Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Импорт Лубрикантс" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12922-ЭП/18 от 18.05.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на горюче-смазочные материалы (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 31.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0572200002818000093. Начальная (максимальная) цена контракта - 14 091 381,69 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в Приложении N 5.1 к Техническому заданию документации о закупке.
Согласно инструкции Заказчиком установлен, например, следующий порядок заполнения: "В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" при указании показателя (-ей) (значения (-й), символа (-ов), слов (-а), союза (-ов)) вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов) указанных внутри скобок "[ ]", участнику закупки необходимо представить показатель (-и) (значение (-я), символ (-ы), слово (-а), союз (-ы)) в неизменном виде. Предложение участника не должно содержать слов, символов: "не менее", "не более", "менее", "более", "" (многоточие), "*", "", "", "", "", "[ ]", "от", "до" (при этом, слова "от", "до" участник может использовать при указании температуры), "должен" и его производные, "или эквивалент", "может" и его производные, "или", а также рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы Заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требованиям, указанным в настоящем Приложении, за исключением случаев, предусмотренных настоящей инструкцией.".
Таким образом, Заказчиком в инструкции по заполнению первой части заявки установлены требования к оформлению заявки, что противоречит ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе. На основании вышеуказанного положения инструкции при указании в первой части заявки значения показателя в скобках, с использованием многоточия или символа "*" в соответствии с техническим заданием, аукционная комиссия Заказчика обязана в соответствии со ст. 67 Закона о контрактной системе отказать в допуске первой части заявки за оформление заявки. Указание значения показателя в скобках, указание символа "*" или "..." в первой части заявки не влияет на качественные, функциональные, технические или эксплуатационные характеристики товара, требования к которым установлены Заказчиком на основании ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, а также не изменяет суть и содержание представленных показателей.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартных показателей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Например, согласно п. 8 "Масло индустриальное (2)" Приложения N 5.1 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару: "зольность должна быть 0.005%". Аналогичные требования установлены по п.п. 9-11 Приложения N 5.1 к Техническому заданию.
Согласно инструкции Заказчиком установлено требование о соответствии товаров по п.п. 8-11 Приложения N 5.1 к Техническому заданию ГОСТ 20799-88, ГОСТ 7479.4-87.
В соответствии с Таблицей 2 ГОСТ 20799-88 "Масла индустриальные. Технические условия" установлено значение показателя зольности для всех марок масла - не более 0.005%.
Таким образом, на основании требований документации о закупке участник закупки не вправе предложить в первой части заявки товар, соответствующий государственному стандарту, требование о соответствии товара которому установлено в документации о закупке, по показателю зольности со значением менее максимально установленного в ГОСТ 20799-88.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к конкретным показателям товаров, которые определяются по результатам проведения испытаний товара, что не позволяет надлежащим образом заполнить первую часть заявки.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком в документации о закупке по п.п. 8-11 Приложения N 5.1 к Техническому заданию документации установлены требования к конкретным показателям, которые определяются по результатам проведения испытаний товара и не могут быть представлены в первой части заявки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Явку своих представителей на заседание Комиссии УФАС Заявитель не обеспечил. Скопированные в жалобу положения технического задания документации о закупке (наименования показателей) не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Приложения N 5.1 к Техническому заданию документации о закупке и инструкции по заполнению первой части заявки. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в Приложении N 5.1 к Техническому заданию документации о закупке не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц или требуют проведения непосредственно участником закупки испытаний товара на дату подачи заявки на участие в аукционе.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на необъективное описание объекта закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Например, согласно п. 63 "Смазка Fuchs Renolit LX -PEP 2 (или эквивалент)" Приложения N 5.1 к Техническому заданию Заказчиком установлено следующее требование к товару: "класс по NLGI должен быть <3 >1".
Согласно доводам Заявителя по оспариваемому показателю требованиям документации о закупке соответствует единственное значение - 2, а описание объекта закупки таким образом, противоречит законодательству о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление требований к значению показателя в виде максимального и минимального значения, которые позволяют определить потребность Заказчика, не противоречит ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Импорт Лубрикантс" частично обоснованной в части доводов об установлении требований к оформлению заявки; об установлении нестандартных показателей.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 мая 2018 г. N 44-2687/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2018