Резолютивная часть решения оглашена 04.06.2018
В полном объеме решение изготовлено 07.06.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Нарова", в присутствии:
- представителя Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области Клетченковой Е.А. действующего на основании доверенности 8-ДВ от 15.01.2018,
- представителя Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области Шагеевой О.А., действующего на основании доверенности 7/18 от 04.06.2018
- представителя Администрации Копейского городского округа Челябинской области Сувориной Е.Е., действующего на основании доверенности N 7/ДВ от 10.01.2018
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 28.05.2018 поступила жалоба ООО "Строительная компания Нарова" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение объектов долевого строительства (жилых помещений) с целью переселения в них граждан из аварийного жилищного фонда на территории Копейского городского округа Челябинской области в 2018 году (извещение N 0169300025318000249) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 10.05.2018 Администрация Копейского городского округа Челябинской области объявила о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 25 850 874, 46 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 29.05.2018 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Строительная компания Нарова" контракт не заключен.
В жалобе ООО "Строительная компания Нарова" указано, что в документации об аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении во второй части заявки копий правоустанавливающих документов на земельный участок в качестве документов, подтверждающих соответствие участника закупки пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, заказчиком неправомерно определен код ОКПД2, а также установлены требования к составу первой части заявки о предоставлении конкретных показателей товара, тогда как предметом контракта является выполнение строительных работ. При этом, в документации о закупке также не указаны дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства N 99 от 04.02.2015.
По мнению заявителя в документации о закупке не конкретизированы сведения о площади каждого жилого помещения, что не позволяет сделать вывод о возможности участия в закупке потенциальных участников закупки.
Заказчиком в документации об аукционе не установлены предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221, Приказом Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 N 229 требования к энергетической эффективности оборудования.
Кроме того, в жалобе указано, что в документации о закупке допущены нарушения, связанные с формированием начальной (максимальной) цены контракта, а также необоснованным осуществлением закупки на приобретение объектов долевого строительства (жилых помещений), что противоречит муниципальной программе, в рамках которой выделены денежные средства для проведения закупки.
Представители заказчика и уполномоченного органа представили письменные пояснения и на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласились.
Так, представители заказчика пояснили, что предметом закупки, в том числе с учетом установленного кода ОКПД2, является приобретение жилых помещений, в связи с чем требования к составу первой части заявки установлены в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Дополнительные требования к участнику закупки и к составу второй части заявки установлены без учета Постановления Правительства N 99 от 04.02.2015, так как предмет закупки не относится к работам строительным.
Требования по Постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221, Приказу Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 N 229 не установлены в документации о закупке, так как заказчиком размещена закупка на приобретение жилых помещений, а не на выполнение работ строительных.
При формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком учитывалось Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28.12.2017 N 71/1, действующее на день внесения изменений в план-график от 28.04.2018. При этом, Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 25.04.2018 N 21/1 не было опубликовано в общедоступных источниках на момент опубликования плана-графика.
Закупка размещена на приобретение объектов долевого строительства (жилых помещений) на основании договора, заключенного с Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области и заказчиком на приобретение (строительство) жилых помещений для граждан в целях переселения из аварийного жилья.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1.1 Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Как следует из извещения о закупке объектом закупки является приобретение объектов долевого строительства (жилых помещений) с целью переселения в них граждан из аварийного жилищного фонда на территории Копейского городского округа Челябинской области в 2018 году, который отнесен к коду ОКПД2 - 68.10.11.000 "услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков".
Таким образом, как следует из наименования объекта закупки и кода по ОКПД2, указанного в извещении о закупке, заказчик определил, что результатом определения поставщика является приобретение (покупка) жилых помещений посредством долевого участия в строительстве.
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона об участии в долевом строительстве под объектом долевого строительства понимается жилое или нежилое помещение, машино-место, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.
Кроме того, из обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2013 года, участие граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости представляет собой один из способов приобретения права частной собственности на жилые и нежилые помещения в таких домах (объектах), которое охраняется законом (часть 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации), и одновременно - один из способов реализации права каждого на жилище (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, правовая природа договора долевого участия в строительстве независимо от участника долевого строительства (граждан, юридических лиц) с точки зрения результата исполнения обязательств относится в том числе к договору купли-продажи недвижимости.
С учетом изложенного, требование, установленное к составу первой части заявки участника закупки (пункт 13 информационной карты) о предоставлении конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе, и сведений о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патентах (при наличии), полезной модели (при наличии), промышленном образце (при наличии), наименовании страны происхождения товара, соответствует предмету закупки, определенному заказчиком и не противоречит требованиям подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что доводы жалобы, согласно которым заказчиком неправомерно не установлены требования к участнику закупки и к составу второй части заявки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление) являются несостоятельными
Так, согласно пункту 1 Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Постановлению.
