Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_>- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее также - ООО "Авангард", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Кинг-95" (далее также - ООО "Кинг-95", Общество, заявитель): <_> (представитель по доверенности);
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Коммунально-строительное управление" муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - МКУ "Коммунально-строительное управление" МО "Мирнинский район" РС(Я), заказчик): не явились, ): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Администрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МО "Мирнинский район" РС(Я), уполномоченный орган): не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобы ООО "Авангард", ООО "Кинг-95" на действия заказчика МКУ "Коммунально-строительное управление" МО "Мирнинский район" РС(Я), уполномоченного органа Администрации МО "Мирнинский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство объекта: "Школа на 275 учащихся в поселке Алмазный Мирнинского района" (изв. N 0116300000218000128), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Авангард", ООО "Кинг-95".
Из текста жалобы ООО "Авангард" следует, что:
1) Положениями документации не установлены требования к участникам о наличии у них лицензии МЧС России в соответствии с Постановлением Правительства N 1225 от 30.12.2011 г. "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" и о необходимости предоставления копии такой лицензии в составе второй части заявки на участие в закупке.
В приложении 2 "Описание объекта закупки" заказчиком без указания на применимость положений документации приведен текст, содержащий описание лицензии МЧС. Из этого текста не следует, что документы, подтверждающие право участника осуществлять деятельность, предусмотренную лицензией МЧС, необходимо приложить к заявке.
2) Проект контракта содержит пункт 16.3, согласно которому установлена ответственность генподрядчика за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения генподрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта. Между тем, предметом контракта является выполнение работ по строительству школы. В данном случае закупка проводится не на право заключения контракта, а на право выполнения работ. Таким образом, указанный пункт не может применяться к правоотношениям сторон и включен в текст контракта неправомерно.
3) заказчик увеличил на 11 месяцев необходимый срок действия гарантии, что приведет к ее существенному и необоснованному удорожанию, необоснованно сократит количество участников закупки. В проекте контракта установлен срок действия банковской гарантии, зависящий от срока выполнения работ, а не от срока действия контракта.
4) В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Между тем, контракт не содержит условий о поэтапной оплате работ в течение 30 дней после окончания этапа.
В ходе рассмотрения дела представителем ООО "Кинг-95" приведены следующие доводы:
1) неправомерно установлено требование о декларировании участниками закупки о том, что участники закупки не являются оффшорными компаниями.
2) неправомерно объединены в один лот работы по монтажу систем пожарной сигнализации и строительные работы.
3) проект контракта не содержит пункта, устанавливающего размер пени за нарушение заказчиком сроков исполнения своих обязательств по контракту.
4) установлен срок действия банковской гарантии, зависящий от как срока выполнения работ, так и от срока действия контракта.
5) в аукционной документации не приведена типовая форма банковской гарантии.
6) в проекте контракта неправомерно установлено условие о предоставлении безотзывной банковской гарантии вместе с выпиской из реестра банковских гарантий.
7) в проекте контракта установлены фиксированные размеры штрафов.
8) срок оплаты работ неправомерно привязан к выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Данные нарушения препятствуют подаче заявки на участие в закупке. Заявитель имеет намерение участвовать в закупке.
Из письменного пояснения уполномоченного учреждения следует, что с доводами жалобы ООО "Авангард" не согласны, с первого по седьмой доводами жалобы ООО "Кинг-95" не согласны, с восьмым доводом жалобы ООО "Кинг-95" согласны.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 06.04.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) в аукционную документацию внесены изменения;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 496 489 200,00 руб.;
5) на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, электронный аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия считает жалобу ООО "Авангард" частично обоснованной на основании следующего.
Довод в части наличия разночтений в аукционной документации относительно требований к участникам закупки о наличии лицензии МЧС России в соответствии с Постановлением Правительства N 1225 от 30.12.2011 г. "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" и необходимости предоставления копии такой лицензии в составе второй части заявки на участие в закупке признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Приложением 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено, в том числе следующее:
"Наличие лицензии или вместо лицензии предоставить договор (в том числе договор о намерениях) с субподрядчиком (в том числе являющимся субъектом малого предпринимательства), имеющим лицензию МЧС России в соответствии с Постановлением правительства N 1225 от 30.12.2011 г. "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" с приложением лицензии субподрядчика на следующие виды работ:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризации проведение пусконаладочных работ.
