Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
при участии представителей ГБУ г. Москвы "Жилищник района Косино-Ухтомский": Е.А. Иванчикова,
в отсутствие представителей ООО "ВИННЕР", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 31.05.2018 N25839/18,
рассмотрев жалобу ООО "ВИННЕР" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Косино-Ухтомский" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия "большими картами" на дворовых территориях ГБУ "Жилищник района Косино-Ухтомский" (Закупка N0373200006218000302) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного Аукциона.
Заявитель обжалует неправомерный отказ в допуске к участию в Аукционе.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 31.05.2018 N25839/18, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.05.2018 N0373200006218000302-1, Заявителю (заявка N 7) отказано в допуске к участию в аукционе на следующем основании: "Несоответствие информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об аукционе (Отказ по п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе) 1. Участник закупки (далее по тексту: УЗ) не допускается к участию в электронном аукционе на основании п.1 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе: предоставление недостоверной информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе. В составе первой части заявки, УЗ предоставил недостоверную информацию о показателях (характеристиках) товаров (материалов), представленных в Приложении N1 к Техническому заданию, а именно: 1.1. В п. 3 "Растворы строительные" Заказчиком установлены требования: "Наличие гидравлических вяжущих" - "применяется или не применяется", "Марка по морозостойкости" - "F50; F100; F150; F200". Так же аукционной документацией установлено требование на соответствие товара п. 3 ГОСТ 28013-98 в первой части заявки участником указано: "Наличие гидравлических вяжущих" - "не применяется", "Марка по морозостойкости" - "F50", что является предоставлением недостоверной информации, так как согласно ГОСТ 28013-93 (пункт 4.11) для растворов, приготовленных без применения гидравлических вяжущих, марки по морозостойкости не назначают и не контролируют. 1.2. В п. 5 "Камни бортовые" Заказчиком установлены требования: "Назначение" - "Для отделения криволинейными камнями проезжей части от тротуаров и газонов на закруглениях в сочетании с прямыми рядовыми камнями", "Марка прямых рядовых камней" - "БР100.30.15 или БР100.30.18", "Марка криволинейных камней" - "БК100.30.21.8 или БК100.30.21.5 или БК100.30.18.8 или БК100.30.18.15 или БК100.30.21.12". Так же аукционной документацией установлены требования на соответствие товара п. 5 ГОСТ 6665-91. В первой части заявки участником указано: "Назначение" - "Для отделения криволинейными камнями проезжей части от тротуаров и газонов на закруглениях в сочетании с прямыми рядовыми камнями", "Марка прямых рядовых камней" - "БР100.30.18", "Марка криволинейных камней" - "БК100.30.18.8" что является предоставлением недостоверной информации, так как согла".
В силу п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в технической части аукционной документации установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, в том числе установлены требования к товарам:
-п. 3 "Растворы строительные": "Марка по морозостойкости: F50; F100; F150; F200", "Применение гидравлических вяжущих: применяется или не применяется";
-п. 5 "Камни бортовые": "Назначение: Для отделения криволинейными камнями проезжей части от тротуаров и газонов на закруглениях в сочетании с прямыми рядовыми камнями", "Марка прямых рядовых камней: БР100.30.15 или БР100.30.18", "Марка криволинейных камней: БК100.30.21.8 или БК100.30.21.5 или БК100.30.18.8 или БК100.30.18.15 или БК100.30.21.12".
Одновременно с этим в аукционной документации установлено требование о соответствии указанных товаров положениям ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия".
В соответствии с пп."б" п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На основании ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В составе первой части заявки Участник закупки выразил согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, указав значения характеристик используемых при выполнении работ товаров:
-п. 3 "Растворы строительные": "Марка по морозостойкости: F50", "Применение гидравлических вяжущих: не применяется", что не противоречит требованиям аукционной документации, в том числе положениям п. 4.11 ГОСТ 28013-93, согласно которому для растворов, приготовленных без применения гидравлических вяжущих, марки по морозостойкости не назначают и не контролируют, поскольку из положений данного ГОСТ не следует, что растворы, приготовленные без применения гидравлических вяжущих, не могут иметь марку по морозостойкости и не могут обладать характеристикой морозостойкости в принципе;
-п. 5 "Камни бортовые": "Назначение: Для отделения криволинейными камнями проезжей части от тротуаров и газонов на закруглениях в сочетании с прямыми рядовыми камнями", "Марка прямых рядовых камней: БР100.30.18", "Марка криволинейных камней: БК100.30.18.8", что не противоречит требованиям аукционной документации.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Заказчиком не представлены документы и сведения, свидетельствующие о том, что предложение Заявителя в части сведений о товаре по п. 3 "Растворы строительные" не соответствуют положениям аукционной документации и ГОСТ 28013-93, а также потребностям Заказчика в использовании такого товара при выполнении работ.
