Резолютивная часть решения объявлена 10.05.2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 15.05.2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "__" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Члены Комиссии:
"__" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"__" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении жалобы:
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "__", действующий на основании доверенности от 26.12.2017 г. N ЮК-14,
от государственного заказчика - Министерство образования и науки Республики Тыва:
- "__", действующая на основании доверенности от 10.05.2018 г. б/н,
от подателя жалобы - ООО "ЦС Импэкс":
- Лосева Ю.С., действующая на основании доверенности от 03.05.2018 г. б/н,
рассмотрев жалобу (вх. N 1603 от 07.05.2018 года в Тывинское УФАС России, вх. N 67103/18 от 28.04.2018 г. в ФАС России) ООО "ЦС Импэкс" на положения документации электронного аукциона N 0112200000818001044 "Поставка оборудования для новой школы с. Ийи-Тал Улуг-Хемского района РТ", начальная (максимальная) цена контракта: 1 554 874 ,00 рублей и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам подателя жалобы права и законные интересы общества нарушены действиями государственного заказчика, а именно:
1. в документации электронного аукциона N 0112200000818001044 установлено требование о закупке интерактивного программно-аппаратного комплекса, вместе с тем не установлено требование о запрете на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств и не размещено обоснование невозможности соблюдения указанного запрета;
2. в документации электронного аукциона N 0112200000818001044 отсутствует единица измерения закупаемого товара по позициям разрешения автоматизированного рабочего места и разрешения проектора и т.д.;
3. в документации электронного аукциона N 0112200000818001044 установлено необъективное описание характеристики технологий распознавания интерактивного программно-аппаратного комплекса.
В ходе рассмотрения жалобы представитель ООО "ЦС Импэкс" поддержала письменные доводы жалобы.
Представитель государственного заказчика и уполномоченного органа с доводами подателя жалобы не согласились и пояснили, что аукционная документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
20.04.2018 г. уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте ЕИС в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0112200000818001044 "Поставка оборудования для новой школы с. Ийи-Тал Улуг-Хемского района РТ", начальная (максимальная) цена контракта: 1 554 874 ,00 рублей
Аукционная документация аукциона в электронной форме N 0112200000818001044 утверждена приказом министра Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 20.04.2018 г. N б/н.
1. В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, описание объекта закупки установлено в части 2 аукционной документации (далее - техническое задание), в соответствии с которым, в том числе, установлено следующее:
Наименование поставляемого товара или комплекта |
Технические требования |
Интерактивный программно-аппаратный комплекс |
"_ В комплекте с доской должно быть программное обеспечение (ПО), имеющее следующие характеристики: Функции программного обеспечения (ПО). Все функции должны быть доступны в едином программном комплексе, без необходимости устанавливать дополнительные модули и программы. - Создание многостраничных уроков; - Создание видеороликов уроков (изображение с доски, пометки на доске, голос преподавателя). Сохранение видеофайлом формата *.avi; - Вставка на страницы урока видеофайлов в формате *.avi, *.wmv, *.swf; с возможностью их одновременного воспроизведения; - Создание надписей и комментариев поверх приложений, запускаемых на компьютере; - Распознавание фигур и рукописного текста (русский, английский языки); - Запуск установленных на компьютере приложений из интерфейса ПО; - Наличие инструментов рисования геометрических фигур и линий (не менее 25 фигур и не менее 10 линий); - Встроенные функции: генератор случайных чисел; калькулятор, экранная клавиатура; - Редактор математических формул; - Инструмент для затемнения рабочей страницы; - Инструмент, высвечивающий ограниченную область экрана, но затемняющий остальную страницу - Инструмент рисования соединительных линий, устанавливающих связи между объектами (не менее 10 вариантов линий, возможность изменения цвета и толщины линий); - Назначение объектам действий, возможность переноса действия на другой объект; - Присвоение анимационных эффектов объектам: скрытие и проявление объекта, движение по заданной пользователем траектории; - Таймер: установка отсчета времени в прямом и обратном направлении. Настройка звука сигнала окончания отсчета времени. Настройка вариантов действий по окончании отсчета времени: перейти на следующую страницу, перейти на предыдущую страницу, переключить штору (закрывающую область экрана), сделать