Резолютивная часть решения оглашена "27" апреля 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено "07" мая 2018 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.
в присутствии представителя Жердевского городского муниципального казенного учреждения "Служба по благоустройству и эксплуатации" <_>,
в отсутствие представителей ООО "Перспектива", ООО "Недра Сибири",
рассмотрев жалобы ООО "Перспектива" и ООО "Недра Сибири" (далее - Заявитель) Жердевского городского муниципального казённого учреждения "Служба по благоустройству и эксплуатации" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги по улице Октябрьской, в городе Жердевка Жердевского района Тамбовской области (извещение N 0864300000518000012) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Жердевское городское муниципальное казённое учреждение "Служба по благоустройству и эксплуатации" 06.04.2018 опубликовало на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение N 0864300000518000012 на выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги по улице Октябрьской, в городе Жердевка Жердевского района Тамбовской области (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 551 600 руб.
ООО "Перспектива" и ООО "Недра Сибири", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратились с жалобой в Тамбовское УФАС России.
В качестве доводов ООО "Перспектива" указало следующее:
- Заказчик в проекте контракта не установил обязательное условие, предусмотренное ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе;
- в проекте контракта Заказчик неправомерно установил ответственность подрядчика за ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
В качестве доводов ООО "Недра Сибири" указывает следующее:
- Заказчик неправомерно установил требование о наличии опыта работ по предмету контракта;
- в проекте контракта установлены сроки оплаты выполненных работ в нарушение требований ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе;
- Заказчиком не конкретизирован срок действия контракта, что затрудняет определение срока действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения контракта.
Заказчик представил письменные возражения по существу жалоб, в которых частично признал допущенные нарушения.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителей, пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Довод ООО "Перспектива" о нарушении ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе признается Комиссией Тамбовского УФАС России обоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Вместе с тем, в проекте муниципального контракта документации об Аукционе не установлено положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
2. ООО "Перспектива" указывает на неправомерность установления Заказчиком в пункте 10.4 проекта муниципального контракта условия об ответственности подрядчика за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Указанный довод Комиссия Тамбовского УФАС России признает необоснованным
Пунктом 10.4 проекта муниципального контракта установлено следующее: "За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ и составляет _____________ руб. (оговорка: данный пункт не применяется и фиксированная сумма размера штрафа не включается в Контракт в случае если в Контракте отсутствует условие об обязанности Подрядчика по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту)".
В силу части 2 статьи 110.2 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 (далее - Постановление N 570) "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" был утверждены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Постановления N 570 подлежат включению заказчиком в документацию о закупке возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 570 конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
- не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
- не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Согласно пункту "в" Постановления N570 порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги. В документации отсутствуют возможные виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению, предусмотренных проектной документацией.
В пункте 10.4 проекта муниципального контракта содержится оговорка, указывающая на то, что "данный пункт не применяется и фиксированная сумма размера штрафа не включается в Контракт в случае если в Контракте отсутствует условие об обязанности Подрядчика по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту".
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России не усматривает в спорном положении проекта контракта нарушений Закона о контрактной системе.
3. ООО "Недра Сибири" считает, что Заказчиком неправомерно установил в документации Аукциона требование к участникам закупки по Постановлению Правительства РФ N 99 от 14.02.2015.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод не обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления Правительства от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Согласно извещению о проведении Аукциона предметом закупки является выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги.
Пунктом 24 Информационного паспорта аукциона документации Аукциона установлено, в том числе, следующее: "Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки: устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 в разделе 5 аукционной документации".
Поскольку предметом Аукциона является выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги, дополнительные требования к участникам закупки не применяются, что прямо указано в пункте 24 Информационного паспорта аукциона документации Аукциона.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку подача жалобы Заявителем на положения документации электронного аукциона предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем прав и законных интересов заявителя.
В нарушение статьи 105 Закона о контрактной системе Заявитель в жалобе не обосновал и не представил подтверждающих доказательств, какие затруднения в заполнении заявки и участии в аукционе создают обжалуемые им положения документации Аукциона. Представительство в заседании Заявителем жалобы также не обеспечено, в связи с чем, устных пояснений по доводам жалобы не представлено.
