Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя государственного заказчика Каспийского филиал ФГБУ "Главрыбвод" Кузнецова О.В. (доверенность от 31.01.2018 N02-26/17) и в присутствии представителя заявителя СПАО "Ингосстрах" в лице филиала СПАО "Ингосстрах" в Астраханской области Моргуновой Н.А. (доверенность от 22.12.2017 N5887773-581/17), рассмотрев жалобу СПАО "Ингосстрах" в лице филиала СПАО "Ингосстрах" в Астраханской области на действия государственного заказчика Каспийского филиал ФГБУ "Главрыбвод" при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, для нужд Каспийского филиал ФГБУ "Главрыбвод" (номер извещения: 0325400000518000042), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 17.05.2018 поступила жалоба СПАО "Ингосстрах" в лице филиала СПАО "Ингосстрах" в Астраханской области (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика Каспийского филиал ФГБУ "Главрыбвод" при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, для нужд Каспийского филиал ФГБУ "Главрыбвод" (номер извещения: 0325400000518000042) (далее - открытый конкурс).
По мнению Заявителя, конкурсная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
- в извещении о проведении открытого конкурса указан срок начала подачи заявок 15 час. 00 мин.03.05.2018, при этом извещение о проведении открытого конкурса размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в 15 час. 24 мин. 03.05.2018;
- в пунктах 38, 39 приложения N2 к информационной карте конкурсной документации по двум транспортным средствам указан один и тот же идентификационный номер, что является недостоверной информации и делает невозможным расчет страховой премии;
- в пункте 52 приложения N2 к информационной карте конкурсной документации указано транспортное средство трактор Т-150К с прицепом скрепер ДЗ- 87, г/н 07-38 АХ, однако на данное транспортное средство уже оформлен полис ОСАГО серии ЕЕЕ N 1016588142, срок действия которого с 29.03.2018 г. по 28.03.2019 г.;
- конкурсная документация содержит два различных расчета начальной (максимальной) цены контракта, что Законом о контрактной системе не допускается.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
1) 03.05.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении открытого конкурса и документация об этом конкурсе, из которых следует, что объектом закупки являются услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Частью 3 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает:
1) информацию, предусмотренную статьей 42 данного Федерального закона;
2) требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 указанного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 данного Федерального закона;
3) способы получения конкурсной документации, срок, место и порядок предоставления конкурсной документации;
4) плату (при ее установлении), взимаемую заказчиком за предоставление конкурсной документации, способ осуществления и валюту платежа;
5) язык или языки, на которых предоставляется конкурсная документация;
6) место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок;
7) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 данного Федерального закона;
8) условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона;
9) реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого конкурса.
В силу пункта 6 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса, сформированному Заказчиком программным комплексом единой информационной системы, датой и временем начала подачи заявок является: 15 час. 00 мин. 03.05.2018.
При этом представитель Каспийского филиал ФГБУ "Главрыбвод на рассмотрение жалобы представил скриншот с официального сайта, согласно которому Заказчик выгрузил на данный сайт конкурсную документацию и извещение о проведении запроса котировок в 14 час. 22 мин. 03.05.2018.
Причина задержки появления документации в открытой части сайта в том, что Федеральное Казначейство только спустя 33 минуты приступило к проверке документации (в 14 час.55 мин. согласно скриншоту) и переместило документацию в открытую часть сайта только в 15 час.06 мин.
В связи с этим Комиссия считает, что в указанных действиях Заказчика отсутствует вина.
2) В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 данного Федерального закона (далее - контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном данным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона о контрактной системе тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее Закон об ОСАГО) страховые тарифы - ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов
Частью 1 статьи 8 Закона об ОСАГО установлено, что регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с данным Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Согласно пункту 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Комиссия, проанализировав конкурсную документацию, установила, что Заказчик использовал базовые ставки страхового тарифа, определенные Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
При этом в конкурсной документации ссылки на возможность применения участниками измененных коэффициентов страховых тарифов (например, КБМ) по сравнению с определенными документацией отсутствуют.
Указанная правовая позиция нашла свое отражение в практике арбитражных судов, например, в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 18.02.2016 по делу N А57-3167/2015, в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 29.08.2017 по делу N А06-7073/2016.
Комиссия считает, что Заказчиком соблюдены все необходимые требования для осуществления расчета страховой премии и соблюдения порядка применения коэффициентов страховых тарифов (в том числе КБМ).
Допущенная Заказчиком в пунктах 38, 39 приложения N2 к информационной карте конкурсной документации техническая ошибка в виде указания по двум транспортным средствам одного идентификационного номера не привела к неверному расчету КБМ в отношении этих транспортных средств.
Заявитель доказательств обратного Комиссии не представил.
3) Частью 1 статьи 10 Закона об ОСАГО установлено, что срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых данной статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора.
При этом частью 4 статьи 10 Закона об ОСАГО установлено, что при досрочном прекращении договора обязательного страхования в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования или неистекший срок сезонного использования транспортного средства.
Представитель Заказчика в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что Каспийский филиал ФГБУ "Главрыбвод" при заключении контракта по предмету открытого конкурса намерен расторгнуть договор по ОСАГО на транспортное средство: "трактор Т-150К с прицепом скрепер ДЗ- 87, г/н 07-38 АХ", что Закону о контрактной системе не противоречит.
4) Кроме того, Комиссия считает довод Заявителя о том, что конкурсная документация содержит два расчета начальной (максимальной) цены контракта необоснованным, поскольку согласно приложению N2 к информационной карте конкурсной документации Заказчик произвел расчет начальной (максимальной) цены контракта на ОСАГО максимальная стоимость и расчет минимальной цены контракта на ОСАГО, что Законом о контрактной системе в случае использования тарифного метода определения начальной (максимальной) цены контракта не запрещено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу СПАО "Ингосстрах" в лице филиала СПАО "Ингосстрах" в Астраханской области государственного заказчика Каспийского филиал ФГБУ "Главрыбвод" при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, для нужд Каспийского филиал ФГБУ "Главрыбвод" (номер извещения: 0325400000518000042) не обоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии: М.В.Литвинов
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 24 мая 2018 г. N 185-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2018