Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления,
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Михайлов С.О. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения "Эксплуатационно-транспортная служба Правительства Новгородской области" -<__.>;
уполномоченного органа - Администрации Губернатора Новгородской области - <__.>;
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "ПромЭнерго" надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, представителей на рассмотрение жалобы не направил,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "ПромЭнерго" (197347, г. Санкт-Петербург, Богатырский пр., д. 18, корп. 3, лит. А, офис 308; далее - ООО "ПромЭнерго") на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее - Администрация) при осуществлении им и заказчиком - Государственным областным бюджетным учреждением "Эксплуатационно-транспортная служба Правительства Новгородской области" (173005, Великий Новгород, ул. Инженерная, д. 2; далее - ГОБУ "ЭТС Правительства Новгородской области") закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку строительных материалов, извещение N 0150200003918000424 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 21.05.2018, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
06.06.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) - ООО "ПромЭнерго" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации при осуществлении им и заказчиком - ГОБУ "ЭТС Правительства Новгородской области" закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку строительных материалов, извещение N 0150200003918000424 о проведении которого было размещено на официальном сайте 21.05.2018 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
ООО "ПромЭнерго" участвовало в рассматриваемой закупке (порядковый номер заявки 4).
Согласно протоколу от 30.05.2018 рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме (далее - Протокол) заявка с порядковым номером 4 (ООО "ПромЭнерго") аукционной комиссией уполномоченного органа - Администрации на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе признана не соответствующей положениям пункта 10.2 документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Документация об электронном аукционе) в связи с непредставлением участником закупки в составе первой части заявки соответствующих требованиям Документации об электронном аукционе значений конкретных показателей товаров по позициям 22 "Грунтовка пропиточная, универсальная", 23 "Грунт-эмаль по ржавчине", 24 "Штукатурка гипсовая для внутренних работ" Приложения N 1 "Техническое задание на поставку строительных материалов" к Документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание).
В частности, в первой части заявки ООО "ПромЭнерго" отсутствовали значения следующих конкретных показателей: "Расход на 1 слой" - по позиции 22 Технического задания, "Расход на 1 слой", "Плотность" - по позиции 23 Технического задания, "Толщина слоя" - по позиции 24 Технического задания.
Вместе с тем, по мнению ООО "ПромЭнерго", указанные им в составе первой части заявки значения показателей по позициям 22-24 Технического задания полностью соответствовали требованиям Документации об электронном аукционе, в связи с чем податель Жалобы считает вышеуказанные действия аукционной комиссии уполномоченного органа неправомерными.
Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик - ГОБУ "ЭТС Правительства Новгородской области" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее (вх. N 3343 от 13.06.2018, N 3397 от 14.06.2018 Новгородского УФАС России).
Суть указанных письменных возражений заказчика, а также пояснений его представителя, данных им непосредственно на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы, сводится к следующему.
В пункте 10.4.2 Документации об электронном аукционе содержится инструкция по заполнению первой части заявки на участие в рассматриваемой закупке (далее - Инструкция).
Согласно пункту 1 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и (или) 6 Технического задания, участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.
Требования к значениям показателя "Расход на 1 слой" по позиции 22 "Грунтовка пропиточная, универсальная", показателей "Расход на 1 слой", "Плотность" по позиции 23 "Грунт-эмаль по ржавчине", показателя "Толщина строя" по позиции 24 "Штукатурка гипсовая для внутренних работ" заказчиком установлены именно в столбцах 5 и 6 Технического задания.
Вместе с тем, в первой части заявки подателя Жалобы (порядковый номер 4) вместо конкретных значений вышеуказанных показателей по позициям 22-24 Технического задания указаны диапазоны значений.
На основании вышеизложенного, заказчик считает, что первая часть заявки ООО "ПромЭнерго" аукционной комиссией уполномоченного органа - Администрации была правомерно признана не соответствующей требованиям, установленным Документацией об электронном аукционе.
При установлении в Техническом задании требований к значениям рассматриваемых показателей заказчик исходил из собственных потребностей. При описании объекта закупки заказчиком использовалась информация, представленная на сайтах производителей и поставщиков строительных материалов в сети "Интернет" относительно характеристик производимой и реализуемой ими продукции (в частности, грунтовки UNIS, PUFAS, Ореол Дисконт, ТЕКС, TIKKURILA, KNAUF, грунт-эмали ТЕКС, Hammerite, штукатурки KNAUF, ВОЛМА-Холст).
По мнению заказчика, имеющиеся в Техническом задании требования к значению показателя "Расход на 1 слой" по позиции 22 "Грунтовка пропиточная, универсальная" способствуют поставке качественного и экономичного в расходе товара и никаким образом не ограничивают количество участников закупки.
