Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФБУН "Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья" (далее - Заказчик):
ООО "УК "Белый Трест" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 14928-ЭП/18 от 09.06.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на вывоз и утилизацию отходов (медицинских, лабораторных, различных классов опасности) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 04.06.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100034718000091. Начальная (максимальная) цена контракта - 707 096,66 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке описания объекта закупки и требований к участникам закупки, ограничивающим количество участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно Информационной карте документации о закупке Заказчиком установлены следующие требования участнику закупки, к составу и содержанию второй части заявки на участие в аукционе: "Иные документы, подтверждающие соответствие участникам требованиям на основании Технического задания (см. Приложение). Предоставление документов, подтверждающих соответствие Федеральному закону от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в составе заявки обязательно.".
Согласно Техническому заданию Заказчиком установлено: "Исполнитель обязан иметь лицензию на сбор и транспортирование отходов I-IV классов опасности.".
Предметом закупки является сбор, транспортировка, обезвреживание медицинских отходов класса "А", "Б", "Г".
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2.1. СанПин 2.1.7.2790-10, медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г - токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности.
Класс Д - радиоактивные отходы.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Вместе с тем, согласно ст. 4.1. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Соответственно, вышеуказанные критерии установлены в рамках Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2016 N 536 "Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду", п. 2 Общих положений которого говорит следующее: "Действие настоящих критериев не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы, медицинские отходы".
Таким образом, установленные Законом N 89-ФЗ пять классов опасности в своей классификации неприменимы к медицинским отходам и не равнозначны классификации в рамках СанПин 2.1.7.2790-10.
Следовательно, положения п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании в части необходимости наличия соответствующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности не распространяются на деятельность по обороту медицинских отходов в связи с чем, данная деятельность не подлежит лицензированию.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке описания объекта закупки и требований к участникам закупки, ограничивающим количество участников закупки.
Положения п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании в части необходимости наличия соответствующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности не распространяются на деятельность по обороту медицинских отходов в связи с чем, данная деятельность не подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 сбор и временное хранение отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости ("Отходы. Класс Г") в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Согласно Таблицам N 3, N 4 Технического задания документации о закупке Заказчиком установлены требования к количеству и видам отходов:
N п/п |
Наименование объекта |
Кол-во |
Дата вывоза |
1. |
Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, энергосберегающие утратившие потребительские свойства |
600 шт. |
По заявке (машина должна быть предоставлена в течение 24 часов) |
2. |
Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование (в том числе градусники) |
150 шт |
По заявке (машина должна быть предоставлена в течение 24 часов) |
3. |
Лекарственные, диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию |
2 кг |
По заявке (машина должна быть предоставлена в течение 24 часов) |
4. |
Медицинские отходы класса Б, в том числе патологоанатомические |
500 кг/месяц |
Два раза в неделю понедельник и четверг |
5. |
Пищевые отходы класса А |
150 кг/ мес |
Два раза в неделю вторник и пятница |
N п/п |
Класс отхода |
Периодичность вывоза |
1. |
А |
Два раза в неделю во вторник и пятницу |
2. |
Б |
Два раза в неделю в понедельник и четверг |
3. |
Г |
По мере накопления, но не реже 1 раза за 11 мес |
Следовательно, согласно Техническому заданию общий объем отходов, сбор, транспортировка и обезвреживание которых подлежит лицензированию (п.п. 1-3 Таблицы N 3 - класс "Г") составляет 2 кг и 750 предметов, при этом общий объем отходов, сбор, транспортировка и обезвреживание которых не подлежит лицензированию (класс "А" и "Б") составляет более 7000 кг.
Таким образом, медицинские отходы класса "Г", подлежащие в рамках исполнения обязательств по контракту сбору, транспортировке, обезвреживанию, составляют незначительную часть от общего объема подлежащих сбору, транспортировке, обезвреживанию медицинских отходов.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление в документации о закупке требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности не позволяет принять участие в закупке хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов класса "Б", которые составляют основную часть предмета закупки.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к ресурсам, необходимым для исполнения обязательств по контракту не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно Техническому заданию Заказчиком установлены, например, следующие требования: "Транспортировка медицинских отходов класса А, Б осуществляется специализированным транспортом Исполнителя, оборудованным морозильной установкой согласно п.7.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 в связи с очевидной продолжительностью транспортировки медицинских отходов более 4 часов.
Транспорт исполнителя для перевозки медицинских отходов класса "А" (пищевые отходы), класса "Б" (в том силе паталогоанатомические) должен удовлетворять следующим требованиям:
- транспортные средства должны быть не старше 3-х лет;
- транспортные средства должны быть оборудованы средствами для взвешивания контейнеров;
- кабина водителя должна быть отделена от кузова автомобиля;
- кузов автомобиля должен быть выполнен из материалов, устойчивых к обработке моющими и дезинфекционными средствами, механическому воздействию, иметь гладкую внутреннюю поверхность и маркировку "Медицинские отходы" с внешней стороны;
- в кузове должны быть предусмотрены приспособления для фиксации контейнеров, подъемный механизм для погрузки и выгрузки многоразовых контейнеров;
- транспортные средства должны быть обеспечены комплектом средств для проведения экстренной дезинфекции в случае рассыпания и/или разливания медицинских отходов (пакеты, перчатки, вода, дезинфицирующие средства, ветошь и другое);
- многоразовые контейнеры для транспортировки отходов класса А подлежат мытью и дезинфекции не реже 1 раза в неделю, для отходов класса Б - после каждого опорожнения.
Транспорт, занятый перевозкой отходов, не реже 1 раза в неделю подлежит мытью и дезинфекции.".
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлены требования к материально-техническим ресурсам исполнителя, посредством которых должны быть исполнены обязательства по контракту.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на опубликование разъяснений положений документации о закупке, которые изменяют ее суть, что противоречит законодательству о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно Техническому заданию документации о закупке Заказчиком установлено: "Срок поставки товара, выполнения работ или оказания услуг: после заключения договора в течение 12 месяцев (31.07.2019 г.)".
На официальном сайте единой информационной системы Заказчиком опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе от 06.06.2018 NРД1, согласно которым Заказчиком указано: "В техническом задании четко указано, что количество медицинских отходов, подлежащих обезвреживанию класса "Б" - 500 кг/месяц, класса "А" - 150 кг/месяц. С момента заключения государственного контракта по 31.12.2018 года ежемесячно необходимо обезвреживать 500 кг в месяц отходов класса Б и 150 кг в месяц отходов класса А. Аукционная процедура в силу специфики может затянуться поэтому указаны месячные нормы образования медицинских отходов.".
Таким образом, разъяснения положений документации о закупке содержат противоречивое указание на срок оказания услуг, которое изменяет суть документации о закупке.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "УК "Белый Трест" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июня 2018 г. N 44-3031/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2018