Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия по рассмотрению жалобы, Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии: _..;
Члены Комиссии: .,
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: представителей заказчика <_>, представителя уполномоченного учреждения <_>, на положения аукционной документации для аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции водопроводной сети по ул. Шагова на участке от пл. Сусанинской до ул. Ю. Смирнова (извещение N 0841300009018000442), и в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам, 25.04.2018 г. на официальном сайте государственных и муниципальных закупок в сети "Интернет" http://www.zakupki.gov.ru Уполномоченным учреждением, МКУ г. Костромы "Агентство муниципальных закупок", размещено извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции водопроводной сети по ул. Шагована участке от пл. Сусанинской до ул. Ю. Смирнова (далее - Аукционная документация).
11.05.2018 г. в адрес Костромского УФАС России от ООО "_" (далее - Заявитель) поступила жалоба по вышеуказанной процедуре определения исполнителя (вх. N 1712 от 11.05.2018).
Заявитель в своей жалобе обжалует действия заказчика, который, по его мнению, утвердил документацию о проведении аукциона в электронной форме с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Заявитель в своей жалобе приводит следующее:
1) Заказчик не устанавливает дополнительные требования к Участникам обжалуемой закупки в соответствии с требования статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
2) Заказчик установил неправомерный срок выплаты аванса, который является частью оплаты выполненной работы (ее результатов) с нарушением действующего законодательства.
В ходе заседания Комиссии Костромского УФАС России представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и к заседанию Комиссии представил возражения на доводы жалобы, в которых утверждает о том, что в процессе формирования аукционной документации нарушения законодательства Российской Федерации им допущено не было.
Выслушав доводы сторон, изучив представленные документы, и проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Наряду с извещением о проведении такого аукциона заказчик разрабатывает аукционную документацию в соответствии с требованиями статьи 64 закона о контрактной системе.
Согласно ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Постановлением N 99 определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ и услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
В силу положений п. 1 Постановления N 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1.
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В Приложении 1 к Постановлению N 99 установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
При этом дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с примечанием <*> требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В соответствии с извещением о проведении аукциона объектом закупки является выполнение работ по реконструкции водопроводной сети по ул. Шагова на участке от пл. Сусанинской до ул. Ю. Смирнова (ОКПД2 - 42.21.22.110).
В документации об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции водопроводной сети по ул. Шагова на участке от пл. Сусанинской до ул. Ю. Смирнова содержатся дополнительные требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с Постановлением N 99: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что при внесении изменений в документацию, данная документация не была размещена на сайте http://www.zakupki.gov.ru
Довод заявителя, что заказчик устанавливает неправомерный срок выплаты аванса является необоснованным по следующим основаниям.
Статьей 711 ГК РФ установлено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
При этом действующее законодательство не содержит требований о сроках выплаты аванса при заключении муниципального контракта.
Таким образом, учитывая тот факт, что заявителем жалобы не было реализовано его законное право в силу части 3 статьи 65 закона о контрактной системе на разъяснение положений аукционной документации, а заявка им на принятие участие в определении исполнителя по данному контракту не была подана, комиссией усматривается отсутствие в нарушении прав участников закупки. Документов, подтверждающих нарушение прав Заявителя в Костромское УФАС России не представлено, при таких основаниях, Комиссия Костромского УФАС России не находит оснований для выдачи предписания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "_." частично обоснованной.
2. Признать за заказчиком нарушение п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 18 мая 2018 г. N 05-08-56/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2018