В Приложении N 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Вместе с тем, поскольку указанный в извещении код ОКПД2 - 68.10.11.000 "услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков" не относится к кодам, установленным в Приложении N 1 к Постановлению, а также предмет закупки не определен как выполнение строительных работ, то у антимонопольного органа отсутствуют основания для признания нарушений в действиях заказчика в части неустановления дополнительных требований по части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа частей 1,9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Вместе с тем в жалобе не представлены доказательства того, что контракт, заключаемый по итогам проведения закупки, является договором строительного подряда на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, которые относятся к кодам по ОКПД2 - 41.2, 42, 43, что не позволяет сделать вывод об обоснованности доводов жалобы.
Вместе с тем при проведении внеплановой проверки обжалуемой закупки антимонопольным органом установлено следующее.
Согласно пункту 13 информационной карты в требованиях к составу первой части заявки указано, что конкретные показатели должны соответствовать значениям, установленным в Приложении N1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме, в том числе в составе первой части заявки должны быть указаны требования к санитарно-эпидемиологической безопасности. При этом в Приложении N 1 также указано, что требования к санитарно-эпидемиологической безопасности устанавливаются согласно утвержденным законодательством РФ нормам.
Таким образом, в требованиях к составу первой части заявки не раскрыто какие именно конкретные показатели должен предоставить участник закупки в соответствии с данным требованием, при этом в документации о закупке также не указан перечень данных санитарно-эпидемиологических норм, которые бы позволили участнику конкретизировать их в составе первой части заявки, что свидетельствует о неоднозначности и неясности требований к составу первой части заявки в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в пункте 13 информационной карты документации о закупке и спецификации (Приложение N 1) указаны характеристики жилых помещений, при этом в подпункте 7 пункта 3 спецификации и подпункте 6.9 пункта 13 информационной карты установлены сведения о том, что после ввода жилого дома в эксплуатацию жилое помещение (квартира) должно соответствовать ряду характеристик.
Вместе с тем не представляется возможным сделать вывод о том, на какой момент (на день подачи заявки, на день заключения либо оплаты контракта) участник закупки должен обеспечить характеристики жилых помещений, указанных в подпункта 1-6.8 пункта 13 информационной карты и подпунктах 1-6 пункта 3 спецификации, что также не позволяет сделать вывод об условиях исполнения контракта, на которые соглашается участник закупки при оформлении первой части заявки на участие в закупке, в нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
1.2 Как установлено на заседании Комиссии предметом закупки является приобретение объектов долевого строительства (жилых помещений) с целью переселения в них граждан из аварийного жилищного фонда на территории Копейского городского округа Челябинской области в 2018 году.
В пункте 4.3 информационной карты и пункте 3 спецификации указано, что общая площадь объекта долевого строительства - жилых помещений (квартир) должна быть ее менее 863,74 кв.м., в том числе:
- четыре двухкомнатных общей площадью не менее 213,28 кв.м.;
- девятнадцать однокомнатных общей площадью не менее 650,46 кв.м.
Как установлено на заседании Комиссии закупка размещена в рамках денежных средств, выделенных на основании государственной программы Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года N 349-П и муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан России в Копейском городском округе", утвержденной Постановлением Администрации Копейского городского округа от 31.12.2014 N 4550-п.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Таким образом, из совокупного толкования норм законодательства о контрактной системе и ЖК РФ следует, что заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться требованием, согласно которому площадь жилых помещений, предоставляемых в рамках переселения из аварийного жилья, должна быть не менее общей площади ранее занимаемого жилого помещения, то есть фактически должен указать минимальную площадь каждого жилого помещения, которое предоставляется гражданам в рамках переселения из аварийного жилищного фонда, что фактически будет отражать потребность заказчика, выраженную в предоставлении жилых помещений нуждающимся гражданам.
При этом, из пункта 2.4 проекта контракта и Приложений N 1,5-7 к муниципальному контракту следует, что фактически результатом исполнения обязательства является передача 23 объектов недвижимости, по каждому из которых предусмотрено определение общей площади жилого помещения.
Вместе с тем, отсутствие в документации об аукционе требований к минимальной площади каждого приобретаемого жилого помещения в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не позволяет определить площадь каждого жилого помещения (квартиры), приобретаемого по контракту и подлежащего передаче конкретному гражданину по итогам исполнения контракта для достижения целей, предусмотренных программой переселения, и, следовательно, целей финансирования контракта.
3. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Как следует из части 1 статьи 3 Закона об участии в долевом строительстве застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Согласно пунктам 9, 13 информационной карты документации об аукционе участник закупки в качестве подтверждения соответствия пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе должны представить в том числе следующие документы:
- копию сведений о правах участника закупки на земельный участок (в том числе реквизиты правоустанавливающих документов на земельный участок): договор аренды или свидетельство о праве собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома;
- копию разрешения на строительство дома;
- копию проектной декларации и копию сведений о ее опубликовании в средствах массовой информации и (или) размещении в сети "Интернет".
