований к товарам (позиции 1 "Трубы", 9 "Раствор готовый").
2. Признать в действиях Заказчика - ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД РФ" нарушение п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД РФ" (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 186
по делу N ЭА-510/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
12 апреля 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
на основании своего решения от 12.04.2018 г. по делу N ЭА-509/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Феррум-97" на действия ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД РФ" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту части сооружения "Сети теплоснабжения литер L8"(от ЦТП до 1 корпуса) ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД России" (извещение N 0318100051718000017) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД РФ" (единой комиссии) устранить нарушение п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу ЭА-510/2018 от 12.04.2018 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 08.05.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 апреля 2018 г. N ЭА-510/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2018