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризации проведение пусконаладочных работ.
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризации проведение пусконаладочных работ.
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов и противопожарных преградах.
5. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушений".
Между тем, согласно положениям аукционной документации в случае разночтений сведений, содержащихся в документации об аукционе, преимущество имеют сведения, указанные в Информационной карте.
При этом в приложении 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" аукционной документации, а также в извещении о проведении электронного аукциона N 0116300000218000128 требование к участникам закупки о наличии собственной лицензии МЧС России в соответствии с Постановлением Правительства N 1225 от 30.12.2011 г. "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" и о предоставлении такой лицензии в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не установлено. Часть 2 "Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации данных требований также не содержит.
Следовательно, из аукционной документации следует, что требования к участникам закупки о наличии лицензии МЧС России в соответствии с Постановлением Правительства N 1225 от 30.12.2011 г. "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" и предоставления копии такой лицензии в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе не установлены.
Таким образом, аукционная документация не содержит разночтений относительно требований к участникам закупки о наличии лицензии МЧС России в соответствии с Постановлением Правительства N 1225 от 30.12.2011 г. "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" и предоставления копии такой лицензии в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Довод в части неправомерного установления условия, предусмотренного пунктом 16.3 проекта контракта, признан необоснованным в силу следующего.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 16.3 проекта контракта установлено следующее:
"За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Генподрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет _______ рублей ____ копеек".
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены прилагаемые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее также - Правила).
Согласно пункту 2 Правил размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
Согласно части 23 статьи 68 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта исходя из положений настоящего Федерального закона о порядке проведения такого аукциона с учетом следующих особенностей:
1) такой аукцион в соответствии с настоящей частью проводится до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей;
2) участник такого аукциона не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной суммы сделки для этого участника, указанной в решении об одобрении или о совершении по результатам такого аукциона сделок от имени участника закупки, которое содержится в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;
3) размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается исходя из начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
Частью 11 статьи 68 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, победителем электронного аукциона признается его участник, который предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с пунктом 5 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
Таким образом, условие, предусмотренное пунктом 16.3 проекта контракта, установлено в соответствии с пунктом 5 Правил, и не противоречит Закону о контрактной системе.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Довод в части неправомерного установления требования о том, что срок действия банковской гарантии, должен превышать срок выполнения работ по контракту, признан обоснованным в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Из вышеуказанной нормы следует, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта.
Между тем, пунктом 17.1.6 проекта контракта установлено следующее:
"Срок предоставленного Генподрядчиком обеспечения исполнения обязательства по Контракту, в форме безотзывной банковской гарантии, должен превышать срок выполнения работ по Контракту, указанного в пункте 6.1. настоящего Контракта, не менее чем на 12 (двенадцать) месяцев. В случае внесения Генподрядчиком в качестве обеспечения исполнения обязательства по Контракту денежных средств, при условии надлежащего исполнения обязательств по Контракту указанные денежные средства возвращаются после прекращения обеспеченного залогом обязательства, по соответствующему заявлению Генподрядчика в срок, предусмотренный пунктом 17.1.7. Контракта.
Все расходы по оформлению обеспечения исполнения обязательств по Контракту в форме безотзывной банковской гарантии несет Генподрядчик".
Таким образом, условие проекта контракта, устанавливающее взаимосвязь срока обеспечения исполнения контракта в форме банковской гарантии и срока выполнения работ, противоречит положениям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Заказчиком/уполномоченным органом нарушены части 1, 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Относительно указания заявителя на то, что пунктом 18.1 "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению исполнения контракта" приложения 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" аукционной документации установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 12 (двенадцать) месяцев (установлено в проекте контракта), Комиссия отмечает, что данное требование к сроку действия банковской гарантии не противоречит положениям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Довод в контракт не содержит условий о поэтапной оплате работ в течение 30 дней после окончания этапа признан необоснованным в силу следующего.
