Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Ильченко Л.А. |
- заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок; |
Члены Комиссии: |
- Чиняева Н.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
- Пинегина А.А. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок. |
в отсутствии представителей сторон:
рассмотрев жалобу ООО "ВМВ-Сервис ТТ" и материалы дела N 7-1/277
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "ВМВ-Сервис ТТ" на действия заказчика - Арбитражного суда Сахалинской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт фасада здания Арбитражного суда Сахалинской области: г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект 28" (N 0161100002218000013).
Заявитель указывает в своей жалобе доводы, касающиеся положений документации электронного аукциона.
На основании ст. 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0161100002218000013 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 23.04.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) составляет 9 541 000 ,00 рублей.
Источник финансирования: Федеральный бюджет.
Заказчиком представлен мотивированный отзыв по существу жалобы, согласно которому данная сторона считает жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела N 7-1/277, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Закон о контрактной системе основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со ст. 190 установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В соответствии со ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно п. 6 Информационной карты заказчиком установлены сроки оказания услуг до 30 сентября 2018 с момента подписания контракта. В п. 1.2 проекта контракта заказчиком указан срок оказания работ - до 30 сентября 2018 года с момента заключения контракта.
В соответствии с ч. 7 ст. 70 закона о контрактной системе, в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Согласно ч. 8 ст. 70 Закона о контрактной системе, с момента размещения, в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
На основании вышеуказанной нормы можно сделать вывод том, что подписание заказчиком электронно-цифровой подписью контракта и заключение контракта происходит единовременно, таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушения норм Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе предусмотрено включение в контракт обязательного условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закон о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
П. 9 Постановления N 1042 предусмотрены размены штрафов, начисляемые за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В проект государственного контракта заказчиком в п. 8.2, 8.3 включены условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Однако заказчиком установлены ненадлежащие размеры штрафов начисляемых заказчику, исполнителю за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом и тем самым заказчиком не предусмотрена ответственность для цены контракта от 3 млн. рублей. Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона НМЦК снижена до 6 097 763,00 рублей.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России усматривает в действиях заказчика при установлении в проекте контракта ненадлежащих размеров штрафов начисляемых заказчику и исполнителю нарушение ч. 5, ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя о том, что заказчиком не установлен срок действия контракта Комиссия Хабаровского УФАС России считает несостоятельным ввиду следующего.
П. 11.3 проекта контракта установлено, что контракт вступает в силу с даты его подписания Обеими сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту. Кроме того, контрактом определен срок выполнения работ по контракту (до 30.09.2018), сроки приемки работ (раздел 6 проекта контракта), их оплаты (п. 3.1 проекта контракта), срок возврата обеспечения (п. 7.4 проекта контракта) а также гарантийные обязательства подрядчика (раздел 5 проекта контракта).
В соответствии с п. 1 ч. 1 Закона о контрактной системе, заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В приложении N 2 к Техническому заданию заказчиком установлены Характеристики используемого материала, по мнению заявителя, установление данных требований приводит к ограничению количества участников в закупке.
Заказчик указывает на необходимость использования именно материалов с данными характеристиками, поскольку выборка производилась с учетом архитектурного облика здания, которое расположено в центральной части города, кроме того, выбор материалов с указанными заказчиком характеристиками обусловлен их использованием для реконструкции фасада здания ранее.
Кроме того, каждый вид материала содержит указание на несколько товарных знаков, а также заказчиком предусмотрена возможность использования эквивалента, посредством использования слов "и др.", "аналогичные" и указание функциональных, технических и качественных характеристик материалов условия, исходя из которых установить эквивалент возможно без проведения дополнительных испытаний.
Исходя из анализа пп. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Комиссия Хабаровского УФАС России считает, что заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций с учетом специфики работы самого предприятия, а также с учетом значимости этих характеристик непосредственно для предприятия.
Позиция Комиссии Хабаровского УФАС России о том, что заказчик вправе требовать, чтобы товар обладал особыми характеристиками, если требуемые характеристики обеспечивают наилучший результат, такая позиция согласуется со сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2015 N Ф01-2510/2015 по делу N A11-8121/20147).
Кроме того, заказчиком отмечено, что на дату поступления жалобы (25.05.2018) подано 10 заявок участников, что свидетельствует о несостоятельности довода заявителя, в части ограничения конкуренции.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России усматривает в действиях заказчика нарушение ч. 5, ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВМВ-Сервис ТТ" на действия заказчика - Арбитражного суда Сахалинской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт фасада здания Арбитражного суда Сахалинской области: г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект 28" (N 0161100002218000013) - частично-обоснованной.
2. Признать заказчика - Арбитражный суд Сахалинской области нарушившим ч. 5, ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Л.А.Ильченко |
Члены Комиссии: |
Н.В.Чиняева
А.А.Пинегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 25 мая 2018 г. N 168
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2018