Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобуООО "Строй лес" (далее - Заявитель) на действия Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа "город Губаха" Пермского края (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на благоустройство дворовых территорий (изв. N 0156300064718000034) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
Входе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156300064718000034, Заказчиком проводился электронный аукцион на благоустройство дворовых территорий.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.05.2018 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта -12 402 002,50 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 31.05.2018 г.
Заявитель полагает, что сроки, установленные Заказчиком в плане-графике и в аукционной документации, не соответствуют друг другу, а именно:
- Планом-графиком определен планируемый срок окончания исполнения контракта - август 2018 г.; периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) - один раз в год;
- Согласно п.2 Раздела 5 информационной карты аукционной документации работы по благоустройству дворовых территорий и общественной территории осуществляются в несколько этапов:
1.1. 1 этап "Благоустройство дворовой территории многоквартирного дома по адресу: г. Губаха, ул. Никонова, 12". Срок исполнения работ: с даты подписания контракта по 31 июля 2018 года.
1.2. 2 этап "Благоустройство дворовой территории многоквартирных домов по адресам: г. Губаха, ул. им. Газ. Правды 24, 26, 28 ул. Орджоникидзе, 28". Срок исполнения работ: с даты подписания контракта по 31 июля 2018 года.
1.3. 3 этап "Благоустройство дворовой территории многоквартирных домов по адресу: г. Губаха, пр. Октябрьский 16-18". Срок исполнения работ: с даты подписания контракта по 15 августа 2018 года.
1.4. 4 этап "Благоустройство дворовой территории многоквартирных домов по адресу: г. Губаха, р. п. Углеуральский, ул. Мира 34-34 "А. Срок исполнения работ: с даты подписания контракта по 15 августа 2018 года.
1.5. 5 этап "Организация общественной зоны и благоустройство переулка Мечты от проспекта Ленина до туристического центра "Серебряная мечта". Срок исполнения работ: с даты подписания контракта по 25 августа 2018 года.
На условиях, отраженных в проекте муниципального контракта.
Комиссия отмечает, что в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона о закупках в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
Конкретные сроки указываются в извещении о проведении закупки, а также в аукционной документации.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика не усматривает.
Заявитель полагает, что Заказчиком установлены противоречащие требованиям Закона о закупках сроки подачи запроса о предоставлении разъяснений.
Так, в п.1 Раздела 7 аукционной документации указана следующийсрок подачи запроса о предоставлении разъяснений: с "14" мая 2018 г. по "27" мая 2018 г.
В свою очередь, Комиссия отмечает, что Законом о закупках не установлены требования к содержанию в аукционной документации срока подачи запроса о предоставлении разъяснений. Следовательно, в спорной части в действиях Заказчика нарушений положений Закона о закупках не имеется.
Заявитель также полагает, что установленный Заказчикомв п.3.7 проекта контракта срок оплаты выполненной работы может ввести в заблуждение участников закупки, ссылается на п. 5 Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций", в соответствии с которым оплата выполненной работы (еерезультаты), отдельных этапов исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, должна производиться в течение 15 рабочих дней с даты подписания подрядчиком документа о приемке выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения договора.
Вместе с тем, проектом контракта не предусмотрена обязанность подрядчика привлекать к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика в данной части не может быть установлено.
Согласно ч.3 ст.96 Закона о закупках исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с п.2.1 проекта контракта крайний срок выполнения работ по этапам - 25.08.2018 г.
Согласно п.3.7 проекта контракта оплата выполненных работ производится на основании выставленного Подрядчиком счета-фактуры (счета), в течение 30 (тридцати) дней с момента подписания Акта приема выполненных работ (формы КС-2, КС-3) и предоставления Подрядчиком счета-фактуры (счета).