Согласно части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
Предметом данной закупки является строительство объекта: "Школа на 275 учащихся в поселке Алмазный Мирнинского района".
В приложении 2 "Описание объекта закупки" представлен график производства работ.
Между тем, в соответствии с частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методика составления указанных в части 6 настоящих графиков (далее - методика) утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Методика составления указанных графиков в настоящее время не утверждена.
Таким образом, сделать однозначный вывод о наличии в действиях заказчика/уполномоченного органа нарушений норм статьи 110.2 Закона о контрактной системе в настоящее время невозможно.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Жалоба заявителя подлежит признанию частично обоснованной.
Комиссия считает жалобу ООО "Кинг-95" частично обоснованной на основании следующего.
Довод в части неправомерного установления требования о декларировании в составе вторых частей заявок участниками закупки о том, что участники закупки не являются оффшорными компаниями, признан обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией.
Между тем, разделом 2 "Вторая часть заявки" части 2 "ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ" аукционной документации установлено, в том числе следующее:
"5. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
<_>
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 части 1 и частями 2 и 2.1. статьи 31 Закона N44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 7.1.-10 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ".
Таким образом, из положений аукционной документации следует, что в составе второй части заявки участники закупки должны представить декларации о своем соответствии требованию о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Между тем, в соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Следовательно, требование о том, что в составе второй части заявки участники закупки должны представить декларации о своем соответствии требованию о том, что участник закупки не является офшорной компанией, установлено неправомерно.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушены пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Довод в части неправомерного объединения в один лот работ по монтажу систем пожарной сигнализации и строительных работ признан необоснованным в силу следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Предметом данной закупки является строительство объекта: "Школа на 275 учащихся в поселке Алмазный Мирнинского района".
Пунктом 15 "Ведомости физических объемов работ, подлежащих выполнению" приложения 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено следующее:
"В соответствии с проектно - сметной документацией (шифр 1200) разработанной ООО "Стройтехпроект", свидетельство N СРО-П-090-1435045986-31 от 02.03.2012 г. о допуске на выполнение проектных работ, выданное СРО НП "Северный проектировщик". Предоставляет Заказчик, прилагается в электронном виде".
Пунктом 2.3 проекта контракта установлено следующее:
"Выполняемые Генподрядчиком Работы должны соответствовать требованиям:
2.3.1. применимых нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе требованиям технических регламентов;
2.3.2. документов в области стандартизации (в том числе национальным стандартам и сводам правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований применимых технических регламентов, действующих на территории Российской Федерации;
2.3.3. документов в области стандартизации, согласованных Сторонами в Техническом задании;
2.3.4. проектной документации, Рабочей документации и результатам инженерных изысканий;
2.3.5. разрешению на строительство и градостроительному плану земельного участка;
2.3.6. техническим условиями подключения (технологического присоединения) Объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и СТУ (при наличии)".
В составе аукционной документации размещена проектная документация ("Школа на 275 учащихся в п. Алмазный Мирнинского района РС(Я) с получением положительного заключения государственной экспертизы", проектная организация - общество с ограниченной ответственностью "Стройтехпроект", свидетельство N СРО-П-090-1435045986-31), в том числе раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", 1200-1-МПБ.
Данный раздел содержит пункт 1 "Система обеспечения пожарной безопасности объекта", согласно которому в проектируемом объекте предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие пожарную безопасность объекта.
Пожарная безопасность объекта обеспечивается системой предотвращения пожара, системой противопожарной защиты и организационно-техническими мероприятиями.
Система обеспечения пожарной безопасности решается путем:
1. Организации и устройства проездов для обеспечения беспрепятственного доступа пожарной техники к зданию.
2. Конструктивными особенностями здания, применяемыми строительными материалами, исключающими условия возникновения пожара и обеспечивающими ограничение распространения пламени.
3. Обеспечения мероприятий комплексной беспрепятственной эвакуации людей и материальных ценностей в случае возникновения пожара.
4. Обеспечения источником наружного противопожарного водоснабжения с нормативным расходом и напором воды на наружное пожаротушение.
5. Обеспечения внутреннего противопожарного водоснабжения.
