Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
Заместителя председателя комиссии: "_.."
Членов Комиссии: "_.."
в присутствии:
"_.."- директора ООО "Лидер-Строй", полномочия которого не подтверждены;
"_..". - представителя ООО "Лидер-Строй", действующей на основании доверенности N 43 от 30.05.2018 г.;
"_.." - представителя заказчика МБОУ СОШ N 66 Бежицкого района г. Брянска, действующего на основании приказа N 115-к от 28.03.2017 г.;
"_.."- представителя заказчика МБОУ СОШ N 66 Бежицкого района г. Брянска, действующего на основании доверенности N 139 от 28.05.2018 г.;
"_.."- представителя уполномоченного органа Брянская городская администрация, действующего на основании доверенности N 1/06-2561и;
"_.."- слушателя,
рассмотрев жалобу участника закупки ООО "Лидер-Строй" на действия единой комиссии уполномоченного органа Брянская городская администрация при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту спортивного зала в МБОУ СОШ N66 Бежицкого района г. Брянска за N 0127300013118000158 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила следующее:
12.04.2018 года в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту спортивного зала в МБОУ СОШ N66 Бежицкого района г. Брянска за N 0127300013118000158 (далее - электронного аукциона).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 794 779 ,80 рублей.
Контракт по итогам проведения электронного аукциона на момент рассмотрения жалобы не заключен.
Заявитель ООО "Лидер-Строй" в своей жалобе указывает на неправомерные действия единой комиссии уполномоченного органа Брянская городская администрация, принявшей решение о несоответствии второй части заявки на участие в электронном аукционе участника закупки ООО "Лидер-Строй" по основанию, указанному в протоколе подведения итогов электронного аукциона N 0127300013118000158-3 от 21.05.2018 г. ООО "Лидер-Строй" считает вторую часть заявки соответствующе требованиям документации об электронном аукционе и требованиям Закона о контрактной системе.
До рассмотрения жалобы по существу в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения от заказчика МБОУ СОШ N66 Бежицкого района г. Брянска (вх. N 3976 от 25.05.2018 г.), согласно которым заказчик считает доводы заявителя необоснованными.
В рамках рассмотрения жалобы представитель заявителя ООО "Лидер-Строй" "_.." поддержала доводы, изложенные в жалобе, указывая также на соответствие второй части заявки требованиям документации о закупке.
Представитель уполномоченного органа "_.." не согласилась с доводами, изложенными в жалобе, считает решение единой комиссии уполномоченного органа Брянская городская администрация о несоответствии второй части заявки на участие в электронном аукционе участника закупки ООО "Лидер-Строй" по основанию, указанному в протоколе подведения итогов электронного аукциона N 0127300013118000158-3 от 21.05.2018 г. обоснованным, поскольку вторая часть заявки участника закупки ООО "Лидер-Строй" не содержит декларацию соответствия п.п. 7, 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Заслушав представителей заявителя, уполномоченного органа, изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:
1. Единой комиссией уполномоченного органа Брянская городская администрация при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены требования ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, поскольку единой комиссией уполномоченного органа Брянская городская администрация обоснованно принято решение о несоответствии второй части заявки на участие в электронном аукционе участника закупки под N 1 ООО "Лидер-Строй" по основанию, указанному в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 21.05.2018 года за N0127300013118000158-3.
В силу требований п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно разделу 37.2.2.2 информационной карты документации об электронном аукционе заказчиком установлено требование к участникам аукциона об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации, что соответствует требованиям п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование о том, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что также соответствует п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системы.
В силу части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
При обозрении заявки участника закупки под N 1 ООО "Лидер-Строй" установлено, что вторая часть заявки не содержит декларацию о соответствии участника закупки требованиям, предусмотренным п.п. 7, 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного комиссия Брянского УФАС России приходит к выводу о том, что вторая часть заявки участника закупки под N 1 ООО "Лидер-Строй" правомерно признана единой комиссией уполномоченного органа Брянская городская администрация несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе за N 0127300013118000158.
