Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_>- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее также - ООО "Олимп", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Государственного казенного учреждения "Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ "Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я)", заказчик): <_> (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Саха (Якутия) (далее также - Госкомзакупок, уполномоченный орган): <_>, <_> (представители по доверенностям);
от заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью "Адгезия" (далее также - заинтересованное лицо, ООО "Адгезия"): <_> (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Олимп" на действия заказчика ГКУ "Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я)", уполномоченного органа государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Внутрипоселковые газовые сети с. Бердигестях Горного улуса Р(Я) (изв. N 0116200007918001250), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Олимп"
Из текста жалобы ООО "Олимп" следует, что:
1) в позиции 139 "Отводы стальные" установлено: "диаметром условного прохода 250 мм, наружным диаметром 273 мм, толщиной стенки 7 мм". Исходя из логического умозаключения толщина стенки должна быть равна половине разности наружного диаметра с диаметром условным. Размер толщины стенки, требуемый заказчиком, не подойдет к наружному и условному диаметрам, также требуемым заказчиком. Аналогичное нарушение допущено заказчиком в позиции 55 "Заглушка".
2) в позиции 155 "Бетон тяжелый" указано: "Класс прочности: В12,5 (М150)" Заказчик использует недействующий ГОСТ.
3) заказчик предъявляет избыточные требования по позициям 1 "Изолирующая лента", 2 "Обертка изолирующей ленты", 133 "Краска", 134 "Грунтовка", а именно установлены требования к показателям, конкретные значения которых становятся известны при испытании.
4) разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменного пояснения заказчика следует, что в позиции 139 "Отводы стальные" отводы стальные 273х7 мм условным проходом 250 мм указаны согласно ГОСТ 17375-83 "Отводы крутоизогнутые". По таблице указаны размеры отводов и соответствующие к ним диаметры условного прохода. Заглушки эллиптические указаны согласно ГОСТ 17379-2001 "Заглушки эллиптические". Кроме того, заявителем не указано, какая именно норма российского законодательства нарушена заказчиком. Не установлено также, каким образом конкретные показатели характеристик товара (материала) при отсутствии каких-либо требований к их изменению могут являться причиной невозможности составления первой части заявки.
В позиции 15 "Бетон тяжелый" заказчик поясняет, что объектом закупки является "Выполнение работ по строительству объекта_". В соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса РФ строительные работы объектов капитального строительства могут выполняться только при наличии проектной документации. Одной из частей проектной документации является сметная документация (п. 11 ч. 12 с.. 48 ГрК РФ). Таким образом, при составлении описания объекта закупки заказчик обязан руководствоваться, в том числе сметной документацией. Сметная документация получила положительное заключение определение сметной стоимости, следовательно, прошла проверку, в том числе на соответствие товаров (материалов) нормам законодательства. Материал "бетон тяжелый В12,5 (М150), (ГОСТ 26633-2015)" указаны в Федеральной сметно-нормативной базе ФСНБ-2001, разработанной на основании Государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001), и которую должны применять на территории Российской Федерации при составлении проектно-сметной документации. Таким образом, заказчик не обладает полномочиями и не имеет соответствующей компетенции при описании объекта закупки отступить от утвержденной и прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документации, установив требования, не предусмотренные проектно-сметной документацией, а также федеральной сметно-нормативной базой, а также не имеет оснований к применению иных сведений, создающих противоречие в описании объекта закупки.
По 3-му доводу жалобы заказчик поясняет, что по позициям 1,2,133,134 характеристики товаров указаны, с учетом требований к товарам, предусмотренным проектно-сметной документацией. Согласно ч.1 ст.33 Закона о контрактной системы, заказчик указал в описании объекта функциональные, технические и качественные характеристики, при этом отсутствуют товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименование места происхождения товара и наименование производителя. Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в документации о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в техническом описании объекта закупки заказчик указал необходимые минимальные показатели для подбора закупаемого материала, при этом проведение каких-либо лабораторных, практических или иных испытаний не нужно. Данные характеристики содержатся в технических условиях любого товара при его производстве (указаны в этикетках, сертификатах и т.д.).
По 4 доводу жалобы заказчик поясняет, что в первом случае указан срок действия банковской гарантии. Во втором случае указан срок возврата денежных средств, при внесении подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта денежных средств.
Заказчик просит признать жалобу ООО "Олимп" необоснованной.
Из письменного пояснения уполномоченного органа следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Относительно первого довода, поясняют, что заказчик установил требования исходя из своих потребностей согласно ГОСТ 17375-2001 и ГОСТ 17380-2001. Между тем, в нарушение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе заявитель не приводит подтверждения нарушения какой-либо нормы, установленной законодательством РФ или РС(Я).
По второму доводу поясняют, что в скобке добавили по классу прочности М150 по старому варианту, что не нарушает никаких норм, и не вводит заблуждение, а наоборот уточняет и расширяет понятие дополнительно для участников, которые привыкли работать по старому стандарту, чтобы установить однозначность маркировки класса прочности.
