Резолютивная часть оглашена
12.04.2018 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" жалобу ООО "Регион Мед" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для нужд ГБУЗ Самарской области "Самарская городская клиническая больница N 1 имени Н.И. Пирогова (извещение N0142200001318003352, начальная (максимальная) цена контракта - 2 960 000,00 руб.)
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Регион Мед" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для нужд ГБУЗ Самарской области "Самарская городская клиническая больница N 1 имени Н.И. Пирогова (извещение N0142200001318003352).
1. Заявитель указывает, что заказчик установил дискриминационные ограничения в отношении медицинских изделий, зарегистрированных в странах ЕАЭС.
2. Заказчик не установил требования к предоставлению гарантии, к гарантийному сроку.
3. Заказчик установил в контракте неопределенное требование о предоставлении "документа, подтверждающего соответствие".
4. Заказчик в условиях контракта отсылает к неизвестному закону.
5.Заказчик установил в документации требования, ограничивающие конкуренцию на рынке сервиса медицинской техники.
6. Размещенная документация не соответствует плану-графику.
7. Заказчик при описании объекта закупки не использовал документы национальной системы стандартизации и не включил при этом в документацию соответствующее обоснование.
8. Описание объекта закупки содержит требования к производителю товара, направленное на ограничение конкуренции в пользу товара одного конкретного производителя.
9. Техническое задание содержит неопределенные требования к техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара.
10. Техническое задание содержит указание на товарные знаки без установления критериев эквивалентности.
Просит признать жалобу обоснованной, приостановить проведение электронного аукциона в части заключения контракта до принятия решения по настоящей жалобе, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание.
Представители заказчика и уполномоченного органа против доводов заявителя возражал, просил отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 24 Информационной карты установлены ценовые преференции для закупки товаров, происходящих из государств членов Евразийского экономического союза, в размере 15 % в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 155 от 25.03.2014 г.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
В соответствии с пунктом 7.3. Технического задания поставщик обязан предоставить вместе с оборудованием гарантию производителя каждого оборудования. Дополнительно к гарантии производителя Поставщик вместе с оборудованием предоставляет свою гарантию на поставляемое оборудование, срок действия которой, должен быть не менее 12 месяцев и не менее чем срок действия гарантии производителя данного оборудования.
Таким образом, гарантийный срок определен в документации, но может быть уточнен исходя из условий конкретного производителя.
Подпункт "ж" пункта 5.3 проекта договора соотносится с пунктом 7.1 Технического задания, согласно которому поставляемое оборудование, тара, упаковка и маркировка должны соответствовать действующим ГОСТам и ТУ. Качество оборудования подтверждается сертификатами качества и безопасности (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. N982), регистрационными удостоверениями медицинских изделий.
Так, Федеральным законом "О техническом регулировании" оценка соответствия осуществляется в форме сертификации либо декларирования соответствия (ст. 20 Закона) с выдачей сертификата соответствия (ст. 25 Закона) либо декларации соответствия (ст. 24 Закона).
Согласно части 3 статьи 4 Закона "О техническом регулировании" Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Аппараты искусственной вентиляции легких включены в раздел "Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма".
Единый перечень продукции, подтверждение соответствия, который осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. N982.
Кроме того, Техническое задание к проекту контракта содержит указание на предоставление при поставке Декларации о соответствии, зарегистрированный Органом по сертификации, то есть и вид документа, и уполномоченный орган по п.п. "ж" п. 5.3 договора определены.
Проект договора в преамбуле содержит ссылку на применение по тексту договора Закона о контрактной системе.
Техническая ошибка допущенная заказчиком в аукционной документации не влечет для потенциального поставщика неблагоприятных последствий в указанной части, так как в части применения штрафных санкций к поставщику за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договорных обязательств Закон о контрактной системе процитирован верно.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Согласно пункту 6.1 Технического задания "поставщик обязан: оказывать консультационную поддержку и сервисное (техническое) обслуживание оборудования в течение всего гарантийного срока, указанного в настоящем техническом задании.
При необходимости консультанты поставщика в течении гарантийного срока в рабочее время Заказчика должны обучать специалистов Заказчика навыкам работы на поставленном медицинском оборудовании с выдачей соответствующих актов по проведению инструктажа и обучения персонала. При этом указанное обучение Поставщиком специалистов Заказчика навыкам работы на медицинском оборудовании и его технического обслуживания в объеме, гарантирующем его эффективную эксплуатацию.
Принять на себя в отношении Заказчика все гарантийные обязательства производителя оборудования по качеству, гарантийному полному ремонту и сервисному обслуживанию оборудования, а также все иные гарантийные обязательства. Гарантийный ремонт и сервисное обслуживание осуществляется авторизованным компанией - производителем сервисным центром с сертифицированными инженерами. Гарантийное обслуживание с момента ввода в эксплуатацию должно составлять не менее 12 месяцев".
