Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя <_> (далее - ИП <_>, заявитель): <_> (представитель по доверенности),
от заказчика государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр поддержки предпринимательства Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС(Я) "ЦПП РС(Я)", заказчик): <_>, <_> (представители по доверенностям),
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфер закупок (далее - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган) - <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ИП <_> на действия заказчика ГКУ РС(Я) "ЦПП РС(Я)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по изготовлению упаковочной продукции и разработки полного цикла рекламных материалов субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116200007918002468), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП <_> на действия заказчика ГКУ РС(Я) "ЦПП РС(Я)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по изготовлению упаковочной продукции и разработки полного цикла рекламных материалов субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116200007918002468).
Представитель заявителя огласил жалобы в полном объеме. Из жалобы ИП <_> следует, что заявителем обжалуются действия заказчика и уполномоченного органа по установлению для оценки заявок участников закупки подкритерия "Опыт участника по успешному оказанию услуг", оцениваемого на основании количества исполненных без штрафных санкций контрактов (договоров) с ценой не менее 1000 тыс. руб. (один миллион рублей) и копий актов сдачи-приемки выполненных работ.
По мнению заявителя установленное предельное минимальное значение цены контракта (договора), принимаемого к оценке по данному подкритерию, не соответствуют принципу обеспечения конкуренции, установленному в Законе о контрактной системе.
Просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель уполномоченного органа с жалобой не согласился, поддержал письменные пояснения, указал, что критерии, установленные для оценки конкурсных заявок и их подкритерии, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и потребностям заказчика при проведении закупки.
Представители заказчика с жалобой также не согласились, поддержали позицию уполномоченного органа, просят признать жалобу ИП <_> необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав лицо, участвующее в деле, установила следующее:
1) извещение N 0116200007918002468 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru - 26.04.2018 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 500 000,00 руб.;
4) на участие в открытом конкурсе поступило 2 заявки;
5) на момент рассмотрения жалобы рассмотрение и оценка заявок не проведены.
6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ИП <_> необоснованной в силу следующего.
Заявитель указывает на то, что установление подкритерия "Опыт участника по успешному оказанию услуг", оцениваемого на основании количества исполненных без штрафных санкций контрактов (договоров) с ценой не менее 1000 тыс. руб. (один миллион рублей) и копий актов сдачи-приемки выполненных работ не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
По мнению заявителя установленное предельное минимальное значение цены контракта (договора), принимаемого к оценке по данному подкритерию, не соответствуют принципу обеспечения конкуренции, установленному в Законе о контрактной системе.
Статьей 12 Закона о контрактной системе установлен принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.
Согласно части 1 названной статьи, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Из совокупного смысла указанных норм Закона о контрактной системе следует, что при определении критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величин значимости этих критериев, порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе заказчик должен руководствоваться своими потребностями, и установить критерии и показатели оценки заявок участников закупки и порядок рассмотрения и оценки таких заявок таким образом, чтобы по итогам закупки заключить контракт с участником закупки, предложившим условия максимально отвечающие его потребностям.
Из материалов дела следует, что заказчиком, в целях оценки заявок на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по изготовлению упаковочной продукции и разработки полного цикла рекламных материалов субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116200007918002468) установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе:
1. стоимостной критерий "Цена контракта" (значимость критерия 60%);
2. нестоимостной критерий "Квалификация участников закупки" (значимость критерия 40%), включающий в себя следующие подкритерии;
- квалификация участника конкурса, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации;
- опыт участника по успешному оказанию услуг.
Из части 4 конкурсной документации "Критерии оценки" следует, что для целей оценки по подкритерию "Опыт участника по успешному оказанию услуг" учитываются сведения о суммарной стоимости (в рублях) исполненных контрактов (договоров) по 44-ФЗ и 223-ФЗ (в рамках государственных и/или муниципальных закупок и заказов) без штрафных санкций, в том числе в части нарушения сроков, качества работ и иных условий контрактов (договоров) по вине участника закупки по работам, услугам. Оценке подлежат исполненные контракты (договоры) со сроками заключения начиная с (01.01.2014 по 31.12.2017) с ценой контракта не менее 1000 тыс. руб. (один миллион рублей)
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, не имеющему опыта выполнения работ по государственным и/или муниципальным закупкам и заказам за требуемый период, либо в составе заявки которого отсутствуют сведения об опыте выполнения работ, подтвержденном приложенными документами (копиями контрактов (договоров) и актами сдачи-приемки выполненных работ).
Максимальным признается предложение участника закупки, в заявке которого представлены сведения об успешно (без нарушений условий контрактов (договоров) по вине участника) выполненных работах с наибольшей суммарной стоимостью, подтвержденные приложенными документами (копиями контрактов (договоров) и актами сдачи-приемки выполненных работ), подтверждающими выполнение работ по государственным и/или муниципальным закупкам и заказам за требуемый период.
Также в конкурсной документации установлена следующая шкала предельных величин значимости показателей оценки по упомянутому подкритерию:
от 1 до 3 контрактов |
30 |
Подтверждается копиями исполненных контрактов (договоров) без штрафных санкций и копиями актов сдачи-приемки выполненных работ. |
40% |
от 4 до 7 контрактов |
60 |
||
8 и более контрактов |
100 |
||
нет контрактов |
0 |
||
ИТОГО БАЛЛОВ: |
100 |
|
|
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее также- Правила оценки заявок).
Согласно подпункту б) пункта 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные, в том числе:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 10 Правил оценки заявок допускается установление в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки показателей, раскрывающих содержание таких нестоимостных критериев оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, заказчик самостоятельно выбирает показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и максимально соответствующие его потребностям при осуществлении закупки.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Конкурсная документация открытого конкурса на оказание услуг по изготовлению упаковочной продукции и разработки полного цикла рекламных материалов субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116200007918002468) не содержит обязательных требований к опыту работы участника закупки, связанному с предметом контракта, таким образом, отсутствие документов, необходимых для оценки участника закупки по подкритерию "Опыт участника по успешному оказанию услуг" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" в составе конкурсных заявок участников закупки не является основанием для отклонения заявок от участия в открытом конкурсе, и не является ограничением допуска к участию в закупке, так участник закупки даже в случае получения меньшего количества баллов по указанному критерию имеет возможность стать победителем закупки путем снижения ценового предложения.
В силу части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, обязанность доказывания доводов жалобы возлагается на заявителя такой жалобы.
Между тем, ИП <_> в материалы дела не представлены доказательства относительно того, что установленный заказчиком подкритерий "Опыт участника по успешному оказанию услуг" нестоимостного критерия "Квалификация участника закупки" ограничивает число участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ИП <_> на действия заказчика ГКУ РС(Я) "ЦПП РС(Я)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по изготовлению упаковочной продукции и разработки полного цикла рекламных материалов субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116200007918002468) необоснованной.
В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 мая 2018 г. N 06-512/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2018