6. Комплексной организации технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (разработка планов эвакуаций, планов пожарных извещателей и т.д.)".
В том числе, пунктом 9 "Системы противопожарной защиты объекта" раздела 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" предусмотрены, в том числе автоматические установки пожарной сигнализации (АУПС), система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ).
Вместе с тем, из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок считает необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Из письменных пояснений уполномоченного органа следует, что строительство школы является единым непрерывным процессом создания готовой строительной продукции и включают в себя не только непосредственно строительно-монтажные работы, но и неразрывно связанные с ними пусконаладочные работы по монтажу поставленного оборудования, монтажу пожарной сигнализации, то есть работы, обеспечивающие возможность введения здания в эксплуатацию, связаны между собой как функционально, так и технологически, поскольку предполагают выполнение единого комплекса работ, направленного на достижение единого результата (ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию). Предмет электронного аукциона сформирован заказчиком в виде одного лота, содержание которого установлено технической и сметной документацией, входящей в состав аукционной документации. В состав предлагаемых к выполнению работ, помимо общестроительных работ (наружных, внутренних, стен, кровли), включены также монтаж системы охранно-пожарной сигнализации. Объединение указанных работ в один лот позволяет не только обеспечить качественное и своевременное выполнение работ, но и эффективно расходовать бюджетные средства.
При этом как это установлено ранее в решении (страница 3), из аукционной документации следует, что требования к участникам закупки о наличии лицензии МЧС России в соответствии с Постановлением Правительства N 1225 от 30.12.2011 г. "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" и предоставления копии такой лицензии в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе не установлены.
Кроме того, приложением 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено, в том числе следующее:
"Наличие лицензии или вместо лицензии предоставить договор (в том числе договор о намерениях) с субподрядчиком (в том числе являющимся субъектом малого предпринимательства), имеющим лицензию МЧС России в соответствии с Постановлением правительства N 1225 от 30.12.2011 г. "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" с приложением лицензии субподрядчика на следующие виды работ:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризации проведение пусконаладочных работ.
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризации проведение пусконаладочных работ.
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризации проведение пусконаладочных работ.
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов и противопожарных преградах.
5. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушений".
Между тем, данные положения аукционной документации носят вариативный характер и предусматривают предоставление договора (в том числе договор о намерениях) с субподрядчиком (в том числе являющимся субъектом малого предпринимательства), имеющим лицензию МЧС России в соответствии с Постановлением правительства N 1225 от 30.12.2011 г. "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, заявителем не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов заявителя, а также доказательств того, что в один лот объединены технологически и функционально не связанные работы
Довод в части того, что проект контракта не содержит пункта, устанавливающего размер пени за нарушение заказчиком сроков исполнения своих обязательств по контракту, признан обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Между тем, проект контракта не содержит условия об ответственности за просрочку исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с пунктом 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Заказчиком/уполномоченным органом нарушены части 4, 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод в части установления срока действия банковской гарантии, зависящего от срока выполнения работ, признан обоснованным, оценка данному доводу дана на страницах 5 -6 данного решения.
Довод в части того, что в аукционной документации не приведена типовая форма банковской гарантии, признан необоснованным в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Пунктом 17.1.5 проекта контракта установлено следующее:
"Предоставленная безотзывная банковская гарантия должна соответствовать Типовой форме банковской гарантии Заказчика, а также требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, и должна содержать следующие обязательные условия:
- сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом Заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе;
- обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
- обязанность гаранта уплатить по требованию Заказчика сумму по банковской гарантии не позднее пяти рабочих дней с даты получения письменного требования Заказчика о выплате;
- обязанность гаранта уплатить Заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;
- условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику;
- срок действия банковской гарантии с учетом требований пункта 17.1.6 Контракта;
- отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из Контракта при его заключении;
- установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых Заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
- в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, право Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии".
Из письменных пояснений уполномоченного органа следует, что типовая форма банковской гарантии заказчика описывается ниже, и должна содержать следующие обязательные условия:
- сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом Заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе;
- обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
- обязанность гаранта уплатить по требованию Заказчика сумму по банковской гарантии не позднее пяти рабочих дней с даты получения письменного требования Заказчика о выплате;
- обязанность гаранта уплатить Заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;
- условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику;
- срок действия банковской гарантии с учетом требований пункта 17.1.6 Контракта;
- отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из Контракта при его заключении;
- установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых Заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
- в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, право Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии.
