Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобуМООЗПП "Гражданский патруль" (далее - Заявитель) на действия Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на приобретение здания для размещения детского сада в д. Кондратово Пермского муниципального района (изв. N 0156300000718000007)(далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
Входе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156300000718000007, Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение здания для размещения детского сада в д. Кондратово Пермского муниципального района.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 08.05.2018 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта -238 385 978,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 28.05.2018 г.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.1 и ч.2 ст.8 Закона о закупках).
Согласно ч.1 ст.24 Закона о закупках Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В ч.2 ст.24 Закона о закупках указано, что Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии ч.4 ст. 24 Закона о закупках под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Согласно ч.5 ст.24 Закона о закупках Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с ч.1 ст.59 Закона о закупках под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно п.2 ст.42 и ч.5 ст.63 Закона о Закупках заказчик обязан разместить извещение о проведении электронного аукциона в единой информационной системе. В извещении о проведении электронного аукциона должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
Так, согласно аукционной документации, извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является приобретение здания для размещения детского сада в д. Кондратово Пермского муниципального района
Требования к товару обозначены в Приложении N 2 к аукционной документации.
В п.1.1 Приложения N 2 к аукционной документации указано, что месторасположение здания детского сада: Пермский край, Пермский район, д. Кондратово.
Согласно пп.6 п.3 Раздела 7 информационной карты аукционной документации показатели, характеризующие поставляемый товар (товар, используемый при выполнении работы, оказании услуги), должны соответствовать показателям, установленным в пунктах 2, 3 Главы V "Техническое задание (Спецификация)" настоящей документации (далее - Техническое задание, ТЗ).
В п.2.1.1 ТЗ указано, что вместимость здания должна быть следующей: Количество воспитанников не менее 350, количество сотрудников в сутки не менее 100.
В п.2.7 ТЗ указано, что общая площадь здания должна быть не менее 5500,0 м2, в том числе подвал от 1800 до 2000 м2.
Изучив представленные документы и информацию, в том числе, документы, имеющиеся в материалах внеплановой проверки соблюдения Заказчиком требований Закона о закупкахпри проведении электронного аукциона на приобретение здания для размещения детского сада в д. Кондратово Пермского муниципального района (изв. N 0156300000718000004), Комиссия установила следующее.
Согласно письму администрации Кондратовского сельского поселения от 05.04.2018 г. (исх. N 01-14/2018-683) на территории д. Кондратово Кондратовского сельского поселения расположен только один земельный участок (кадастровый номером 59:32:063006:6053), предназначенный для строительства детского сада, находящийся в аренде у ООО "Парма".
Кроме того, согласно указанному письму в Кондратовском сельском поселении отсутствуют готовые объекты недвижимости, подходящие под размещение детского сада вместимостью не менее 350 мест, общей площадью не менее 5500 кв.м., однако имеется объект незавершенного строительства с указанными характеристиками,расположенный на вышеназванном земельном участке (кадастровой номер 59:32:0630006:14078).
Согласно письменным пояснениям Заказчика на территории д. Кондратовопомимо вышеназванного земельного участка имеются земельные участки 59:32:0630006:12807, 59:32:3410001:730, которые, согласно генеральному плану Кондратовского сельского поселения, предусмотрены для размещения детского сада.
Вместе с тем, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 59:32:0630006:12807 под жилую застройку, многоэтажную, категория - земли населенных пунктов; разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:730 - для сельскохозяйственного производства, категория - земли населенных пунктов.
Таким образом, с учетом отсутствия соответствующего разрешенного использования земельного участка, разрешения на строительство в их границах детского сада, реализовать данный проект в срок, установленный аукционной документацией (декабрь 2018) не представляется возможным.
Из приведенных документов определенно следует, что на момент опубликования Заказчиком извещения о проведении электронного аукциона, а также до окончания срока подачи и срока рассмотрения первых частей заявок разрешение на строительство детского сада в границах земельного участка в Пермский край, Пермский район, д. Кондратово имеется только у ООО "Парма".
При этом, согласно выписке из ЕГРН от 21.02.2018 г., представленной в материалы проверки, на 21.02.2018 г. степень готовности объекта незавершенного строительства (кадастровый номером 59:32:0630006:14078, номер кадастрового квартала 59:32:063006:6053) составляет 15%, проектируемое назначение "Детский сад на 350 мест", площадью 5496,9 кв.м, правообладатель ООО "Парма".
Согласно ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории нетребуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В ч.2 ст.51 ГрК РФ указано, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, к которому среди прочих документов должны быть приложены правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка и материалы, содержащиеся в проектной документации (ч.7).
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11).
В соответствии с ч.13 ст.51 ГрКРФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Исходя из приведенных выше положений ГрК РФ следует, что при наличии земельного участка, определенного генеральным планом города, выделенного для размещения детского сада в Пермском крае, Пермского района, д. Кондратово, и переданного в аренду конкретному хозяйствующему субъекту, возможность выдачи разрешения на строительство детского сада в указанном районе другому хозяйствующему субъекту, желающему участвовать в электронном аукционе и построить детский сад, фактически отсутствует.
Кроме того, анализ характеристик и показателей объекта недвижимости, являющегося предметом электронного аукциона, и характеристик, показателей здания и земельного участка, на котором оно расположено, указанных, в том числе в разрешении на строительство, представленного в материалы проверки, указывают, что характеристики и показатели объектов недвижимости практически идентичны, а также к тому, что техническое задание по предмету аукциона разрабатывалось и составлялось фактически под объект недвижимости, разрешение на строительство которого по состоянию на дату размещения и проведения электронного аукциона есть лишь у ООО "Парма".
На основании указанного, с учетом представленных в материалы проверки документов и информации, Комиссия пришла к выводу, что описание объекта закупки ограничивает число участников закупки, в связи с чем, в действиях Заказчика имеются нарушения ст.8 Закона о закупках, п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу МООЗПП "Гражданский патруль" на действия Заказчикапри проведении электронного аукциона на приобретение здания для размещения детского сада в д. Кондратово Пермского муниципального района (изв. N 0156300000718000007)обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчиканарушенияст.8 Закона о закупках, п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушения требований Закона о закупках, выдать предписание Заказчику,Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
4.Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчиказа допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 мая 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2018