Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<_>,
при участии представителей:
- заказчика в лице ФГБОУ ВО "Уральский государственный экономический университет" - <_>,
- в отсутствие представителей заявителя жалобы ООО "Политес", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Политес" (620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д. 85 оф. 411) о нарушении заказчиком в лице ФГБОУ ВО "Уральский государственный экономический университет" (620144, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45), его комиссией при проведении открытого конкурса на выполнение работ по внедрению отечественных операционных систем для автоматизированных рабочих мест и серверов для нужд УрГЭУ (извещение N 0362100017918000004) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба от ООО "Политес" (вх. N 01-9838 от 17.05.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице ФГБОУ ВО "Уральский государственный экономический университет", его комиссией при проведении открытого конкурса на выполнение работ по внедрению отечественных операционных систем для автоматизированных рабочих мест и серверов для нужд УрГЭУ (извещение N 0362100017918000004) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
По мнению заявителя жалобы, конкурсная документация составлена заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки и критерия оценки, ограничивающих круг потенциальных участников закупки, кроме того указал на неисполнение заказчиком обязанности дачи разъяснений положений конкурсной документации. Просил признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
25 апреля 2018 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0362100017918000004 и конкурсная документация на выполнение работ по внедрению отечественных операционных систем для автоматизированных рабочих мест и серверов для нужд УрГЭУ.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 8 177 000,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования указанных норм следует, что при размещении заказа заказчик вправе определить в техническом задании требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Согласно п. 10 конкурсной документации описание объекта закупки - выполнение работ по внедрению отечественных операционных систем для автоматизированных рабочих мест и серверов: требования к выполнению работ указаны в разделе Техническое задание Конкурсной Документации.
В п. 4 технического задания конкурсной документации заказчиком установлены требования к выполнению работ, в п. 5 технического задания конкурсной документации - состав и содержание работ.
Как пояснил на рассмотрении жалобы представитель заказчика, цель проведения данной закупки обусловлена общим назначением и технологической взаимосвязью между процессами, внедрения отечественного ПО, включающими в себя не только этап поставки, но и процесс настройки программного обеспечения под определенные условия использования, а также обучения пользователей (первичный инструктаж/консультации по эксплуатации объекта закупки) работе с программным продуктом. Таким образом, основная цель закупки - определение подрядчика, который обеспечит не только выполнение работ, а полное функционирование 600 рабочих мест с использованием отечественной операционной системы.
Также представитель заказчика указал, что порядок формирования лотов законодательно не определен, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком. Полагает, что лот в данном случае сформирован исключительно по технологически и функционально взаимосвязанными с предметом закупки товарами, работами, услугами.
Кроме того, согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Поскольку ООО "Политес" не представило Комиссии Свердловского УФАС России доказательств того, что требования конкурсной документации нарушают его права и законные интересы, не позволяют Обществу принять участие в открытом конкурсе, ставит его в неравные условия по отношению к другим участникам закупки или иным образом нарушает его права как участника конкурса, Комиссия антимонопольного органа нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика не усматривает.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (ч. 5 ст.53 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки) оценка - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 4 Правил оценки в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 28 Правил оценки оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил оценки.
Пунктом 10 Правил оценки установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно ч. 3 ст.24 Закона о контрактной системе, под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. При этом, в соответствии с ч. 8 ст. 53 Закона о контрактной системе, победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Вместе с тем, согласно п. 6 ч.2 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В п. 32 конкурсной документации заказчиком установлены Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в том числе в пп. 2: Квалификация участников закупки (значимость критерия - 65 % (Шестьдесят пять процентов), коэффициент значимости КЗ2 = 0,65).
Подкритерий 1 - "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ/услуг сопоставимого характера и объема" (значимость подкритерия: 50 % (Пятьдесят процентов), коэффициент значимости подкритерия 0,5 0,65 = 0,325).
При оценке заявок по данному подкритерию лучшим условием исполнения контракта признается предложение участника открытого конкурса, набравшего наибольшее количество баллов по данному подкритерию.
Максимальная оценка по показателю - 100 баллов.
N подкритерия |
Опыт участника закупки по успешному выполнению работ/услуг сопоставимого характера и объема |
Суммарное максимальное балльное значение - 100 баллов |
1
|
Опыт работы/услуги участника открытого конкурса на выполнение работ по внедрению отечественных операционных систем для автоматизированных рабочих мест и серверов для нужд УрГЭУ по контрактам (договорам), заключенным не ранее 2015 года с ценой контракта (договора) на сумму не менее 8 177 000,00 рублей (Восемь миллионов сто семьдесят семь тысяч рублей 00 копеек). Для оценки по данному подкритерию участником открытого конкурса предоставляются копии исполненных контрактов (договоров) с ценой контракта (договора) на сумму не менее 8 177 000,00 рублей (Восемь миллионов сто семьдесят семь тысяч рублей 00 копеек) с актами приемки выполненных работ/оказанных услуг, либо указываются реквизиты контрактов (договоров), информация о которых содержится в Реестре контрактов (номер реестровой записи в Реестре контрактов, дата заключения контракта (договора), наименование Заказчика, цена контракта (договора), номер извещения о закупке). |
от 0 до 100 баллов |
|
От 0 до 1 контракта (договора) |
0 баллов |
|
От 2 до 3 контрактов (договоров) |
60 баллов |
|
От 4 и более контрактов (договоров) |
100 баллов |
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность того, что указанный критерий оценки не позволяет Обществу принять участие в открытом конкурсе, нарушает его права и законные интересы, в связи с чем, довод не нашел своего подтверждения.
Согласно ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что 11.05.2018 г. в 15:20 заказчику поступил запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
15.05.2018 г., в рамках регламентированного срока, заказчик направил разъяснения положений конкурсной документации заявителю. А также 15.05.2018 г., в рамках регламентированного срока, заказчик разместил разъяснения в единой информационной системе.
Таким образом, довод заявителя о неисполнении заказчиком обязанности дачи разъяснений положений конкурсной документации не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Политес" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице ФГБОУ ВО "Уральский государственный экономический университет" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице ФГБОУ ВО "Уральский государственный экономический университет", его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 мая 2018 г. N 797-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2018