Относительно данного довода заявителя Комиссия считает, что в данном случае фактически имеет место быть запрос на разъяснение положений аукционной документации.
Кроме того, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Заявителем не представлены доказательств нарушения Закона о контрактной системе данными действиями заказчика.
Довод в части того, что в проекте контракта неправомерно установлено условие о предоставлении безотзывной банковской гарантии вместе с выпиской из реестра банковских гарантий, признан обоснованным в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В соответствии с частью 8 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
В соответствии с частью 11 статьи 45 Закона о контрактной системе банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии включает указанные в части 9 настоящей статьи информацию и документы в реестр банковских гарантий либо в указанные сроки направляет в соответствии с порядком формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий информацию для включения в закрытый реестр банковских гарантий.
Пунктом 17.1.2 проекта контракта установлено следующее:
"17.1. В целях обеспечения исполнения своих обязательств по Контракту Подрядчик предоставляет Заказчику обеспечение исполнения обязательств по Контракту на сумму и в форме в соответствии со следующими требованиями
<_>
17.1.2. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением безотзывной банковской гарантии (с выпиской из реестра банковских гарантий), выданной банком, включенным в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, в размере обеспечения исполнения Контракта, установленного пункте 17.1.1. Контракта. Способ обеспечения исполнения контракта определяется Генподрядчиком самостоятельно".
Из смысла вышеуказанного пункта проекта контракта следует, что в качестве обеспечения исполнения контракта банковская гарантия должна предоставляться участником закупки вместе с выпиской из реестра банковских гарантий.
Между тем, положениями статей 45, 96 Закона о контрактной системе не предусмотрена обязанность участников закупки предоставлять в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию вместе с выпиской из реестра банковских гарантий.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушены часть 1 статьи 45, части 1, 3 статьи 96 Закона о контрактной системе
Довод в части того, что в проекте контракта установлены фиксированные размеры штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, признан обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены прилагаемые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее также - Правила).
Согласно пункту 2 Правил размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
Как установлено ранее, начальная (максимальная) цена контракта составляет 496 489 200,00 руб.
Согласно пунктам 6, 9 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Между тем, пунктом 16.4 проекта контракта установлено следующее:
"За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Генподрядчика обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1 000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10 000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет 100 000 рублей 00 копеек".
Также пунктом 16.7 проекта контракта установлено следующее:
"За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10 000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет 100 000 рублей 00 копеек".
Между тем, в проекте контракта установлены конкретные размеры штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, без учета снижения участниками закупки начальной (максимальной) цены контракта в ходе проведения электронного аукциона.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушены части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод в части установления условия о сроке оплаты работ, течение которого начинается после выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, признан обоснованным в силу следующего.
Частями 13, 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Между тем, пунктом 5.10 проекта контракта установлено следующее:
"Окончательный расчет производится в течение 30 (Тридцать) календарных дней с момента подписания сторонами Акта приемки законченного строительством объекта (форма КС-11) и выдачи муниципальным образованием "Мирнинский район" разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
Из положений проекта контракта следует, что в данном случае заказчиком является Муниципальное казенное учреждение "Коммунально-строительное управление" муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия), а не муниципальное образование "Мирнинский район".
По мнению Комиссии, установление условия об оплате выполненных работ после наступления обстоятельства, зависящего от действий третьих лиц (выдача муниципальным образованием "Мирнинский район" разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), не соответствует положениям части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно пункту 13.26 проекта контракта в течение 10 рабочих дней после подписания Сторонами Акта приемки выполненных работ и КС-11 Заказчик направляет необходимые для выдачи Разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию документы в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Следовательно, проектом контракта обязанность направить необходимые для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию документы в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, возложена на заказчика, а не участника закупки.
Из письменных пояснений уполномоченного органа следует, что заказчик считает данный довод обоснованным.
