Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в отсутствии представителей Заявителя и Заказчика, извещенных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Изидолг" (далее - Заявитель, Общество) на положения аукционной документации, утверждённой - МКУ "Служба Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по объекту: "Крытый универсальный спортивный комплекс в г. Александровск-Сахалинский" (извещение N 0161300005618000021) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации, по мнению которого при утверждении аукционной документации нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при этом Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:
1. Заказчик неправомерно установил требования соответствия недействующим ГОСТам: Приложение N1 к ТЗ (кор).docx: ГОСТ 31384-2008 ГОСТ 5781-82 ГОСТ 30493-96 ГОСТ Р 50827.1-2009 ГОСТ 12997-84 ГОСТ 17005-82; 07-01-06 - Наружное освещение.xlsx: ГОСТ Р 53769-2010; 06-01-01 - наружный водопровод.xlsx: ГОСТ Р 52134-2003.
2. Описание объекта не соответствует принципу объективности и создает препятствия для участников закупки в процессе оформления заявок на участие в аукционе. Приложение N 1 к ТЗ Кабель силовой (тип 5) ширина расцветки в виде продольной полосы не менее 1 мм; Кабель силовой (тип 6) площадь покрытия поверхности изоляции жил заземления зеленым цветом не менее 30 не более 70%, Расстояние между цифрами при маркировке 35 мм. Таким образом, Заказчик, устанавливая вышеуказанные требования к товарам, не поясняет, как может повлиять на качество, сроки или еще что-то, например, требование соблюдения расстояния между цифрами при маркировке или ширина полосы расцветки на изоляции. Эти требования явно не обоснованы и завышены, что дает Заказчику возможность на этом основании отклонить заявку любого участника кроме "своего".
3. Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением ФЗ-44 части 3 статьи 33, чем ограничил возможность участия в качестве поставщиков, т.к. для предоставления надлежащего предложения и согласия на поставку товара и итогов выполнения работ по заданным критериям, необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее.
Приложение N 1 к ТЗ Унитаз - Общее число допустимых дефектов на одном изделии не более 5 шт, Отклонение от горизонтальности верхней поверхности не должно превышать 8 мм, Общая площадь остеклованных мест на поверхности изделия не более 3,0 см2; Люк для колодцев - Площадь поверхности выпуклого рельефа не менее 10 и не более 70%, Высота рельефа на верхней поверхности люка от 2 до 6 мм; Кабель силовой (тип 6) площадь покрытия поверхности изоляции жил заземления зеленым цветом не менее 30 не более 70%, Расстояние между цифрами при маркировке 35 мм.
4. Заказчиком в соответствии с контрактом нарушен ст. 34 часть 13.1 Закона о контрактной системе - срок итоговой оплаты в контракте установлен с незаконным моментом начала течения: п. 3.8. До подписания Акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-11, Заказчик оплачивает Подрядчику не более 95% цены контракта. Окончательный расчет с Подрядчиком (оставшиеся 5% цены контракта) производится Заказчиком в течение тридцати дней с момента представления Подрядчиком надлежащим образом оформленных счета, счета-фактуры на основании подписанного Сторонами Акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-11).
5. В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора и условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимыми для договоров данного вида. Раздел 7. Сдача и приемка выполненных работ проекта контракта Заказчика определяет порядок приемки выполненных работ. Однако статьи данного раздела не содержат информацию о сроке приемки выполненных промежуточных работ. Действия Заказчика нарушают положения, установленные в пункте 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также нарушают права и законные интересы Подрядчика, поскольку создают неопределенность в сроках исполнения обязательств со стороны Заказчика.
6. Заказчиком нарушены части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе - не установлена пеня для Заказчика.
7. Заказчиком в нарушение требования части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе неправомерно установлены причины увеличения сроков выполнения работ.
На основании вышеизложенных доводов Заявитель требует приостановить подписание контракта в связи с грубыми нарушениями Закона, аннулировать результаты проведения электронного аукциона.