2. Заказчиком МБОУ СОШ N66 Бежицкого района г. Брянска при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, поскольку при описании объекта закупки за N 0127300013118000158 заказчиком не использованы показатели, предусмотренные ГОСТами, на используемые в процессе выполнения работ материалов.
Так, в рамках рассмотрения жалобы установлено, что в отношении блоков дверных внутренних двупольных и однопольных по позициям 11, 22 локальной сметы N 3 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту спортивного зала в МБОУ СОШ N 66 Бежицкого района г. Брянска действует одноименный ГОСТ 475-2016 "Блоки дверные деревянные и комбинированные. Общие технические условия". В отношении защелок врезных с ручками и корпусом из алюминиевого сплава, предусмотренных позициями 12, 23 локальной сметы N 3 распространяет свое действие ГОСТ 5089-2011. "Замки, защелки, механизмы цилиндровые. Технические условия".
Положениями п .2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе императивно установлено требование об использовании заказчиком при формировании характеристик приобретаемого товара характеристик, показателей, потребительских свойств товара, которые предусмотрены техническими регламентами, ГОСТами и другими документами, применяемыми в системе национальной стандартизации.
3. Заказчиком МБОУ СОШ N66 Бежицкого района г. Брянска при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, поскольку заказчиком в документации об электронном аукционе не установлены показатели используемых в процессе выполнения работ материалов, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребности заказчика.
Так, согласно разработанной заказчиком инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе за N 0127300013118000158 участник закупки в первой части заявки должен представить конкретные показатели используемого товара, отраженные в сметной документации со ссылкой на ТССЦ, ТСЦ, и (или) прайс-листов, и (или) счетов-фактур и (или) коммерческих предложений, и (или) других цифровых показателей, отражающих характеристики товара.
Однако, при обозрении комиссией Брянского УФАС России локальной сметы N 3, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, установлено, что показатели используемых в процессе выполнения работ материалов (блоки дверные внутренние двупольные глухие, блоки дверные внутренние однопольные глухие, грунтовка, защелки врезные с ручками и корпусом из алюминиевого сплава) заказчиком не предусмотрены.
Отсутствие в документации показателей товаров не позволяет участникам закупки определить потребность заказчика и не предоставляет возможность сформировать предложение в отношении используемых в процессе выполнения работ материалов.
4. Заказчиком МБОУ СОШ N66 Бежицкого района г. Брянска при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствие с которыми при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона, а также положения ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, предусматривающей закрытый перечень оснований, при которых возможно изменение существенных условий контракта, поскольку заказчиком в документации об электронном аукционе предусмотрена возможность изменения условий контракта по основаниям, не предусмотренным законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
В п. 8 проекта контракта заказчиком предусмотрены обстоятельства непреодолимой силы, а также освобождение сторон от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по контракту в случае, если оно явилось следствием действия таких обстоятельств, в соответствии с которыми в п. 8.2 установлено: "Если в результате обстоятельств непреодолимой силы выполняемым работам нанесен значительный, по мнению одной из Сторон, ущерб, то эта Сторона обязана уведомить об этом другую Сторону в 3-дневный срок, после чего Стороны обязаны обсудить целесообразность дальнейшего продолжения работ и заключить дополнительное соглашение с обязательным указанием новых объемов, сроков и стоимости работ, которое с момента его подписания становится неотъемлемой частью Контракта, либо расторгнуть настоящий Контракт. Если обстоятельства, указанные в п. 8.1, будут длиться более 2 (двух) календарных месяцев с даты соответствующего уведомления, каждая из Сторон вправе расторгнуть настоящий Контракт без требования возмещения убытков, понесенных в связи с наступлением таких обстоятельств".
А также пункт 8.3 предусматривает, что "Если, по мнению Сторон, выполнение работ может быть продолжено в порядке, действовавшем согласно настоящему Контракту до начала действия обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по Контракта продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия.".
Таким образом, заказчиком предусмотрена возможность изменения сроков выполнения обязательств по контракту по основанию, не предусмотренному Законом о контрактной системе.