По третьему доводу заказчик установил требования исходя из своих потребностей в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе. Также поясняют, что чем прочнее изолирующая лента и чем больше удлиняется до разрыва, тем плотнее наматывается и прочнее удерживает изоляцию. Также если водопоглощение будет высоким он теряет изолирующие свойства, т.к. вода является отличным проводником, и учитывая температурные условия республики температура хрупкости тоже играет большую роль при наматывании предметов, которые находятся на улице и т.д. Относительно обертки изолирующей ленты, краски, грунтовки пояснения аналогичны.
По четвертому доводу поясняют, что в соответствии с частью 3 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. На основании этой нормы установлено требование по пункту 6.1.4 проекта контракта. В силу части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В исполнение этой нормы введен пункт 6.1.13 проекта контракта, т.к. согласно пункта 6.1.12 проекта контракта у подрядчика имеется возможность выбора способа обеспечения исполнения контракта.
Просят признать жалобу ООО "Олимп" не подлежащим рассмотрению в связи с тем, что жалоба не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 22.03.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 233 647 180,74 руб.;
4) на участие в закупке подана 1 заявка от участников закупки;
5) единственная заявка участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации.
6) На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу заявителя необоснованной на основании следующего.
Довод заявителя в части того, что в позициях 139 "Отводы стальные", 55 "Заглушка" описания объекта закупки установлены некорректные требования к размеру толщины стенки, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации приведена таблица "Требования к основным используемым товарам", в которой установлено, в том числе следующее:
Отводы 90° с радиусом кривизны R=1,5 Ду на Ру до 16 МПа (160 кгс/см), диаметром условного прохода 250 мм, наружным диаметром не менее 273 мм, толщиной стенки не менее 7 мм или эквивалент.
При этом, позиция 55 "Заглушка", указанная заявителем в жалобе, в "Описание объекта закупки" аукционной документации в таблице "Требования к основным используемым товарам" отсутствует.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru в настоящее время действует "ГОСТ 17375-2001 (ИСО 3419-81). Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Отводы крутоизогнутые типа 3D (R 1,5 DN). Конструкция" (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 27.05.2002 N 205-ст) (далее также - ГОСТ 17375-2001).
Согласно разделу 1 "Область применения" ГОСТ 17375-2001 настоящий стандарт распространяется на бесшовные приварные отводы из углеродистой и низколегированной стали типа 3D с R = 1,5 DN и = 45°, = 60°, = 90° и = 180°, изготавливаемые из труб методами штамповки или протяжки по рогообразному сердечнику. Область применения отводов - в соответствии с разделом 1 ГОСТ 17380. Требования пункта 4.1 и раздела 5 являются обязательными, остальные требования - рекомендуемыми.
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ 17375-2001 конструкция и размеры отводов должны соответствовать указанным на рисунке 1 и в таблицах 1 и 2.
В соответствии с таблицей 2 "Отводы исполнения 2" (размеры в миллиметрах) при DN=250, D=273 показатель Т может быть равным, в том числе 7,0.
В соответствии с разделом 2 "Нормативные ссылки" ГОСТ 17375-2001 в настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ 17380-2001 (ИСО 3419-81). Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Общие технические условия.
Согласно разделу 3 "Определения, обозначения и сокращения" ГОСТ 17375-2001 термины, их определения, обозначения и сокращения - по ГОСТ 17380.
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ 17375-2001 конструкция и размеры отводов должны соответствовать указанным на рисунке 1 и в таблицах 1 и 2.
Следовательно, в позиции 139 "Отводы стальные" описания объекта закупки требования к размеру толщины стенки установлены в соответствии с действующими ГОСТ.
Кроме того, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Заявителем не представлены доказательства того, что установленные в аукционной документации требования к размеру толщины стенки являются некорректными.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод заявителя в части установления в позиции 155 "Бетон тяжелый" показателя, несоответствующего действующему ГОСТ, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации приведены таблица "Требования к основным используемым товарам", в которой установлено, в том числе следующее:
155 |
Бетон тяжелый |
Класс прочности: В12,5 (М150) Показатель подвижности - в диапазоне от П1 до П4 Морозостойкость - F50. При более чем 50 циклах замораживания/размораживания прочность монолита снижается ориентировочно на 5% от первоначального показателя. Водонепроницаемость - W2 Удельная плотность в зависимости от применяемых наполнителей варьируется в пределах 2100-2300 кг/м3 или эквивалент |
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru в настоящее время действует "ГОСТ 26633-2015 Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 17.03.2016 N 165-ст) (далее также - ГОСТ 26633-2015).
В тексте ГОСТ 26633-2015 отсутствует указание на маркировку класса бетона по прочности на сжатие "М150".
Вместе с тем, согласно пункту 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 по показателям качества бетоны подразделяют: на классы прочности на сжатие, в том числе В12,5.
