Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
ГБУЗ г. Москвы "Городская клиническая больница имени В.В. Вересаева Департамента здравоохранения города Москвы": Э.В. Поздняковой,
а также в отсутствие представителей ГКУ г. Москвы "Агентство по закупкам Департамента здравоохранения г. Москвы", Региональной общественной организации содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок "ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.
N ТФ/13729/18 от 26.03.2018),
рассмотрев жалобу Региональной общественной организации содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок "ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ г. Москвы "Городская клиническая больница имени В.В. Вересаева Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку инсулиновых помп (Закупка N 0873200009818000545) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 26.03.2018 NТФ/13729/18.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в опубликовании Извещения о проведении электронного аукциона в отсутствие обязательных общественных обсуждений в нарушение ч. 4 ст. 20 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 20 Закона о контрактной системе закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению в соответствии с частями 1 и 2 статьи 20 Закона о контрактной системе, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.
В соответствии с ч.1 ст.20 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 утверждены правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), устанавливающие порядок и случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 5 Правил обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу ч. 2 ст. 20 Закона о контрактной системе законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами в дополнение к случаям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях.
Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2012 N 67-ПП "О системе закупок города Москвы" утверждены положения о системе закупок города Москвы (далее - Положение), устанавливающие порядок взаимоотношений между субъектами осуществления закупок товаров, работ, услуг, в том числе при осуществлении планирования закупок товаров, работ, услуг и определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков города Москвы, заключении и исполнении контрактов, осуществлении мониторинга и контроля закупок товаров, работ, услуг, а также порядок методического и организационного обеспечения закупок товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 3.2.7. Положения при осуществлении закупки, цена контракта по которой равна либо превышает 500 млн. рублей, заказчики, Департамент города Москвы по конкурентной политике обеспечивают проведение общественного обсуждения в установленном порядке, предусмотренном приложением 12 к указанному Положению. При осуществлении закупки, цена контракта по которой превышает один млрд. рублей, проводится общественное обсуждение в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 617 000,00 рублей, таким образом, указанная закупка не попадает под действия постановления Правительства Москвы от 24.02.2012 N 67-ПП "О системе закупок города Москвы" и постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При этом, в своей жалобе Заявитель указывает на Регламент подготовки и проведения общественных слушаний закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный приказом Департамента города Москвы по конкурентной политике от 24.06.2016 N70-01-73/16 (далее - Регламент), в соответствии с пунктом 1.9 которого общественные слушания проводятся до заседаний Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности заявленных заказчиками закупок с начальной (максимальной) ценой контракта от 100 млн. рублей.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанный Регламент устанавливает порядок и случае проведения общественных слушаний, тогда как статья 20 Закона о контрактной системе, на нарушение которой указывает Заявитель, относится к проведения обязательных общественных обсуждений, что не может расцениваться как идентичные понятия и процедуры.
Также Комиссия Управления отмечает, что общественные слушания проводимые в соответствии с Приказом N70-01-73/16 являются дополнительными инструментом направленным на:
- повышение уровня информированности жителей города Москвы относительно запланированных заказчиками закупок;
- выявление общественного мнения по запланированным заказчиками закупкам;
- повышение уровня взаимодействия между общественностью и властью - обеспечение принципа открытости и прозрачности осуществления закупок.
В п. 1.8 Регламента установлено, что перечень закупок, выносимых на общественное слушание, определяется календарным планом.
В силу п. 3.2.2 Регламента по результатам мониторинга закупок не позднее 20 (двадцатого) числа каждого месяца представлять в отдел Департамента города Москвы по конкурентной политике перечень закупок, запланированных заказчиками, по одному из следующих критериев:
- начальная (максимальная) цена контракта по которой на один год исполнения составляет от 300 млн. рублей (включительно) до 1 млрд. рублей;
- социально значимые закупки согласно Перечню товаров, работ, услуг социального назначения для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подлежащих общественному слушанию (приложение 1 к настоящему Регламенту);
- закупки среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, начальная (максимальная) цена которых в расчете на один год исполнения составляет от 15 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Вместе с тем, согласно п. 3.3.1 Регламента в течение 2 (двух) рабочих дней со дня получения перечня закупок, запланированных к размещению заказчиками, из системы ЕАИСТ 2.0, указанного в пункте 3.2.2 Регламента, Департамент города Москвы по конкурентной политике формирует календарный план общественных слушаний, включающий в себя дату, время, место проведения общественных слушаний, предмет закупок, наименование(я) заказчика(ов), который согласовывается с руководителем контрактной службы заказчика или контрактным управляющим, заместителем руководителя Департамента, курирующим подготовку и проведение общественных слушаний, и утверждается руководителем Департамента города Москвы по конкурентной политике.
Исходя из вышеизложенного, Департамент города Москвы по конкурентной политике самостоятельно определяет перечень запланированных закупок, в отношении которых необходимо проведение общественных слушаний.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что приказом Департамента города Москвы по конкурентной политике от 24.06.2016 N70-01-73/16 "Об утверждении Регламента подготовки и проведения общественных слушаний закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Регламента подготовки и проведения мероприятий при реализации объектов земельно-имущественных торгов" является внутренним распорядительным документом Департамента города Москвы по конкурентной политике, на основании которого Департамент города Москвы по конкурентной политике самостоятельно определяет перечень планируемых закупок на основании утвержденных критериев, в отношении которых необходимо проведение общественных слушаний. Кроме того, установленные критерии не являются обязательными, а носят рекомендательный характер для выявления наиболее общественнозначимых закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Кроме того, целями обязательных общественных обсуждений и общественных слушай являются, в том числе, определение обоснования и обоснованности закупок.
Согласно части 1 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Законом о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 названной статьи.
Пунктом 1 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
При этом, согласно части 1 статьи 18 Закона о контрактной системе обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика.
Комиссия Управления также отмечает, что в соответствии с положениями постановления Правительства Москвы от 24.02.2012 N 67-ПП "О системе закупок города Москвы" и постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к компетенции ФАС России и территориальных органов ФАС России относится вопросы размещения протоколов проведения обязательных общественных обсуждений.
При этом, доводы жалобы Заявителя относительно размещения извещения о проведении электронного аукциона без проведения обязательного общественного обсуждения относится к компетенции органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу РОО "Общественный контроль" на действия ГБУЗ г. Москвы "Городская клиническая больница имени В.В. Вересаева Департамента здравоохранения города Москвы" необоснованной.
2. Передать материалы дела в Главное контрольное управление г. Москвы для рассмотрения доводов жалобы в части размещения Извещения о проведении аукциона без проведения обязательного общественного обсуждения.
3. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России (исх. NТФ/13729/18 от 26.03.2018).
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии К.А. Сомов
А.С. Спирякова
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 марта 2018 г. N 2-57-3742/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2018