Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок Д.С. Бруева,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ГБУ "Жилищник района Очаково-Матвеевское": Дубровского Ю.В., Буднякова В.М.,
ООО "Планета Будущего": Монастырского Д.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Планета Будущего" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Жилищник района Очаково-Матвеевское" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территории дошкольного образовательного учреждения (Закупка N 0373200014218000131) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/15231/18 от 02.04.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования к характеристикам товаров, которые являются в том числе требованиями к химическим показателям, а также к значениям показателей, которые определяются посредством проведения испытаний конкретной партии товара, а именно:
- п. "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие крупнозернистые, тип 1" - величина остаточной пористости;
- п. "Щебень из естественного камня для дорожных работ" - Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы до 35*. Потеря массы при испытании щебня до 15*. Содержание пылевидных и глинистых частиц до 1*. Содержание глины в комках не более 0,25;
- п. "Грунт" - Объемная масса коры от 0,2* до 0,4*. Объемная масса соломы от 0,2* до 0,3*. Объемная масса опилок от 0,16* до 0,2*.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения, свидетельствующие о том, что не представляется возможным указать участникам закупки на этапе подготовки заявки указанные значения характеристик, не имея товар в наличии, а также подтверждающие, что значения вышеперечисленных показателей не указываются на упаковках соответствующих товаров и могут быть известны участнику закупки только после проведения испытаний конкретной партии товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к характеристикам товаров, а именно:
п. "Камни бетонные бортовые": длина 600 мм, высота 80 мм, ширина 200 мм, заполнитель щебень: щебень из естественно камня или доменного шлака, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку камни данного размера изготавливают из мелкозернистого бетона, который не содержит в себе щебень.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно инструкции по заполнению заявки камни бетонные бортовые должны соответствовать ГОСТ 6665-91.
ГОСТ 6665-91 (п 1.3.9, п. 1.3.10. ) не содержит ограничений на наличие или отсутствие крупного заполнителя в камне размером 600 на 200 на 80 мм.
Вместе с тем, согласно инструкции, в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует". Так же, по данному поводу запросов на разъяснение не поступало.
п. "Смеси асфальтобетонные" - Вид по минеральной составляющей щебеночные; гравийные; песчаные. Вид по наибольшему размеру минеральных зерен мелкозернистые, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку смеси не могут быть песчанными и одновременно мелкозернистыми.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно п. 4.1. ГОСТ 9128-2013 Асфальтобетонные смеси и асфальтобетоны в зависимости от вида минеральной составляющей подразделяют: на щебеночные; гравийные; песчаные. Смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на следующие виды: крупнозернистые с размером зерен до 40 мм, мелкозернистые с размером зерен до 20 мм, песчаные с размером зерен до 10 мм.
п. "Семена газонных трав" - Содержание прочих семян полевых цветов в составе видов семян до 15 %, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку Заказчик требует семена цветов в товаре семена трав.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что позиция называется Семена (смесь универсальная) газонных трав, что не исключает наличие в составе смеси семян цветов.
п. "Детская скамейка" - Габаритные размеры: _20, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку в инструкции по заполнению заявки отсутствует правило чтения в параметре знака "_".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно инструкции символ "_" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель равный указанному или с отклонением в большую или меньшую сторону в пределах указанного предельного отклонения. Т.е. участник должен был указать нижеприведенные параметры (длина, ширина, высота) в пределах указанного отклонения.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, указывающие на нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе посредством формирования положений документации подобным образом, а также свидетельствующие о том, что описание объекта данной закупки фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к характеристикам товаров, а именно:
п. "Детская скамейка" - Возрастной диапазон от 2 до 9, что не позволяет определить требуемое значение параметра, поскольку в соответствии с инструкцией по заполнению заявки участникам закупки необходимо указать конкретное значение, при этом в наименование параметра указан диапазон.
п. "Игровая форма" - Цветовая гамма элементов конструкции синий, красный, зеленый или желтый, белый, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку в инструкции по заполнению заявки отсутствует правило одновременного использования символа "запятая" и союза "или".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки, поскольку требования установлены таким образом, что могут препятствовать корректному формированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Планета Будущего" на действия ГБУ "Жилищник района Очаково-Матвеевское" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Д.С. Бруев
Е.А. Миронова
Исп. Бруев Д.С.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 апреля 2018 г. N 2-57-4014/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2018