Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Строй лес" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильных дорог на территории Юрлинского муниципального района (изв. N 0156300011918000012),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300011918000012 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог на территории Юрлинского муниципального района.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель полагает, что Заказчиком допущены разночтения в части установления сроков в плане-графике и проекте контракта, а именно:
- Планом-графиком определен планируемый срок окончания исполнения контракта - август 2018 г.;
- Согласно разделу 2 проекта контракта, срок завершения работ - не позднее 1 сентября 2018 г.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона о закупках в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
Конкретные сроки указываются в извещении о проведении закупки, а также в аукционной документации. План-график содержит только планируемые сроки.
Таким образом, Комиссия находит установленные сроки непротиворечащими друг другу и отвечающими требованиям Закона о закупках. Более того, разница в сроках составляет 1 день, с учетом того, что конечный день августа Заказчиком не определен.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика не усматривает.
2. Заявитель полагает, что Заказчиком допущены нарушения в части установления требований к обеспечению заявок участников в нарушение Закона о закупках, а именно Заказчиком в проекте контракта (п. 4.4) установлено: способ обеспечения контракта определяется Подрядчиком самостоятельно:
- безотзывная банковская гарантия; или
- передача Заказчику в залог денежных средств (в том числе в форме вклада (Депозита).
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о закупках, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В ходе рассмотрения жалобы Заказчик допущенное нарушение признал, пояснил, что указание на залог денежных средств (в том числе в форме вклада (Депозита), как способа обеспечения исполнения контракта, является технической ошибкой.
Таким образом, в действиях Заказчика Комиссия усматривает нарушение требований ч. 3 ст. 96 Закона о закупках.
3. В информационной карте Заказчик указал дату и время окончания срока подачи заявок: 21 мая 2018 г., время "07:00" (время местное).
В извещении о проведении электронного аукциона Заказчик указал дату и время окончания подачи заявок: 21.05.2018 "09:00".
Заявитель полагает, что различие сведений, указанных в документации и извещении о проведении закупки, может ввести участников в заблуждение.
Из ч. 1 ст. 64 Закона о закупках следует, что сведения, включаемые Заказчиком в документацию об электронном аукционе и в извещение о проведении закупки должны соответствовать друг другу.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика нарушение признал, пояснил, что при формировании указанных документов допущена техническая ошибка.
На основании изложенного Комиссия в действиях Заказчика усматривает нарушения ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях должностного лица Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше (п. 1 раздела 8 аукционной документации).
Из инструкции по заполнению заявки следует, что показатели, характеризующие товар, используемый при выполнении работ, должны соответствовать показателям, установленным в Приложении N 1.1. к документации об аукционе.
Заявитель в жалобе указывает на то, что размещенная в ЕИС документация, а именно Приложение 1.1 к документации об электронном аукционе "Показатели товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг", неправомерно размещено в ЕИС в формате файла "pdf", что ограничивает функции поиска и копирования отдельных фрагментов текста.
Согласно части 3 статьи 50 и части 2 статьи 65 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) без взимания платы.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 г. N 470 (далее - требования), информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель.
Кроме того, согласно пункту 3 требований информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Также согласно подпунктам "л" и "м" пункта 14 правил функционирования ЕИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать:
возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;
возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами".
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства экономического развития РФ от 17 июня 2016 г. N Д28и-1521.
Комиссия, в данном случае, отмечает, что документация, размещенная в ЕИС, доступна для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) без взимания платы, что соответствует требованиям Закона о закупках и не является основанием, препятствующим подаче заявки на участие в электронном аукционе.
Кроме того, согласно письму Министерства экономического развития РФ от 06 июля 2016 г. N Д28и-1672, согласно пункту 1.2 Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, утвержденного приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н, в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
С учетом изложенного выше, нарушений требований Закона о закупках антимонопольный орган не усматривает.
Представитель подателя жалобы на заседание Комиссии, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено. Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о закупках в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках Комиссия не усматривает.
Комиссией также установлено, что на участие в закупке поступило 7 заявок, 6 из которых допущены.
Необходимо отметить, что представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено, запросы о разъяснении положений документации о закупке ООО "Строй лес" не направлялись, что свидетельствует о том, что участнику закупки были понятны требования, изложенные в документации о закупке.
Более того, подача жалобы посредством электронной почты 21.05.2018 г., с учетом того, что срок окончания подачи заявок на участие в закупке - 21.05.2018 г., по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй лес" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильных дорог на территории Юрлинского муниципального района (изв. N 0156300011918000012) обоснованной в части второго и третьего доводов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 96, ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленного нарушения Заказчику, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 мая 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2018