Таким образом, наличие в совокупности указанных документов является законным основанием для осуществления застройщиком строительства, реконструкции объектов капитального строительства в целях долевого участия в строительстве, что соответствует требованиям к участнику закупки и к составу второй части заявки, установленным в документации о закупке и не противоречит положениям законодательства о контрактной системе.
Доводы заявителя, согласно которым в требованиях к участнику закупки не установлены условия о соответствии его требованиям Закона об участии в долевом строительстве и Постановления Правительства РФ от 16.01.2007 N 14 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являются несостоятельными.
Согласно части 3 статьи 25 Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" если разрешение на строительство получено до 1 июля 2018 года, положения статьи 2, частей 1 - 2.6 статьи 3, части 1, пунктов 2, 7 части 2 статьи 3.1, статьи 13, статей 18 и 18.1, пунктов 4, 7 части 1, пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" применяются без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
В связи с тем, что в требованиях к участнику закупки и к составу второй части заявки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено условие о наличии разрешения на строительство, при этом документация о закупке размещена 10.05.2018 (срок окончания подачи заявок - 29.05.2018), то потенциальные участники закупки фактически должны предоставить разрешение на строительство, полученное не позднее даты подачи заявок на участие в закупке, то есть до 01.07.2018.
На основании изложенного, требования к застройщику, указанные в статье 2, частях 1 - 2.6 статьи 3 Закона об участии в долевом строительстве, не применяются при проведении указанной закупки.
Кроме того, в преамбуле к проекту контракта, пунктах 3.9, 12.2, 12.5 проекта контракта указывается, что в ходе исполнения контракта стороны руководствуются положениями Закона об участии в долевом строительстве, в том числе условие о том, что права и обязанности сторон, не урегулированные муниципальным контрактом, регулируются нормами Закона об участии в долевом строительстве и Гражданского кодекса Российской Федерации в части, не противоречащей Закону о контрактной системе.
Следует отметить, что заявителем также не указано в соответствии с какими положениями статьи 31 Закона о контрактной системе в документации о закупке должны быть установлены требования к участнику закупки в части соответствия статьям 2,3 Закона об участии в долевом строительстве.
4. В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.
Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1221).
На основании пункта 2 Постановления N 1221 требования энергетической эффективности установлены Приказом Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 N 229 "О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений" (далее - Приказ МЭР РФ N 229).
Согласно пункту 1 раздела 1 пункту 4 раздела 3 Приказа МЭР РФ N 229 устанавливаются следующие требования энергетической эффективности:
- радиаторы отопления - наличие на подводящих теплоноситель трубах средств регулирования теплоотдачи радиаторов, таких как ручные регулирующие краны или термостатические краны;
- средства измерений, используемые для учета электрической энергии (мощности), должны иметь класс точности 0,5 и выше и обладать функцией учета электрической энергии, потребленной в различные установленные периоды времени внутри суток.
В силу подпункта "а" пункта 7 Постановления N 1221 к первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся для бытовых энергопотребляющих устройств, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, - наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов.
Согласно подпункту 7 пункта 3 спецификации жилое помещение должно отвечать следующим требованиям:
- наличие централизованного электроснабжения, теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, канализации, установленных сантехнических приборов (в т.ч. ванну или душ, унитаз со смывным бачком, раковины в ванной комнате и на кухне с установленными и исправными смесителями), электрической плиты на кухне с 4-мя конфорками и духовым шкафом, не требующих ремонта;
- наличие поверенных и установленных приборов индивидуального учёта горячей и холодной воды, электрической энергии.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в документации о закупке не установлены требования к энергетической эффективности оборудования, предусмотренные пунктом 1 раздела 1, пунктом 4 раздела 3 Приказа МЭР РФ N 229, подпунктом "а" пункта 7 Постановления N 1221.
Доводы жалобы, касающиеся нарушений, допущенных при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, а также связанных с обоснованностью осуществления закупки в нарушение Постановления Правительства Челябинской области от 22.10.2013 N 349-П "О государственной программе Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области" на 2014 - 2020 годы", не подлежат рассмотрению Челябинским УФАС России, так как в силу пунктов 1,3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе данные вопросы относятся к компетенции органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Строительная компания Нарова" на действия заказчика обоснованными в части описания объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а также в части неустановления требований к повышению энергетической эффективности оборудования.
2. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1,2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 1 раздела 1, пункта 4 раздела 3 Приказа МЭР РФ N 229, подпункта "а" пункта 7 Постановления N 1221.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Передать обращение в Контрольно-счетную палату Челябинской области для рассмотрения по существу в рамках полномочий контрольного органа.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
И.О. Кокшарова
* Решение и предписание размещены в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 июня 2018 г. N 343-ж/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2018