Стороны на заседание Комиссии не явились, явкой своих представителей не обеспечили, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу извещены надлежащим образом.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
13.04.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликовано извещение о проведении электронного аукциона. Последние изменения в извещение внесены 08.05.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта - 216 803 983 ,00 руб.
Изучив первый довод заявителя, а также информацию, размещенную на сайте, Комиссия пришла к следующему выводу.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
ГОСТ 31384-2008 заменен на ГОСТ 31384-2017; ГОСТ 30493-96 заменен на ГОСТ 30493-2017; ГОСТ 12997-84 утратил силу; ГОСТ Р 50827.1-2009 отменен; ГОСТ 17005-82 заменен на ГОСТ 33121-2014; ГОСТ 5781-82 действующий; ГОСТ Р 53769-2010 отменен; ГОСТ Р 52134-2003 отменен.
Таким образом, первый довод жалобы подтвердился в части.
Рассмотрев второй довод Заявитель, Комиссия пришла к следующему выводу.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В рассматриваемом случае, заказчик указывает требования к характеристикам материалов используемых при выполнении работ, такие как ширина расцветки на кабеле в виде продольной полосы не менее 1 мм; площадь покрытия поверхности изоляции жил заземления зеленым цветом не менее 30 не более 70%; расстояние между цифрами при маркировке 35 мм.
Учитывая указанные нормы, а также характер объекта закупки, Комиссия приходит к выводу, что требования к ширине расцветки продольной полосы кабеля, к площади покрытия конкретным цветом, а также к маркировке не несут в себе функционального, технического или качественного назначения.
При таких обстоятельствах Комиссия считает, действия Заказчика злоупотреблением правил описания объекта закупки, что приводит к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, в частности сокращению их количества, и является признаком ограничения конкуренции.
Таким образом, Заказчик признается нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. По результатам рассмотрения третьего довода Комиссией установлено, что заявителем не представлены доказательства того, что Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Третий довод Заявителя не нашел своего подтверждения, в связи с чем Комиссией Сахалинского УФАС России признан необоснованным.
Вместе с тем, как отмечено выше, если заказчик при описании материалов указывает характеристики, которые не несут в себе функционального, технического или качественного назначения, такое описание объекта закупки является избыточным, и ведет к созданию необоснованных препятствий для участников закупки.
4. Рассмотрев четвертый довод, Комиссия пришла к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В п. 3.5. Проекта контракта указано, что Подрядчик представляет Заказчику акты о приемке фактически выполненных работ (форма КС-2) - 3 экземпляра и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) - 3 экземпляра с приложением исполнительной документации. Заказчик в течение 5 (пять) рабочих дней рассматривает и оформляет представленные документы или направляет обоснованный отказ.
После подписания Сторонами форм КС-2, КС-3 без замечаний, Подрядчик представляет Заказчику счет и счет-фактуру (при наличии) в 1 экземпляре.
В п. 3.7. Оплата фактически выполненных работ по настоящему Контракту осуществляется исходя из объема таких работ и цены Контракта в сроки и размерах, установленных Календарным графиком выполнения и оплаты выполненных работ.
Оплата производится за фактически выполненные работы в течение 30 дней с даты подписания Сторонами форм КС-2, КС-3 и предоставления Подрядчиком счета и счет-фактуры (при наличии).
При этом в п. 3.8 указано, что до подписания Акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-11, Заказчик оплачивает Подрядчику не более 95% цены контракта. Окончательный расчет с Подрядчиком (оставшиеся 5% цены контракта) производится Заказчиком в течение тридцати дней с момента представления Подрядчиком надлежащим образом оформленных счета, счета-фактуры на основании подписанного Сторонами Акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-11).
Кроме того, в п. 3.10 указано, что основанием для оплаты является предъявление Подрядчиком Заказчику следующих документов:
- счета на оплату, счет-фактуры (при наличии);
- актов о приемке выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) по формам, утвержденным Федеральной службой государственной статистики, подписанные уполномоченным лицом Заказчика и скрепленные печатью Заказчика без замечаний. Форма КС-2 подписанная уполномоченным лицом Заказчика, но не скрепленная его печатью считается недействительной, и оплате не подлежит;
- исполнительной документации.