Таким образом, с учетом того, что описание объекта закупки в указанной заявителем части содержит показатель, соответствующий действующему ГОСТ, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика оспариваемой заявителем части нарушений требованиям Закона о контрактной системе.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод заявителя в части установления избыточных требований по позициям 1 "Изолирующая лента", 2 "Обертка изолирующей ленты", 133 "Краска", 134 "Грунтовка", а именно требования к показателям, конкретные значения которых становятся известны при испытании, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации приведены таблица "Требования к основным используемым товарам", в которой установлено, в том числе следующее:
1 |
Изолирующая лента |
|
||||||||||||||||||||||||
2 |
Обертка изолирующей ленты |
Толщина, мм не менее 0,65 Ширина, мм не менее 225 не более 450 Длина , мм не менее 170 Прочность при разрыве, Мпа не менее 18 Водопоглощение в теч. 1000 ч при 20°С не более 0,5 % Температура хрупкости не выше -60°С Или эквивалент |
||||||||||||||||||||||||
133 |
краска |
Блеск пленки, %, не менее 50 Массовая доля нелетучих веществ, % 49-70 Время высыхания до степени 3 при темп. 20°С, ч, не более 24 или эквивалент |
||||||||||||||||||||||||
134 |
Грунтовка |
Огрунтовка металлических поверхностей за один раз грунтовкой Цвет пленки Красно-коричневый, оттенок не нормируется. После высыхания пленка должна быть ровной, однородной, матовой или ровной, однородной, полуглянцевой. Степень разбавления растворителем не более 20% Массовая доля нелетучих веществ 54-60% Степень перетира не более 40 мкм Время высыхания до степени 3 при (1055)°С не более 35 мин Время высыхания до степени 3 при (202)°С не более 24 ч или эквивалент |
Вместе с тем, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании, на что указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, согласно которой участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, заявителем в своей жалобе не представлено доказательств того, что в данном случае установлены требования к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод в части установления срока действия банковской гарантии, не соответствующего требованиям Закона о контрактной системе, признан необоснованным в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 6.1.13. проекта контракта установлено следующее:
"В случае внесения Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения Контракта денежных средств, при условии надлежащего исполнения обязательств по Контракту указанные денежные средства возвращаются в течение 10 рабочих дней с даты поступления соответствующего заявления Подрядчика по реквизитам Подрядчика, указанным в Контракте.".
Также в пункте 6.1.2. проекта контракта указано, что способ обеспечения исполнения Контракта определяется Подрядчиком самостоятельно.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что условие проекта контракта относительно срока действия банковской гарантии не противоречит требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Олимп" подлежит признанию необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
1) В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При этом, частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, определяющей принципы открытости и прозрачности законодательства о контрактной системе, установлено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Положение части 2 статьи 52 ГрК РФ, устанавливающее, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ утратило силу с 01.07.2017 г., с вступлением в силу подпункта "а" пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно редакции части 2 статьи 52 ГрК РФ, действующей с 01.07.2017 г., работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких СРО.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, понятие "свидетельство СРО" с 01.07.2017 г. в области градостроительного законодательства не применяется, свидетельства СРО выданные раньше указанной даты утратили силу.
Согласно изменениям ГрК РФ, вступившим в силу с 01.07.2017 г., специальная правоспособность лица, выполняющего работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, подтверждается членством в СРО, в свою очередь подтверждением членства в СРО является выписка из реестра членов СРО, членом которой является участник закупки.
Между тем, материалами дела установлено, что в пункте 4.1.49. проекта контракта содержит следующее: Ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств Субподрядчиками о привлечении несет Подрядчик. При исполнении Контракта Подрядчик не вправе привлекать субподрядные организации, не имеющие допуски СРО (лицензии) на выполнение соответствующих видов работ. Работы, выполненные субподрядными организациями, не имеющими допусков СРО (лицензии), Заказчиком не принимаются.
Следовательно, проект контракта содержит некорректные условия.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушены часть 3 статьи 7, часть 4 статьи 64, часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2) Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Предметом данной закупки является выполнение работ по строительству объекта "Внутрипоселковые газовые сети с. Бердигестях Горного улуса РС(Я), начальная (максимальная) цена контракта составляет 233 647 180,74 рублей, в извещении о проведении электронного аукциона установлен код позиции КТРУ - 42.21.22.130.
Вместе с тем, изучив документацию об электронном аукционе, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком в документации об электронном аукционе не установлены требования к участникам закупки, предусмотренные постановлением Правительства N 99.
Указанные действия заказчика не соответствуют части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3) Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Таким образом, из вышеуказанной нормы следует, что членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
П. 7 ч. 1 Информационной карты аукционной документации устанавливает, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, а также случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ при снижении участником закупки ценового предложения до 3 млн. рублей и менее), с правом выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта:
а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров должен соответствовать предполагаемой цене контракта согласно ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Соответствие требованиям подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации по утвержденной форме, выданной не ранее чем за один месяц до даты подачи заявок, или копии такой выписки.
Между тем, изучив документацию об электронном аукционе, Комиссия приходит к выводу, что в документации об электронном аукционе не содержится требование о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации по утвержденной форме, выданной не ранее чем за один месяц до даты подачи заявок, или копии такой выписки в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Заказчиком нарушен пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Олимп" необоснованной.
2. Признать заказчика ГКУ "Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я)" нарушившими часть 3 статьи 7, часть 2 статьи 31, часть 1 статьи 34, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1 и части 3 и 4 статьи 64 Закона о контрактной системе. Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ГКУ "Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я)" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 мая 2018 г. N 06-356/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2018