4. ООО "Недра Сибири" считает, что Заказчиком в проекте контракта установлены сроки оплаты выполненных работ в нарушение требований ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод Заявителя обоснованным в силу следующего.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Пунктом 2.4 проекта муниципального контракта установлено следующее: "Оплата по настоящему контракту осуществляется Муниципальным заказчиком после каждого этапа выполненных Подрядчиком работ в течение 30-ти рабочих дней с даты подписания Заказчиком документов о приемке - актов приемки выполненных работ (форма N КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) в пределах доведенных до Заказчика лимитов бюджетных обязательств".
Таким образом, Заказчик установил срок оплаты выполненных работ с нарушением требований ч.13.1 ст.34 Закона о контрактной системе.
5. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком в проекте контракта не установлены конкретные сроки, позволяющие определить минимальный срок действия банковской гарантии.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод жалобы необоснованным в силу следующего.
Пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Таким образом, контракт действует до исполнения заказчиком обязанности по оплате либо до его расторжения.
Пунктом 12.3 установлено: "Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до исполнения сторонами обязательств по Контракту".
Пунктом 3.1 муниципального контракта установлено следующее:
"3.1. Подрядчик выполняет работы, предусмотренные п.1.1 настоящего Контракта в следующие сроки:
1-й этап: с ПК 0+00 - ПК 10+00 .
Начало работ: с момента заключения муниципального контракта до 01 августа 2018 г.
2-й этап: с ПК 10+00 - ПК 21+00.
Начало работ: с 01 августа 2018 г. до 01 октября 2018 г.".
Пунктом 2.4 проекта муниципального контракта установлено следующее: "Оплата по настоящему контракту осуществляется Муниципальным заказчиком после каждого этапа выполненных Подрядчиком работ в течение 30-ти рабочих дней с даты подписания Заказчиком документов о приемке - актов приемки выполненных работ (форма N КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) в пределах доведенных до Заказчика лимитов бюджетных обязательств".
Пунктом 6.1 проекта муниципального контракта установлено следующее: "Муниципальный заказчик обязан принять окончательный результат Работ в течение трех рабочих дней от даты получения письменного уведомления Подрядчика или направить Подрядчику мотивированный письменный отказ.
К письменному уведомлению Подрядчик прикладывает акт сдачи-приемки объекта с исполнительной документацией".
Таким образом, наличие в контракте данных сроков позволяет участникам закупки рассчитать сроки действия контракта, а значит, и банковской гарантии, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной в части нарушения Заказчиком ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
2. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" обоснованной в части нарушения Заказчиком ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Признать Жердевское городское муниципальное казённое учреждение "Служба по благоустройству и эксплуатации" нарушившим, ч. 13 и ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Жердевскому городскому муниципальному казённому учреждению "Служба по благоустройству и эксплуатации" обязательное для исполнения предписание.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делам N РЗ-87/18 и N РЗ-88/18 о нарушении законодательства о контрактной системе
Резолютивная часть предписания оглашена "28" апреля 2018 года.
В полном объеме предписание изготовлено "07" мая 2018 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия) в составе:
председатель - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.
на основании своего решения от 07.05.2018 по делам NРЗ-87/18 и РЗ-88/18 о нарушении законодательства о контрактной системе на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Жердевскому городскому муниципальному казённому учреждению "Служба по благоустройству и эксплуатации" при заключении муниципального контракта по результатам проведенного электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги по улице Октябрьской, в городе Жердевка Жердевского района Тамбовской области (извещение N 0864300000518000012) установить в контракте:
- срок оплаты за выполненные работы в соответствии с требованиями ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе;
- положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
4. Настоящее предписание исполнить в срок до 30 мая 2018 года.
5. Об исполнении настоящего предписания сообщить и представить доказательства в Тамбовское УФАС России в срок до 30 мая 2018 года.
Комиссия Тамбовского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 28 апреля 2018 г. N РЗ-87/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2018