Таким образом, п. 3.8 Проекта контракта противоречит как вышеуказанным положениям проекта контракта, так и ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В этой связи, Заказчик признается нарушившим ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
5. В пятом доводе Заявитель указывает на то, что в седьмом раздел проекта контракта не содержат информацию о сроке приемки выполненных промежуточных работ.
В ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе указано, что контракт включается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В п. 7.2 указано, что приемка видов работ осуществляется Заказчиком за фактически выполненные работы в соответствии с условиями настоящего Контракта. Предоставление документов, подтверждающих фактическое выполнение работ, осуществляется в сроки и в составе, предусмотренном настоящим Контрактом, путем направления официальным сопроводительным письмом на бумажном носителе.
В п. 7.3. Заказчик проверяет соответствие представленных для приемки видов и объемов работ фактически выполненным, соответствие представленной исполнительной документации, корректности оформленных документов и принимает решение о приемке или об отказе в приемке представленных документов.
Согласно п. 7.11. Оформление приемки объекта оформляется по акту формы КС-11 в течение 10 рабочих дней с момента предоставления Подрядчиком документов, предусмотренных пунктом 7.9. Контракта.
При этом в п.п. 4.2, 4.3. указано, что Работы по Контракту выполняются Подрядчиком в соответствии с Календарным графиком выполнения и оплаты выполненных работ и Детализированным графиками выполнения работ. Календарный график выполнения и оплаты выполненных работ устанавливает общие сроки выполнения работ, подписывается одновременно с Контрактом и является его неотъемлемой частью (Приложение N3).
При этом в проекте контракта содержится календарный график производства работ Приложение N3 Календарный график производства работ "Крытый универсальный спортивный комплекс в г. Александровск-Сахалинский"
N п/п |
Наименование этапов работ |
Количество дней* |
Начало этапа работ* |
Окончание этапа работ* |
Стоимость этапа работ * |
2018 год* |
2019 год* |
||||
ноябрь |
декабрь |
_ |
_ |
_ |
_ |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
_ |
_ |
_ |
_ |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как видно из календарного графика Заказчиком предусмотрено поэтапное выполнение работ.
Изучив положения проекта контракта, Комиссией не обнаружены условия о сроке приемки выполненных этапов работ, притом, что календарным графиком, предусмотрена поэтапность выполнения работ.
Таким образом, Заказчик нарушил ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
6. Относительно шестого довода жалобы, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 вышеуказанной статьи случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Комиссией установлено, что в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, не установлена соответствующая требованиям Закона о контрактной системе пеня за просрочку Заказчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком допущены нарушения ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе.
7. По факту седьмого довода Комиссия пришла к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст. 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
В соответствии пунктом 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В силу пункта 16.4 проекта контракта, если, по мнению стороны, работы могут быть продолжены в порядке, действовавшем согласно Контракту до начала обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по Контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия.
Учитывая вышеприведенные Комиссия приходит к выводу, что обстоятельства, предусмотренные разделом 16 проекта контракта, являются обстоятельствами, не зависящими от подрядчика, которые создают невозможность завершения работ по контракту в срок.
Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ при наступлении таких обстоятельств, срок контракта подлежит приостановке.
Статья 34 Закона о контрактной системе не налагает ограничений на установление в контракте вышеуказанных условий, следовательно, данный пункт контракта не противоречит нормам Закона о контрактной системе, поскольку в силу статьи 2 указанного закона законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Комиссия признает седьмой довод Заявителя необоснованным.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Изидолг" на положения аукционной документации, утверждённой - МКУ "Служба Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" при проведении электронного аукциона по объекту: "Крытый универсальный спортивный комплекс в г. Александровск-Сахалинский" (извещение N 0161300005618000021) - частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - МКУ "Служба Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район", утвердившего аукционную документацию нарушившим требования п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч.ч. 5, 13, 13.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику (аукционной комиссии) - МКУ "Служба Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.В. Солонин
Члены комиссии Н.А. Казанов
Е.А. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 15 мая 2018 г. N 164/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2018