В п.6.6 проекта контракта указано, что акты выполненных работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 рассматриваются, проверяются и подписываются Заказчиком в течение 5 рабочих дней со дня их предоставления Подрядчиком, при условии, что работы выполнены надлежащим образом и в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу, что исходя из представленных положений проекта контракта, положений аукционной документации возможно определить срок действия контракта, и, как следствие, определить срок действия банковской гарантии. Доказательств обратного не представлено.
Таким образом, в данной части в действиях Заказчика нарушений положений Закона о закупках не имеется.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пп."б" п.3 ч.3 ст.66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в п.1.1 Раздела 8 информационной карты аукционной документации установлены требования, аналогичные обозначенным.
В пп.6 п.3 Раздела 8 информационной карты аукционной документации установлено, что показатели, характеризующие поставляемый товар (товар, используемый при выполнении работы, оказании услуги), должны соответствовать показателям, установленным в Главе V "Техническое задание (Спецификация)" (далее - Техническое задание, ТЗ).
Вместе с тем, изучив аукционную документации, Комиссия установила, что в п.1 ТЗ установлены, в том числе ведомости объемов работ, расчеты потребности в материалах, требования к качеству выполняемых работ и условиям их выполнения, требования к созданию беспрепятственных пешеходных маршрутов для маломобильных групп населения, требования к безопасности выполнения работ и безопасности результатов работ, требования по передаче Заказчику технических и иных документов по завершению и сдаче работ, предоставление информации о которых в составе первой части заявки, по смыслу ст.66 Закона о закупках, не требуется.
На основании указанного, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика имеются нарушения пунктов 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В п.2 ТЗ указано, что доски обрезные должны быть длиной 4-6,5-м, шириной 75-150 мм, 44 мм и более III сорта, при этом, из указанных требований не следует к какому показателю относится возможный диапазон значений "44 мм и более".
Представитель Заказчика пояснил, что в спорном пункте ТЗ не был указан показатель "толщина", что может ввести участников закупки в заблуждение.
На основании указанного выше, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В п.5 ТЗ указано, что фракция щебня должна быть 5 - 20 мм, 20 - 40 мм, при этом, указан ГОСТ 8267-93.
В свою очередь, Комиссия установила, что ГОСТом 8267-93 не предусмотрены фракции щебня 5 - 20 мм, 20 - 40 мм. Доказательств того, что фракции щебня 5 - 20 мм, 20 - 40 мм тождественны фракциям щебня от 5 до 20 мм, св. 20 до 40 мм, указанным в ГОСТ 8267-93, в материалы жалобы не представлено.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В п.8 ТЗ указано, что класс бетона должен быть В7,5 (М100), В15 (М200), при этом, указан ГОСТ 26633-2012.
Вместе с тем, ГОСТом 26633-2012 не предусмотрены классы бетона М100, М200, что может ввести участников закупки в заблуждение.
Комиссия также установила, что Заказчиком установлено требование о соответствии используемых материалов недействующему ГОСТ 17608-91, что также может ввести участников закупки в заблуждение.
Следовательно, в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Комиссия отмечает, что доводы Заявителя, в части нарушения положений Закона о закупках при описании требований к плитке тротуарной, электродам, светодиодному светильнику, своего подтверждения не нашли. Иного не доказано.
Комиссия отмечает, что Заявитель не обеспечил явку своего представителя, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено. Более того, подача жалобы посредством электронной почты 30.05.2018 г. (в предпоследний день окончания срока подачи заявок), по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
Более того, Заявителем в нарушение требований ч.9 ст.105 Закона о закупках не представлены доказательства в подтверждение обоснованности доводов жалобы.
Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй лес" на действия Заказчикапри проведении электронного аукциона на благоустройство дворовых территорий (изв. N 0156300064718000034)обоснованной в части 5-7, 9доводов.
2. Признать в действиях Заказчиканарушенияп.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Заказчика, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки, нарушения пунктов 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
4. В целях устранения нарушения требований Закона о закупках, выдать предписание Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки.
5.Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчиказа допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 июня 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2018