Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Благоустройство Свердловского района" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту лестничных и мостовых переходов на территории Свердловского района г. Перми на 2018 год (изв. N 0356300030418000015),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300030418000015 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по ремонту лестничных и мостовых переходов на территории Свердловского района г. Перми на 2018 год.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездгействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель полагает, что сроки, установленные Заказчиком в плане-графике и в проекте контракта, не соответствуют друг другу, а именно:
- Планом-графиком определен планируемый срок окончания исполнения контракта - октябрь 2018 г.;
- Согласно п.2.1 проекта контракта, срок выполнения работ: с момента заключения муниципального контракта до 01 августа 2018 г.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона о закупках в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
Конкретные сроки указываются в извещении о проведении закупки, а также в аукционной документации.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика не усматривает.
2. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 3 ст. 65 Закона о закупках установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу ч. 4 ст. 65 Закона о закупках, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно п. 2 раздела 9 аукционной документации, датой окончания срока направления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации является 07.05.2018 г.
Согласно п. 3 раздела 9 аукционной документации, датой окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации является 10.05.2018 г.
При этом, срок окончания подачи заявок на участие в закупке - 11.05.2018 г. в 09:00 (п. 1 раздела 7 аукционной документации).
Представитель Заказчика пояснила, что согласно производственному календарю на 2018 г. - 09.05.2018 официальный нерабочий день, поэтому Заказчиком были установлены сроки с учетом данной информации.
Доказательств того, что установленные таким образом сроки нарушают права и законные интересы Заявителя, не представлено.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика не усматривает.
3. Довод Заявителя о том, что Заказчик установил ограничение возможности участия в закупке Участников, не являющихся плательщиками НДС, установив требование о представлении счета-фактуры, отклоняется, ввиду того, что Заявителем не указано какая норма нарушена Заказчиком. Доказательств того, что общество не является плательщиком НДС, и каким образом спорные пункты нарушают права и законные интересы Общества, не представлено.
4. В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше (п. 2 раздела 5 аукционной документации).
В п. 5 раздела 2 аукционной документации указано, что описание объекта закупки, в том числе показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установлены Заказчиком в Приложении N1.1 к документации (далее - ТЗ).
Заявитель полагает, что в п. 1 ТЗ Заказчик установил требование к трубам стальным профильным квадратным в соответствии с ГОСТ 54157-2010, который является недействующим.
В ходе рассмотрения жалобы указанный довод Заявителя нашел свое подтверждение.
Кроме того, в данном пункте ТЗ Заказчиком установлены следующие требования к показателям:
1. Трубы стальные профильные квадратные ГОСТ 54157-2010; |
Наружный размер А Толщина, мм Длинна, м Площадь поперечного сечения, F, см2 Масса 1 м трубы ,кг |
20 не менее 2,0 до 6 не менее 1,37 не менее 1,08 |
В соответствии с Таблицей 1 ГОСТ 8639-82 "Трубы стальные квадратные. Сортамент":
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Момент инерции, см |
Момент сопротивления, см |
Наружный размер , мм |
Толщина стенки , мм |
Площадь сечения, см |
Масса 1 м, кг |
|
|
20 |
0,8 |
0,603 |
0,474 |
0,368 |
0,368 |
|
0,9 |
0,674 |
0,529 |
0,406 |
0,406 |
|
1,0 |
0,743 |
0,583 |
0,442 |
0,442 |
|
1,2 |
0,878 |
0689 |
0,510 |
0,510 |
|
1,4 |
1,01 |
0,791 |
0,572 |
0,572 |
|
1,5 |
1,071 |
0,841 |
0,600 |
0,600 |
|
2,0 |
1,37 |
1,075 |
0,723 |
0,723 |
Таким образом, установленные Заказчиком требования не соответствуют ГОСТ, а также могут ввести участников закупки в заблуждение, как следствие, в действиях Заказчика имеется нарушение п. 1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
5. Заявитель полагает, что в п. 8 ТЗ Заказчик установил требование к швеллерам стальным горячекатаным в соответствии с ГОСТ 8240-89, который является недействующим.
В ходе рассмотрения жалобы указанный довод Заявителя нашел свое подтверждение.
Кроме того, в данном пункте ТЗ Заказчиком установлены следующие требования к показателям:
Швеллеры стальные горячекатаные ГОСТ 8240-89 |
Номер швеллера Высота, мм Ширина полки, мм Длина, м Толщина стенки, мм Точность изготовления
Масса швеллера, кг |
12П и 16П 120 и 160 От 52 До 8 От 4,8 Повышенная или обычная От 10,4 |
В соответствии с Таблицей 2 ГОСТ 8240-97 "Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент":
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номер швел- лера серии П |
h |
b |
s |
t |
R |
r |
Пло- щадь попе- речного сечения , см |
Масса 1 м, кг |
|
|
|
|
|
не более |
|
|
|
|
мм |
|||||||
12П |
120 |
52 |
4,8 |
7,8 |
7,5 |
4,5 |
13,30
|
10,40
|
14П |
140 |
58 |
4,9 |
8,1 |
8,0 |
4,5 |
15,60
|
12,30
|
16П |
160 |
64 |
5,0 |
8,4 |
8,5 |
5,0 |
18,10
|
14,20
|
Как следствие, ввиду того, что Заказчиком установлено требование об использовании швеллеров с номерами 12П и 16П, а ширина полки в соответствии с ГОСТ по данным номерам может быть только 52 и 64 мм, требование Заказчика противоречит требованиям ГОСТ, а также может ввести участников закупки в заблуждение. Аналогично по следующим показателям.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение п. 1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Необходимо отметить, что представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено.
На участие в закупке поступила четырнадцать заявок, семь из которых признаны соответствующими требованиям аукционной документации, а остальные отклонены по основаниям, не являющимися предметом спора.
Так, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки, с учетом п. 3.35 Административного регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту лестничных и мостовых переходов на территории Свердловского района г. Перми на 2018 год (изв. N 0356300030418000015) обоснованной в части четвертого и пятого доводов.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 мая 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2018