Заказчиком/уполномоченным органом нарушены часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Жалоба заявителя подлежит признанию частично обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При этом, частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, определяющей принципы открытости и прозрачности законодательства о контрактной системе, установлено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Положение части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), устанавливающее, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ утратило силу с 01.07.2017 г., с вступлением в силу подпункта "а" пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно редакции части 2 статьи 52 ГрК РФ, действующей с 01.07.2017 г., работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких СРО.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, понятие "свидетельство СРО" с 01.07.2017 г. в области градостроительного законодательства не применяется, свидетельства СРО, выданные раньше указанной даты, утратили силу.
Согласно изменениям ГрК РФ, вступившим в силу с 01.07.2017 г., специальная правоспособность лица, выполняющего работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, подтверждается членством в СРО, в свою очередь подтверждением членства в СРО является выписка из реестра членов СРО, членом которой является участник закупки.
Между тем, пунктом 24.6.1 проекта контракта установлено следующее:
"24.6. Генподрядчик подтверждает и заверяет, что на дату заключения Контракта:
24.6.1. у него имеется свидетельство о членстве СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства".
Как это указано выше в решении, из аукционной документации следует, что требования к участникам закупки о наличии лицензии МЧС России в соответствии с Постановлением Правительства N 1225 от 30.12.2011 г. "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" и предоставления копии такой лицензии в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе не установлены.
Приложение 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации предусматривает предоставление договора (в том числе договор о намерениях) с субподрядчиком (в том числе являющимся субъектом малого предпринимательства), имеющим лицензию МЧС России в соответствии с Постановлением правительства N 1225 от 30.12.2011 г. "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0116300000218000128 подрядчик обязан привлечь в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15 % стоимости контракта. Подтверждением привлечения исполнителем контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, могут быть копии договоров, актов выполненных работ, платежных поручений и прочее.
Также разделом 9 проекта контракта предусмотрено привлечение судподрядчиков.
Между тем, пунктом 24.6.2 проекта контракта установлено следующее:
"24.6. Генподрядчик подтверждает и заверяет, что на дату заключения Контракта:
<_>
24.6.2. у него имеется лицензии МЧС Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений":
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризации проведение пусконаладочных работ.
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризации проведение пусконаладочных работ.
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризации проведение пусконаладочных работ.
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов и противопожарных преградах.
5. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушений".
Следовательно, в пункте 24.6.2 проекта контракта предусмотрено безусловное требование о наличии у участника закупки собственной лицензии МЧС Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Вместе с тем, положения проекта контракта предусматривают возможность привлечения субподрядчиков к выполнению работ.
Следовательно, пункты 24.6.1, 24.6.2 проекта контракта содержат некорректные условия.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушены часть 1 статьи 34, часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Авангард" частично обоснованной. Довод в части неправомерного установления требования о том, что срок действия банковской гарантии, должен превышать срок выполнения работ по контракту, признан обоснованным.
2. Признать жалобу ООО Кинг-95" частично обоснованной. Доводы в части того, что проект контракта не содержит пункта, устанавливающего размер пени за нарушение заказчиком сроков исполнения своих обязательств по контракту, неправомерного установления требования о декларировании в составе вторых частей заявок участниками закупки о том, что участники закупки не являются оффшорными компаниями, установления срока действия банковской гарантии, зависящего от срока выполнения работ, в проекте контракта неправомерно установлено условие о предоставлении безотзывной банковской гарантии вместе с выпиской из реестра банковских гарантий, в проекте контракта установлены фиксированные размеры штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, установления условия о сроке оплаты работ, течение которого начинается после выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, признаны обоснованными.
3. Признать заказчика Муниципальное казенное учреждение "Коммунально-строительное управление" муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия)/уполномоченный орган Администрацию муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) нарушившими части 1, 4, 5, 8, 13.1 статьи 34, часть 1 статьи 45, пункт 2 части 1, часть 4 статьи 64, часть 6 статьи 66, части 1, 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
4. Выдать заказчику Муниципальному казенному учреждению "Коммунально-строительное управление" муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия)/уполномоченному органу Администрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 мая 2018 г. N 06-413/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2018