В соответствии с ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации, а также в случае несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что решение аукционной комиссии Заказчика в части отказа в допуске Заявителю к участию в Аукционе по основанию, указанному в протоколе рассмотрения заявок в части сведений о товаре по п. 3 "Растворы строительные", является неправомерным и нарушает положения ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в силу ч.6 ст.67 Закона о контрактной системе, порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1)о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2)о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Исходя из текста протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.05.2018 N0373200006218000302-1, заявка Заявителя также отклонена со следующим обоснованием: "В п. 5 "Камни бортовые" Заказчиком установлены требования: "Назначение" - "Для отделения криволинейными камнями проезжей части от тротуаров и газонов на закруглениях в сочетании с прямыми рядовыми камнями", "Марка прямых рядовых камней" - "БР100.30.15 или БР100.30.18", "Марка криволинейных камней" - "БК100.30.21.8 или БК100.30.21.5 или БК100.30.18.8 или БК100.30.18.15 или БК100.30.21.12". Так же аукционной документацией установлены требования на соответствие товара п. 5 ГОСТ 6665-91. В первой части заявки участником указано: "Назначение" - "Для отделения криволинейными камнями проезжей части от тротуаров и газонов на закруглениях в сочетании с прямыми рядовыми камнями", "Марка прямых рядовых камней" - "БР100.30.18", "Марка криволинейных камней" - "БК100.30.18.8" что является предоставлением недостоверной информации, так как согла".
Вместе с тем, исходя из приведенной в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.05.2018 N0373200006218000302-1 формулировки, не представляется возможным определить точную причину отклонения заявки ООО "ВИННЕР" в части несоответствия сведений о товаре по п.5 "Камни бортовые", поскольку Заказчиком не конкретизировано: какая именно информация, предусмотренная ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, не соответствует требованиям ГОСТ 6665-91 и является недостоверной.
Между тем, в целях обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере, представляется возможным сделать вывод о том, что обязательному доведению до сведения участников закупки подлежит вся информация, касающаяся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, какие именно положениям закупочной документации не соответствует такая заявка и в какой именно ее части, с тем, чтобы исключить возможность заказчиков в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика оспорить в установленном законом порядке.
Названный правовой подход наиболее полно отвечает законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (ч.1 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), и данного подхода последовательно придерживаются арбитражные суды Московского округа, в частности по делам NN А40-137048/12, А40-5013/14, А40-43124/14, А40-219113/14.
В свою очередь отклонение заявки участника без обоснования конкретных причин такого отклонения изначально нельзя признать правомерным ввиду несоответствия таких действий целям обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе), а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом (ч.2 ст.10 ГК РФ) и принципу недопустимости извлечения преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч.4 ст.1 ГК РФ).
Таким образом, аукционной комиссией в нарушение п.2 ч.6 ст.67 Закона о контрактной системе в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе не указано обоснование принятого решения об отказе в допуске к участию в аукционе в части указания участником сведений о товаре по п. 5 "Камни бортовые", с указанием положений аукционной документации, которым не соответствует заявка Заявителя, положений заявки Заявителя на участие электронном аукционе, которые не соответствуют требованиям ГОСТ 6665-91, и решение аукционной комиссии Заказчика в части отказа в допуске Заявителю к участию в Аукционе по основанию, указанному в протоколе рассмотрения заявок, является неправомерным, и нарушает положения ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ВИННЕР" на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Косино-Ухтомский", аукционной комиссии Заказчика обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, аукционной комиссии Заказчика нарушение положений ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии: Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: С.И. Казарин
А.А. Кутейников
Исп. Казарин С.И. 8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 июня 2018 г. N 2-57-6875/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2018