Выявленные в действиях заказчика МБОУ СОШ N 66 Бежицкого района г. Брянска нарушения требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
Решила:
1. Признать жалобу участника закупки ООО "Лидер-Строй" на действия единой комиссии уполномоченного органа Брянская городская администрация при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту спортивного зала в МБОУ СОШ N66 Бежицкого района г. Брянска за N 0127300013118000158 необоснованной.
2. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Администрация Брянского района нарушения положений МБОУ СОШ N 66 Бежицкого района г. Брянска.
3. Выдать заказчику МБОУ СОШ N 66 Бежицкого района г. Брянска, уполномоченному органу Брянская городская администрация, оператору электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии "_.."
Члены комиссии "_.."
Предписание
об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе
"30" мая 2018 года г. Брянск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
Заместителя председателя комиссии: "__."
Членов Комиссии: "_.."
на основании своего решения от "30" мая 2018 г. по итогам рассмотрения жалобы участника закупки ООО "Лидер-Строй" на действия единой комиссии уполномоченного органа Брянская городская администрация при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту спортивного зала в МБОУ СОШ N 66 Бежицкого района г. Брянска за N 0127300013118000158, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), предписывает заказчику МБОУ СОШ N 66 Бежицкого района г. Брянска, уполномоченному органу Брянская городская администрация, оператору электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" совершить действия, направленные на устранение выявленных нарушений п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Нарушения устранить путем:
1. Заказчику МБОУ СОШ N 66 Бежицкого района г. Брянска предписывается:
1.1. Внести изменения в содержание извещения и документации об электронном аукционе на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту спортивного зала в МБОУ СОШ N 66 Бежицкого района г. Брянска за N 0127300013118000158:
- в содержании документации об электронном аукционе установить требования к показателям используемых в процессе выполнения работ материалов в соответствии с требованиями действующих ГОСТ;
- исключить из проекта контракта п. 8.2, п. 8.3.
1.2. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе в порядке и сроки, предусмотренные ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
1.3. Назначить:
- новую дату окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с ч. 6 ст. 63 Закона о контрактной системе;
- новую дату рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе;
- новую дату проведения электронного аукциона.
1.4. Направить в адрес уполномоченного органа информацию о внесенных изменениях в извещение и документацию о закупке за N 0127300013118000158.
2. Уполномоченному органу Брянская городская администрация:
2.1. Отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0127300013118000158-1 от 10.05.2018 г. и протокол подведения итогов электронного аукциона N 0127300013118000158-3 от 21.05.2018 г.
2.2. Разместить в единой информационной системе информацию об отмене вышеуказанных протоколов и о внесенных изменениях в извещение и документацию об электронном аукционе за N 0127300013118000158.
1.6. Направить в адрес оператора электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" информацию об отмене протоколов, о внесенных изменениях в содержание извещения и документации об электронном аукционе, а также о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, о новой дате рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и о новой дате проведения электронного аукциона.
3. Оператору электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" совершить следующие действия:
3.1. Обеспечить техническую возможность исполнения заказчиком настоящего предписания.
3.2. Отменить протокол проведения электронного аукциона N 0127300013118000158-2 от 17.05.2018 г.
3.3. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
3.4. Возвратить поступившие заявки на участие в электронном аукционе с уведомлением об отмене вышеуказанного протокола, а также о внесенных изменениях в содержание документации об электронном аукционе, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, о новой дате рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и о новой дате и времени проведения электронного аукциона.
3.5. Уведомить участников закупки о возможности вновь подать заявку на участие в электронном аукционе в предусмотренные документацией об электронном аукционе сроки.
4. Заказчику МБОУ СОШ N 66 Бежицкого района г. Брянска, уполномоченному органу Брянская городская администрация, оператору электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе и с учетом решения Брянского УФАС России от 30.05.2018 года.
Предписание должно быть исполнено в срок до "22" июня 2018 года. Об исполнении настоящего предписания необходимо сообщить в адрес Брянского УФАС России в срок до "22" июня 2018 года.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения настоящего Предписания в соответствии с действующим законодательством должностные лица несут административную ответственность.
Заместитель председателя комиссии "_.."
Члены комиссии "_.."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 30 мая 2018 г. N 100
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2018