Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счет средств государственного оборонного заказа в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления |
- Кирьякова С.Е. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Лазарева Е.А. |
- |
член комиссии, специалист - эксперт отдела контроля закупок, |
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Ермакова Ивана Васильевича (далее - ИП Ермаков И.В, заявитель) на действия аукционной комиссии акционерного общества "Петровский электромеханический завод "Молот" (далее также - аукционная комиссия, заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку товара для обеспечения нужд общества в рамках государственного оборонного заказа,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ИП Ермакова И.В на действия аукционной комиссии акционерного общества "Петровский электромеханический завод "Молот" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку "Станка вертикально-фрезерного с ЧПУ" в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 1260000000218000020 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, аукционная комиссия заказчика неправомерно признала заявку ИП Ермакова И.В. не соответствующей требованиям аукционной документации, что не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители ИП Ермакова И.В и акционерного общества "Петровский электромеханический завод "Молот" при рассмотрении жалобы не присутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счет средств государственного оборонного заказа, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 12.04.2017 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку "Станка вертикально-фрезерного с ЧПУ" в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 1260000000218000020 и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает акционерное общество "Петровский электромеханический завод "Молот".
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 642 632,00 рублей.
2) Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочего, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронных аукционах, среди которых, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 названного Федерального закона, или копии этих документов (пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе);
При этом Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает следующее.
В пункте 10 Приложения N1 (Информационная карта) установлены запреты на допуск товаров, происходящих из иностранных государств: В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 14.01.2017 г. N 9 установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории Российской Федерации отсутствует.
В соответствии с постановлением Правительства от 16.11.2015 г. N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Нарушений в установлении заказчиком указанных запретов (пункт 10 раздела I (Информационная карта) Комиссией Нижегородского УФАС России не выявлено, при этом в документации отсутствует Перечень документов, которые участник должен предоставить в подтверждение названным запретам.
Поскольку Постановление N 9 не содержит перечня документов, подтверждающих соответствие участника установленному запрету на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа, представление участником закупки в составе заявки какого-либо документа о том, что поставляемый для нужд обороны страны и безопасности государства товар не происходит из иностранных государств, не требуется.
3) 25.04.2018 аукционной комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 1260000000218000020-1.
В соответствии с протоколом N 1260000000218000020-1 от 25.04.2018 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (20.04.2018 11:00) поступило 4 заявки на участие в электронном аукционе, которым оператором электронной площадки присвоены соответствующие номера. Согласно данному протоколу к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки.
28.04.2018 состоялся аукцион, по результатам которого составлен соответствующий протокол N1260000000218000020-2.
Рассмотрение вторых частей заявок на участие в электронном аукционе состоялось 08.05.2018. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе подведения итогов электронного аукциона N1260000000218000020-3.
В соответствии с протоколом N1260000000218000020-3. от 08.05.2017 заявка под номером 5 (ИП Ермакова И.В.) признана несоответствующей требованиям документации об аукционе в электронной форме (пункт 1 части 6 статьи 69 44-ФЗ) по следующему основанию: в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 14.01.2017 N 9 установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории Российской Федерации отсутствует. Отсутствует аки экспертизы Минпромторга, выданный в установленном порядке.
На основании части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 названного Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
По смыслу части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
- непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 названного Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлены требования к составу и содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе, а именно: вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать помимо прочего документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 названного Федерального закона, или копии этих документов.
Как установлено Комиссией Нижегородского УФАС России ранее, требование о предоставлении конкретного документа для подтверждения соответствия запретам (Постановление N9) документация правомерно не содержит.
Из анализа второй части заявки участника закупки, подавшего заявку под номером 5 (ИП Ермакова И.В.), и документов, направленных оператором электронной площадки, следует, что участником представлены все необходимые документы и информация, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, основание признания заявки не соответствующей указанные в Протоколе N 1260000000218000020-3 от 08.05.2018, является неправомерным.
Однако, как установлено Комиссией Нижегородского УФАС России, в пункте 8 подпункта 8.1 документации при осуществлении закупки заказчиком установлены следующие единые требования к участникам закупки:
В электронном аукционе может принять участие любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (далее - участник закупки)..
Следовательно, в данном электронном аукционе в рамках государственного оборонного заказа может участвовать только юридическое лицо, но не индивидуальный предприниматель. Таким образом, факт подачи заявки на рассматриваемый аукцион ИП Ермаковым И.В. является безусловным основанием для признания его заявки с учетом требований N 275 -ФЗ от 29.12.2012 "О государственном оборонном заказе" несоответствующей требованиям документации.
Таким образом аукционная комиссия используя неправомерные основания в итоге приняла верное решение.
С учетом изложенного жалоба ИП Ермакова И.В. признается необоснованной.
Вместе с тем наличие в Протоколе подведения итогов N 1260000000218000020-3 от 08.05.2018 неправомерного основания не соответствует требованиям части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, что свидетельствует о нарушении аукционной комиссией названной нормы.
4) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере зкупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать государственному заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные аукционной комиссией, повлияли на результаты электронного аукциона, в связи с чем существует необходимость выдать предписание аукционной комиссии и оператору электронной площадки об устранении допущенных нарушений, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Также возникает необходимость в выдаче соответствующего предписания оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ").
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу И.П.Ермакова И.В. о нарушении аукционной комиссии акционерного общества "Петровский электромеханический завод "Молот" требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку "Станка вертикально-фрезерного с ЧПУ" в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 1260000000218000020, необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ"). предписание об устранении нарушений.
4. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председателя комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е.Кирьякова
А.Г.Кокутина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 22 мая 2018 г. N 1074
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2018