снимок текущего вида экрана; - Инструмент создания страниц с использованием языка HTML - Встроенная функция блокировки изменения содержания урока с помощью пароля; - Электронные математические инструменты: циркуль, угольник, линейка, транспортир. Возможность прочертить линию по электронной линейке; - Встроенная в ПО библиотека изображений и образовательных плакатов: не менее 500 объектов; - Инструмент использования сеток и привязки к ним объектов. Возможность скрыть или показать сетку, настройка размеров ячейки, шага по оси X и Y, настройка цвета линий сетки, изменение вида линий сетки: сплошные линии, точки пересечений линий, пунктирные линии, штриховые линии, точки; - Экспорт файлов в форматы: *.pdf, *.iwb; - Импорт файлов форматов: *.pdf, *.ppt; iwb; .notebook; .flipchart - Встроенная функция настройки эффектов смены страниц (не менее 15 эффектов); - Функция публикации уроков в защищенном режиме: запрет копирования страниц и объектов, запрет сохранения, экспорта, печати, запрет использования инструмента создания видеороликов уроков; - Встроенный инструмент создания и проведения тестирования. Типы тестов: выбор один из нескольких предложенных вариантов; один из двух вариантов ответа (да или нет); сортировка предложенных вариантов в определенном порядке; выражение степени согласия или несогласия с предложенным суждением (шкала Лайкерта). Встроенный мастер создания опросов. Возможность создания и редактирования базы созданных ранее опросов. Возможность настройки правильных ответов и вариантов ответов. Проведение опросов с помощью опциональных устройств для тестирования. Возможность создания и сохранения базы класса с закреплением опциональных устройств для тестирования за определенными учениками; - Возможность добавления команд и ярлыков запуска внешних программ на панель инструментов, с возможностью их запуска из интерфейса ПО; - Инструментр распознавания математических формул; - Графический калькулятор для построения графиков по заданному уравнению; Наличие русскоязычного сайта поддержки с методическими рекомендациями и готовыми уроками, совместимыми с ПО. USB кабель подключения к ПК - не менее 5 метров _" "_ Комплект поставки проектора: "_" диск с программным обеспечением для удаленного администрирования проектора _" |
Автоматизированное рабочее место |
Автоматизированное рабочее место тип 2 должно включать следующие элементы: моноблок _" Автоматизированное рабочее место тип 2 должно обладать операционной системой, которая должна: позволять полностью использовать объем оперативной памяти специализированного программно-технического комплекса; поддерживать максимальный размер оперативной памяти не менее 16 Гб; поддерживать анимации окон при открытии, закрытии, сворачивании, восстановлении; поддерживать переключение между пользователями; иметь встроенный интернет-обозреватель; поддерживать возможность просмотра доступных сетей; иметь возможность создания логических групп компьютеров с централизованной аутентификацией в едином каталоге учетных записей; поддерживать возможность присоединения к доменам; иметь встроенный медиа-проигрыватель; поддерживать возможность управления электропитанием; поддерживать один и более физических вычислительных процессоров; поддерживать возможность ускорения функционирования за счет кэширования файлов на флэш-память и твердотельных накопителях; иметь средства диагностики; поддерживать возможность автоматического (бесплатного) обновления через интернет в течение срока лицензионного соглашения, а также автоматической установки функциональных расширений и обновлений, выпускаемых фирмой-производителем системного программного обеспечения; иметь встроенный редактор текста; иметь возможность предоставления доступа и подключения к удаленному рабочему столу; иметь встроенные средства архивации и восстановления; иметь диспетчер учетных данных; иметь возможность родительского контроля и контроля учетных записей; иметь возможность шифрования файловой системы; иметь возможность резервного копирования и восстановления. Язык интерфейса операционной системы должен быть русский. _" |
Планшетный компьютер |
Должен отвечать следующим требованиям: Размер экрана (диагональ) не менее 10 дюймов. Разрешение не менее 1280x800 пикселей. Тип матрицы IPS. Объем встроенной памяти не менее 16 Гб. Объем оперативной памяти не менее 1 Гб. Wi-Fi модуль должен быть встроенный, с поддержкой стандартов беспроводной связи 802.11 b/g/n. Наличие встроенной фото- видео- камеры разрешением не менее 2 Мп. Встроенный карт-ридер, поддерживающий карты формата microSD объемом не менее 32 Гб. Наличие порта для подключения наушников minijack 3,5 мм. Устройство должно обладать возможностью расширения внутренней памяти, посредством установки карты памяти, до максимального значения не менее чем 80 Гб. Требуется наличие фронтальной камеры. Устройство должно иметь возможность работы с браузером, мультимедиа файлами без установки дополнительного программного обеспечения. Устройство должно иметь четырехъядерный процессор и поддерживать технологии 3G и 4G. |
