Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя <_> (далее - ИП <_>, заявитель): ИП <_>, <_> (представитель по доверенности);
от аукционной комиссии, уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системе в сфере закупок (далее - Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): <_> (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее также ГКУ РС (Я) "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", заказчик): не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также письменные пояснения,
рассмотрев жалобу ИП <_> на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов с территории летней рекреационной детской загородной базы социальной реабилитации несовершеннолетних "Виктория" (Покровский тракт 17 км) (изв. N 0116200007918001865), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП <_>
Представители заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе, пояснили, что аукционная комиссия неправомерно признала заявку ООО "ТУДОР" соответствующей требованиям аукционной документации, поскольку согласно выписке из реестра лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в лицензии ООО "ТУДОР" отсутсвует код ФККО 73210311394 Отходы очистки септиков для очистки сточных вод малоопасные, класс опасности IV.
Просят признать жалобу обоснованной.
Представитель аукционной комиссии уполномоченного органа пояснила, что в аукционной документации установлено требование о наличии у участников закупки лицензии действующей лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, включающую в себя следующие работы:
4. Сбор отходов IV класса опасности;
8. Транспортирование отходов IV класса опасности.
В составе второй части заявки участник закупки ООО "ТУДОР" представил копию лицензии N 00331 от 20.04.2017 г. на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, включающую в себя следующие работы: сбор отходов IV класса опасности и транспортирование отходов IV класса опасности, в связи с чем, была признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Просит признать жалобу необоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что для оказания услуг по вывозу жидких бытовых отходов с территории летней рекреационной детской загородной базы социальной реабилитации несовершеннолетних "Виктория" в целях соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере природопользования необходимо наличие у исполнителя лицензии, содержащей ФККО 73210001304 Отходы (осадки) из выгребных ям, класс опасности IV и ФККО 73210311394 Отходы очистки септиков для очистки сточных вод малоопасные, класс опасности IV.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвовавших в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) Извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 11.04.2018года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 210 870,00 руб.;
4) на участие в закупке подано 4 заявки от участников закупки, к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки;
5) в ходе проведения электронного аукциона поступило 2 предложения цены контракта;
6) заявки всех участников закупки, подавших предложения о цене контракта признаны соответствующими требованиям аукционной документации;
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ИП <_> необоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы ИП <_> следует, что заявитель не согласен с решением аукционной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок на участие в закупке, в части признания заявки ООО "ТУДОР" соответствующей требованиям аукционной документации.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 04.05.2018 N0116200007918001865-3 заявка N 1 ООО "ТУДОР" признана соответствующей требованиям аукционной документации.
По мнению заявителя, ООО "ТЮДОР" не соответствует требованиям аукционной документации, поскольку согалсно выписке из реестра лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в лицензии ООО "ТУДОР" отсутсвует код ФККО 73210311394 Отходы очистки септиков для очистки сточных вод малоопасные, класс опасности IV.
Частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
При этом частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Из совокупного смысла указанных норм следует, что в обязанности аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе входит лишь проверка таких заявок на соответствие представленных в их составе сведений/информации требованиям, установленным в аукционной документации
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом закупки является оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов с территории летней рекреационной детской загородной базы социальной реабилитации несовершеннолетних "Виктория" (Покровский тракт 17 км), в связи с чем в пункте 7 части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено следующее требование:
"Участник закупки в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, включающую в себя следующие работы:
4. Сбор отходов IV класса опасности;
8. Транспортирование отходов IV класса опасности;
Соответствие требованию подтверждается предоставлением копии(й) лицензии(й)".
Для объективного рассмотрения дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был направлен запрос оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" о предоставлении документов, сведений, представленных в составе первых частей заявок всеми участниками закупки.
Согласно поступившим в ответ на запрос сведениям, в составе первой части заявки участника закупки ООО "ТУДОР" (номер 1) представлена, в том числе копия лицензии N 00331 от 20.04.2017 г. на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, включающую в себя следующие работы: сбор отходов IV класса опасности и транспортирование отходов IV класса опасности.
При изложенных обстоятельствах, действия аукционной комиссии уполномоченного органа, в обязанности которой при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе входит лишь проверка заявок на соответствие требованиям, установленным в аукционной документации, по признанию заявки ООО "ТЮДОР" соответствующей требованиям аукционной документации, не противоречат положениям законодательства о контрактной системе.
Жалоба ИП <_> признана необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Статьей 12 Закона о контрактной системе установлен принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.
Согласно части 1 вышеуказанной статьи, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что в случае, если предметом закупки является выполнение работ/оказание услуг, осуществление которых требует наличия разрешительных документов, заказчику, в целях достижения заданных результатов обеспечения государственных/муниципальных нужд надлежит установить соответствующее требование к специальной правоспособности участников закупки.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Предметом закупки является оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов с территории летней рекреационной детской загородной базы социальной реабилитации несовершеннолетних "Виктория" (Покровский тракт 17 км).
Перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию установлен частью 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее также - Закон о лицензировании).
Согласно пункту 30 вышеуказанной нормы закона деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1.1 статьи 15 Закона о лицензировании приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором на основании заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии, предусмотренных соответственно статьями 13 и 18 настоящего Федерального закона, указываются виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности.
Согласно пункту 8 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 Федеральный классификационный каталог отходов (далее по тексту решения - ФККО) имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих:
- происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа),
- химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа),
- агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция).
В блоки включаются типы отходов, обобщенные по классификационному признаку происхождения: отходы органические природного происхождения (животного и растительного); отходы минерального происхождения; отходы химического происхождения; отходы коммунальные.
Классификация отходов по типам, подтипам, группам, подгруппам и позициям отражает развернутое описание происхождения и состава отходов, а также их агрегатное состояние и физическую форму.
В соответствии с пунктом 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 для кодирования блоков, типов и подтипов, соответственно, используются цифры с 1 до 9; групп - с 1 по 999; подгрупп - с 1 по 99.
Так, согласно части 2 "Описание объектов закупки" аукционной документации содержит следующие:
"Виды оказываемых услуг:
Код ФККО 7 3 2 1 00 0 1 30 4 Отходы (осадки) из выгребных ям, класс опасности IV
Код ФККО 7 3 2 1 03 1 1 39 4 Отходы очистки септиков для очистки сточных вод малоопасные, класс опасности IV".
Также согласно письменным пояснениям заказчика в целях соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере природопользования необходимо наличие у исполнителя лицензии, содержащей ФККО 73210001304 Отходы (осадки) из выгребных ям, класс опасности IV и ФККО 73210311394 Отходы очистки септиков для очистки сточных вод малоопасные, класс опасности IV.
Таким образом, заказчику в аукционной документации при проведении рассматриваемой закупки надлежало установить требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, не только с требованием об указании видов работ, но и с указанием конкретных типов отходов согласно ФККО.
Согласно материалам дела в пункте 7 части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено следующее требование:
"Участник закупки в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, включающую в себя следующие работы:
4. Сбор отходов IV класса опасности;
8. Транспортирование отходов IV класса опасности".
При этом, указанное требование не содержит обязательное указание на наличие в лицензии конкретного типов отходов согласно ФККО, подлежащих вывозу в соответствии с частью 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации.
Таким образом, заказчик, не установивший в извещении о проведении закупки и в аукционной документации надлежащие требования к участникам закупки и составу заявок на участие в электронном аукционе, признается нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП <_> на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов с территории летней рекреационной детской загородной базы социальной реабилитации несовершеннолетних "Виктория" (Покровский тракт 17 км) (изв. N 0116200007918001865) необоснованной.
2. Признать заказчика Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1, часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 мая 2018 г. N 06-438/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2018