Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Первый Тендер" (далее также - ООО "Первый Тендер", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган, аукционной комиссии): <_> (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ РС(Я) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)", заказчик): <_>, <_>, <_> (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобы ООО "Первый Тендер" на действия заказчика ГКУ РС(Я) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по определению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р. Вилюй в Вилюйском, Верхневилюйском, Нюрбинском, Сунтарском районах Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116200007918001965); электронного аукциона на оказание услуг по определению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р. Лена в Хангаласском районе Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116200007918000980); электронного аукциона на оказание услуг по определению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р. Таатта в Таттинском районе Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116200007918000979),
проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Первый Тендер".
Из текста жалоб заявителя следует, что ООО "Первый Тендер оспаривается следующее:
1) неустановление требований к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности;
2) установление излишнего требования о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования;
3) установление излишнего требования о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа пояснил, что исчерпывающий перечень выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию, установлен Постановлением Правительства РФ от 28.10.2016 года N 1099, в котором отсутствуют виды работ, установленные в описании объекта закупки, таким образом, заказчиком правомерно не установлены требования к наличию у участников закупки вышеуказанной лицензии.
Согласно части 8 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" создание государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети, в том числе создание пунктов указанных сетей, развитие и поддержание в надлежащем состоянии указанных сетей, включая соблюдение установленных норм плотности размещения на территории Российской Федерации пунктов указанных сетей, организуются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии, или на основании решения данного органа подведомственным ему федеральным государственным учреждением.
Создание геодезических сетей специального назначения урегулировано ст. 9 Закона N 431-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 29.03.2017 N 139 "Об установлении требований к содержанию технического проекта геодезической сети специального назначения, порядка утверждения технического проекта геодезической сети специального назначения, включая основания для отказа в его утверждении, требований к форме и составу отчета о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат пунктов геодезической сети специального назначения, порядка передачи отчета о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат пунктов указанной сети в федеральный фонд пространственных данных".
Исходя из вышеуказанных нормативных правовых актов не следует, что работы, указанные в аукционной документации, подпадают под создание геодезических сетей.
Объектом закупки является установление границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы рек, а также предоставление сведений о береговой линии, границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов для включения в государственный водный реестр, единый государственный реестр недвижимости.
Пунктом 4 статьи 4 ГрК РФ установлено, что зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 41.1 Грк РФ при подготовке документации по планировке территории до установления границ зон с особыми условиями использования территории учитываются размеры этих зон и ограничения по использованию территории в границах таких зон, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.1 ГрК РФ подготовка графической части документации по планировке территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Частью 1 статьи 41.2 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с материалами и результатами инженерных изысканий в случаях, предусмотренных в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 9 Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2017 г. N 402 "Об утверждении Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 20" инженерные изыскания и (или) отдельные их виды выполняются лицами, указанными в части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 47 ГрК РФ предусмотрено, что работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" установлены виды работ по инженерным изысканиям, в том числе создание опорных геодезических сетей, создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений. Данные виды работ предусмотрены описанием объекта закупки и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 "Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос на водных объектах" сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр.
Пунктом 12 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения предусмотрено, что результаты работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) направляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр.
Данные сведения также содержатся в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
Заказчиком правомерно установления требования относительно членства участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что в соответствии с п. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (п. 2 ст. 65 Водного кодекса). Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, обеспечиваются посредством размещения специальных информационных знаков.
Местоположение специальных информационных знаков определяется с учетом Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 17, в соответствии с которыми специальные информационные знаки размещаются на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.
Образцы специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и их размеры утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 августа 2009 г. N 249 <*>.
Соответственно, установление кода ОКПД2 43.29.19.140 является обоснованным, что и указано в разделе 6 описания объекта закупки.
Кроме того, код 71.12.35.000, подлежащий указанию по мнению заявителя жалобы, с 01.11.2015 г. исключен из классификатора ОКПД2 на основании приказа Рорсстандарта от 17.08.2015 г. N 1166-ст.
Аукционная документация содержит обоснование начальной максимальной цены контракта. Начальная максимальная цена состоит из стоимости инженерно-геодезических работ, указанных в описании объекта закупки в разделе 6.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" работы в составе гидрометеорологических и геодезических изысканий отнесены к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства; их осуществление допускается при наличии допуска саморегулируемой организации (ст. 47 Градостроительного кодекса РФ). Данное обстоятельство явилось основанием для установления требования к участникам закупки наличия членства в СРО.
Пунктом 9 постановления Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" установлено, что для установления местоположения береговой линии (границы водного объекта) применяется картометрический способ определения координат береговой линии (границы водного объекта) с использованием актуального картографического материала наиболее крупного масштаба, а также данных дистанционного зондирования Земли, имеющихся в отношении соответствующей территории в федеральном или ведомственных картографо-геодезических фондах.
Фактически указанное действие является наложением границ водоохранной зоны на актуальный картографический материал и указание точек (мест) размещения специальных информационных знаков.