Требование о том, что гарантийный ремонт и сервисное обслуживание осуществляется авторизованным компанией - производителем сервисным центром относится к объему гарантии, предоставляемому производителем.
Согласно части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
По позиции плана - графика Заказчик указывает общий срок осуществления закупки: с 01.03. 2018 г. по 31.12.2018 г.
Между тем в нарушение части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе размещенная документация об электронном аукционе содержит срок окончания исполнения контракта - июнь 2018 года. В частности:
- пункт 5.1 проекта контракта -поставка до 15.05.2018;
- пункт 9.5 проекта контракта -оплата в течение 15 календарных дней;
- пункт 12.1. проекта контракта- срок действия контракта - по 30.06.2018 г.
Кроме того, закупка осуществляется в рамках подготовки учреждения к чемпионату мира по футболу 2018 года, то есть до 30.06.2018 г. контракт должен быть исполнен сторонами.
Таким образом, размещенная документация об электронном аукционе в нарушение части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе содержит информацию, отличную от указанной в плане-графике.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
ГОСТ 55954-2014 распространяется на государственные закупки высокотехнологичного медицинского оборудования (ВМО) для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В Стандарте даны определения, в частности, в пункте 3.8: высокотехнологичная медицинская помощь (high technology medical aid): часть специализированной медицинской помощи, включающая в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
В пункте 3.9 ГОСТ 55954-2014 закреплено: высокотехнологичное медицинское оборудование (highly technological medical equipment): медицинское оборудование, специально предназначенное для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Из содержания Технического задания следует, что к поставке заявлен аппарат ИВЛ среднего класса для продленной вентиляции и транспортировки.
Требуемый аппарат не является высокотехнологичным оборудованием и закупается заказчиком не для использования при оказании высокотехнологичной медицинской помощи.
Доказательств обратного вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе заявителем не представлено.
Вопреки части 9 части 105 Закона о контрактной системе Заявителем жалобы обоснований и также доказательств, подтверждающих невозможность участия в аукционе и поставки товара, необходимого заказчику, не представил, кроме того, заявитель не представил доказательств того, что обжалуемые действия заказчика влекут ограничение круга участников закупки.
В ходе заседания заказчик отрицал утверждение заявителя о том, что требования документации закупки соответствует 1 производителю ИВЛ.
Установлено, что при обосновании и расчете начальной (максимальной) цены контракта использовано два коммерческих предложения, соответствующих объекту закупки, что свидетельствует о возможности как минимум двух хозяйствующих субъектов принять участие в закупке на объявленных условиях.
Заявитель указывает, что Техническое задание содержит неопределенные требования к техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара.
При описании объекта закупки заказчик самостоятельно устанавливает показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика.
При этом заказчик вправе включать в документацию о закупке только те требованиям к используемым для выполнения работ товарам, которые по мнению заказчика являются значимыми для качественного выполнения работ (оказания услуг).
ООО "Регион Мед" указывает, что Техническое задание содержит указание на товарные знаки без установления критериев эквивалентности.
В пункте 4 "Наименование, описание и объем товара" технического задания в технических характеристиках к нагревательному элементу в наименовании показателя "Нагреватель работает в комплекте" в графе "Вариант значения показателя с возможностью выбора одного или нескольких значений" указано "с Т-образным коннектором, имеющим порт для нагревательного элемента или с тепло-влагообменным фильтром (НМЕ-фильтром HigroventGold или эквивалент, имеющим порт для нагревательного элемента, устанавливаемым в дыхательном контуре между тройником пациенты и эндотрахеальной трубкой".
В пункте 4 "Наименование, описание и объем товара" технического задания в технических характеристиках к Т-образному коннектору со встроенной системой для подачи воды и портом для нагревательного элемента в наименовании показателя "У основания данного коннектора" в графе "Варианты значений показателя с возможностью выбора одного или нескольких значений" указано "Gore-Tex" или эквивалент", а в графе "Значения показателя, которое не может меняться, в том числе диапазон значений" указано "имеется полупроницаемая мембрана, параллельно которой сбоку коннектора крепится гибкий катетер для подачи воды", что указывает на определение заказчиком критериев эквивалентности.
Запросов разъяснений положений аукционной документации в адрес заказчика не поступало. Жалобы от иных участников закупки не рассматривались.
В то же время Заявитель не лишается права обратиться в антимонопольный орган с заявлением в порядке статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при наличии данных, подтверждающих нарушение антимонопольного законодательства при осуществлении спорной закупки.
Таким образом, жалобу ООО "Регион Мед" следует признать частично обоснованной.
Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания, так как выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Регион Мед" частично обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 12 апреля 2018 г. N 355-13591-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2018