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Подпунктом "б" пункта 2(1) Постановления N 1236 установлено, для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств по поставке, техническому обслуживанию персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 1236 обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
Комиссия Тывинского УФАС России, изучив техническое задание, установила, что по позициям "Интерактивный программно-аппаратный комплекс", "Автоматизированное рабочее место", "Планшетный компьютер" технического задания закупается непосредственно поставка программного обеспечения.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000818001044 и аукционной документации не установлен запрет согласно Постановлению N 1236. При этом, на официальном сайте ЕИС в сети Интернет www.zakupki.gov.ru отсутствует обоснование о невозможности соблюдения запрета на поставку программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 1236.
Таким образом, в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок установлено нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в части не установления запрета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Комиссией Тывинского УФАС России в техническом задании установлено следующее:
- "Интерактивный программно-аппаратный комплекс" технического задания, установлено в том числе: "Проектор соответствующий следующим характеристикам: _ разрешение не менее XGA (1024x768)";
- "Автоматизированное рабочее место" технического задания, установлено в том числе: "Разрешение экрана не менее 1920х1080" и т.д.
Комиссия Тывинского УФАС России установила, что действительно единицы измерения разрешения проектора (пункт "Интерактивный программно-аппаратный комплекс" технического задания), разрешения экрана (пункт "Автоматизированное рабочее место") не установлены.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Министерства образования и науки Республики Тыва установлено нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части не установления в описании объекта закупки показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Инструкция по заполнению заявки установлена в части 5 аукционной документации (далее - Инструкция), согласно которой установлено: "Если в документации о закупке указываются (предлагаются) несколько видов (типов) товара или показателей товара (обязательно сопровождаемого словом "и", и/или знаком ",",), участнику закупки в первой части заявки необходимо указать все виды (типы) товара или все показатели товара, используемых при выполнении работ".
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что по позиции "Интерактивный программно-аппаратный комплекс" технического задания установлено следующее требование: "_ допускается использование только пассивных технологий распознавания: емкостная, пассивная электромагнитная, резистивная, инфракрасная_".
Таким образом, согласно инструкции электронного аукциона N 0112200000818001044 участнику закупки по позиции "Интерактивный программно-аппаратный комплекс" технического задания необходимо указать, что "пассивные технологии распознавания" одновременно должны быть емкостными, пассивными электромагнитными, резистивными, инфракрасными.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель государственного заказчика пояснила, что "пассивные технологии распознавания" должны быть емкостными, либо пассивными электромагнитными, либо резистивными, либо инфракрасными.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Министерства образования и науки Республики Тыва установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления в описании объекта закупки технических характеристик закупаемого товара.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЦС Импэкс" обоснованной.
2. Установить в действиях:
2.1 уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления запрета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.2 государственного заказчика - Министерства образования и науки Республики Тыва нарушения:
2.2.1. части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в описании объекта закупки показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров;
2.2.2. пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в описании объекта закупки технических характеристик закупаемого товара.
3. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок, оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы N 05-05-06/86-18 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Председательствующий Комиссии "__"
Члены Комиссии "__"
"__"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 10 мая 2018 г. N 05-05-06/86-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2018