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2016 N 1099 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности" установлен перечень выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию. Работы по определению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы рек в указанном перечне не содержатся и не подлежат лицензированию.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. извещение N 0116200007918001965 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 16.04.2018 года;
1.1. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
1.2. начальная (максимальная) цена контракта - 9 097 238,58 руб.;
1.3. на участие в закупке подано 3 заявки от участников закупки;
1.4. к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки;
1.5. в ходе проведения электронного аукциона предложение о цене контракта поступило от 2 участников закупки;
1.6. вторая часть заявки 1 участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации;
1.7. на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
2. извещение N 0116200007918000980 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 16.03.2018 года;
2.1. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
2.2. 30.03.2018 года, 13.04.2018 года в извещение о проведении электронного аукциона внесены изменения;
2.3. начальная (максимальная) цена контракта - 3 991 725,35 руб.;
2.4. на участие в закупке подано 7 заявок от участников закупки;
2.5. к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки;
2.6. в ходе проведения электронного аукциона предложение о цене контракта поступило от 6 участников закупки;
2.7. вторые части заявок 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации;
2.8. на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
3. извещение N 0116200007918000979 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 16.03.2018 года;
3.1. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3.2. 30.03.2018 года, 13.04.2018 года в извещение о проведении электронного аукциона внесены изменения;
3.3. начальная (максимальная) цена контракта - 3 090 752,43 руб.;
3.4. на участие в закупке подано 7 заявок от участников закупки;
3.5. к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки;
3.6. в ходе проведения электронного аукциона предложение о цене контракта поступило от 6 участников закупки;
3.7. вторые части заявок 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации;
3.8. на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобы заявителя частично обоснованными на основании следующего.
Доводы в части не установления требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности признаны необоснованными в силу следующего.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом данных закупок является оказание услуг по определению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы рек.
Частью 2 "Описание объекта закупки" аукционных документаций установлено описание объектов закупок.
По мнению заявителя, относительно всех вышеуказанных закупок надлежит установить требование к участникам закупки о наличии лицензии на проведение геодезической и картографической деятельности (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), а именно на работы по созданию (обновлению) государственных топографических карт или государственных топографических планов.
В соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее также - Закон N 99-ФЗ) в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований.
Согласно частям 1, 2 Федерального закона от 30.12.2015 года N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положение о лицензировании геодезической и картографической деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2016 N 1099 утверждено Положение о лицензировании геодезической и картографической деятельности (далее также - Положение)
Согласно пункту 1 Положения настоящее Положение определяет порядок лицензирования геодезической и картографической деятельности (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание (обновление) государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения государственной границы Российской Федерации, а также установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований (далее - геодезические и картографические работы).
Согласно пункту 3 Положения перечень выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию, а также необходимых для их выполнения специальностей или направлений подготовки работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), обратившегося в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии (далее - соискатель лицензии), или работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), имеющего лицензию (далее - лицензиат), приведен в приложении (далее также - Перечень).
В приложении к Положению приведен Перечень:
1. Определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля
2. Создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов
3. Создание государственных геодезических сетей
4. Создание государственных нивелирных сетей
5. Создание государственных гравиметрических сетей
6. Создание геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций
7. Установление, изменение и уточнение прохождения государственной границы Российской Федерации
8. Установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 Положения лицензирование геодезической и картографической деятельности осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами (далее - лицензирующий орган).
В целях объективного рассмотрения дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был направлен запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) для получения экспертной оценки в части того, что предусмотрено ли в предмете данных закупок выполнение работ, для выполнения которых требуется наличие лицензии на проведение геодезической и картографической деятельности (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования) в соответствии с Законом N 99-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 28.10.2016 года N 1099.
Согласно поступившему ответу от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) для выполнения работ, предусмотренных в предмете закупок, лицензия на геодезическую и картографическую деятельность не требуется. Предметом закупок не предусмотрено внесение обновлений на государственные топографические карты и государственные топографические планы (понятия о которых приведены в статье 16 Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). При этом создаваемые картографические материалы возможно будут относиться к специальным картам (статья 17 Федерального закона).
Таким образом, предметом закупок не предусмотрены работы, для выполнения которых требуется лицензия на осуществление геодезической и картографической деятельности в соответствии с Положением, следовательно, установление в аукционной документации требования к участникам закупок о наличии такой лицензии не требуется.
Относительно указания заявителя на некорректный код ОКПД2, присвоенный предмету закупок, Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не урегулированы требования к указанию кода ОКПД2 в извещении о проведении закупки, документации о закупке.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Доводы в части установления излишнего требования о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, признаны обоснованными в силу следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как отмечено выше, согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией, содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее также - СРО), если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка.
В соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Пунктом 32 "Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ" части 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" и аукционной документации установлено следующее:
"Требование в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ:
Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.1 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ) и в области архитектурно-строительного проектирования (за исключением случаев, перечисленных в ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ), с правом выполнять инженерные изыскания и осуществлять подготовку проектной документации:
а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров должен соответствовать предполагаемой цене контракта согласно ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Соответствие требованиям подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации по утвержденной форме, выданной не ранее чем за один месяц до даты подачи заявок, или копии такой выписки".
Извещениями о проведении электронных аукционов установлено следующее:
"Требование в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ: Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.1 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ) и в области архитектурно-строительного проектирования (за исключением случаев, перечисленных в ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ), с правом выполнять инженерные изыскания и осуществлять подготовку проектной документации: а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии); При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров должен соответствовать предполагаемой цене контракта согласно ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Соответствие требованиям подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации по утвержденной форме, выданной не ранее чем за один месяц до даты подачи заявок, или копии такой выписки".
Частью 2 "Описание объекта закупки" аукционных документаций установлено описание объектов закупок.
Между тем, в ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что предметом закупок не предусмотрены работы по архитектурно-строительному проектированию в отношении объектов капитального строительства.
Следовательно, требование о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, установлено неправомерно.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Заказчиком нарушены часть 6 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Доводы в части установления излишнего требования о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, признаны необоснованными в силу следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как отмечено выше, согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией, содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее также - СРО), если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 15 статьи 1 ГрК РФ инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 41.1 Грк РФ при подготовке документации по планировке территории до установления границ зон с особыми условиями использования территории учитываются размеры этих зон и ограничения по использованию территории в границах таких зон, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.1 ГрК РФ подготовка графической части документации по планировке территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Частями 1, 2 статьи 41.2 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с материалами и результатами инженерных изысканий в случаях, предусмотренных в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Виды инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, порядок их выполнения, а также случаи, при которых требуется их выполнение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2017 г. N 402 "Об утверждении Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 20" утверждены прилагаемые:
Правила выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории;
перечень видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории.
Согласно пункту 9 Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории инженерные изыскания и (или) отдельные их виды выполняются лицами, указанными в части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - исполнитель).
Частью 2 статьи 47 ГрК РФ предусмотрено, что работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 "Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос на водных объектах" сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 "Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос на водных объектах" сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр.
Пунктом 12 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границ водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" предусмотрено, что результаты работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) направляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр.
Согласно части 1 статьи 57.1 ГрК РФ федеральная государственная информационная система территориального планирования - информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования.
Посредством информационной системы территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей статьи - официальный сайт), должен обеспечиваться доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к следующей необходимой для подготовки документов территориального планирования информации:
1) стратегии (программы) развития отдельных отраслей экономики, приоритетные национальные проекты, межгосударственные программы, программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планы и программы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, программы, принятые в установленном порядке и реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
2) проекты документов территориального планирования и материалы по обоснованию таких проектов;
3) документы территориального планирования;
3.1) программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов;
4) правила землепользования и застройки;
5) цифровые топографические карты, не содержащие сведений, отнесенных к государственной тайне;
5.1) историко-культурные опорные планы исторических поселений федерального значения и историко-культурные опорные планы исторических поселений регионального значения;
5.2) нормативы градостроительного проектирования;
6) информация:
а) о границах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов;
б) о размещении объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
в) о зонах с особыми условиями использования территорий;
г) о территориях объектов культурного наследия, исторических поселений;
д) об особо охраняемых природных территориях;
е) о территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
ж) об особых экономических зонах;
з) о материалах и результатах инженерных изысканий;
и) о месторождениях и проявлениях полезных ископаемых;
к) о границах лесничеств, лесопарков;
7) иная информация о состоянии, об использовании, ограничениях использования территорий.
Частью 2 "Описание объекта закупки" аукционных документаций установлено описание объектов закупок.
Часть 3 "Обоснования начальной (максимальной) цены контракта" аукционной документации (изв. N 0116200007918000980, изв. N 0116200007918000979) содержит локальные сметы на инженерно-гидрологические изыскания и инженерно-геодезические изыскания.
Часть 3 "Обоснования начальной (максимальной) цены контракта" аукционной документации (изв. N 0116200007918001965) содержит локальную смету на инженерно-гидрологические изыскания
Между тем, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Заявителем не приведены доказательства в обоснование своего довода, в частности не представлено доказательств того, что предметом закупок не предусмотрены работы по инженерным изысканиям.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Жалобы заявителя подлежит признанию частично обоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобы ООО "Первый Тендер" на действия заказчика ГКУ РС(Я) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по определению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р. Вилюй в Вилюйском, Верхневилюйском, Нюрбинском, Сунтарском районах Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116200007918001965); электронного аукциона на оказание услуг по определению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р. Лена в Хангаласском районе Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116200007918000980); электронного аукциона на оказание услуг по определению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р. Таатта в Таттинском районе Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116200007918000979) частично обоснованными. Довод в части установления излишнего требования о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, признан обоснованным.
2. Признать заказчика Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)" нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 мая 2018 г. N 06-418/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2018