В частности, на количество расходуемой грунтовки влияют следующие факторы:
- фактура и плотность грунтовки;
- техника нанесения;
- используемые в работе инструменты.
Уполномоченный орган - Администрация письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил. На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель уполномоченного органа указал, что отказ в допуске ООО "ПромЭнерго" (порядковый номер заявки 4) к участию в настоящем электронном аукционе в связи с указанием подателем Жалобы в составе первой части заявки вместо конкретных значений вышеназванных показателей товаров по позициям 22-24 Технического задания диапазонов значений данных показателей является правомерным.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В мае 2018 года заказчиком - ГОБУ "ЭТС Правительства Новгородской области" и уполномоченным органом - Администрацией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку строительных материалов.
Документация об электронном аукционе утверждена директором ГОБУ "ЭТС Правительства Новгородской области" <__.>.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчиком - ГОБУ "ЭТС Правительства Новгородской области" в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки - поставка строительных материалов. Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара содержатся в Техническом задании.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, в том числе максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, также содержатся в Техническом задании.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 10.2 Документации об электронном аукционе требования к содержанию первых частей заявок на участие в электронном аукционе заказчиком установлены в аналогичном виде.
Также из пунктов 10.2, 10.4.1 Документации следует, что первая часть заявки на участие в настоящем электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным Техническим заданием.
Необходимо отметить, что Техническое задание представляет собой таблицу, содержащую наименования показателей (характеристик) подлежащих поставке товаров, а также требования к значениям данных показателей, удовлетворяющие потребности заказчика.
Требования к значениям показателей, удовлетворяющие потребности заказчика, в Техническом задании представлены в виде следующих столбцов: "Минимальное значение показателя" (столбец 5), "Максимальное значение показателя" (столбец 6), "Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений" (столбец 7), "Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться" (столбец 10), а также для случаев, когда показатели (характеристики) определяются диапазоном значений: столбец 8 - "Нижняя граница диапазона" и столбец 9 "Верхняя граница диапазона".
В столбце 11 ("Единицы измерения") заказчиком предусмотрено указание единиц измерения показателей товаров (материалов).
Во исполнение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе относительно необходимости наличия в документации об электронном аукционе инструкции по заполнению заявок на участие в нем, заказчиком - ГОБУ "ЭТС Правительства Новгородской области" в пункте 10.4.2 Документации об электронном аукционе и Техническом задании установлена соответствующая Инструкция.
Согласно пункту 1 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 ("Минимальное значение показателя") и (или) 6 ("Максимальное значение показателя") Технического задания, участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.
Из пункта 10.4.2 Документации об электронном аукционе следует, что участники рассматриваемой закупки, подавая первые части заявок на участие в ней, должны были руководствоваться не только требованиями к значениям показателей подлежащего поставке товара, но и установленной заказчиком Инструкцией.
По позиции 22 "Грунтовка пропиточная, универсальная" Технического задания среди прочих показателей (характеристик) данного товара заказчиком - ГОБУ "ЭТС Правительства Новгородской области" предусмотрен показатель (характеристика) "Расход на 1 слой", значение которого не должно быть ниже 5 м/кг (столбец 5) и не должно превышать 14 м/кг (столбец 6).
По позиции 23 "Грунт-эмаль по ржавчине" Технического задания среди прочих показателей (характеристик) данного товара заказчиком - ГОБУ "ЭТС Правительства Новгородской области" предусмотрены показатель (характеристика) "Расход на 1 слой", значение которого не должно быть ниже 10 м/л (столбец 5) и не должно превышать 15 м/л (столбец 6), а также показатель (характеристика) "Плотность", значение которого не должно быть ниже 1,1 кг/л (столбец 5) и не должно превышать 1,21 кг/л (столбец 6).
По позиции 24 "Штукатурка гипсовая для внутренних работ" Технического задания среди прочих показателей (характеристик) данного товара заказчиком - ГОБУ "ЭТС Правительства Новгородской области" предусмотрен показатель (характеристика) "Толщина слоя", значение которого не должно быть ниже 5 мм (столбец 5) и не должно превышать 50 мм (столбец 6).
Согласно Протоколу аукционной комиссией уполномоченного органа - Администрации на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе первая часть заявкиа ООО "ПромЭнерго" (порядковый номер заявки 4) признана не соответствующей положениям пункта 10.2 Документации об электронном аукционе по причине непредставления участником закупки в составе первой части заявки соответствующих требованиям Документации об электронном аукционе значений конкретных показателей товаров по позициям 22 "Грунтовка пропиточная, универсальная" (показатель "Расход на 1 слой"), 23 "Грунт-эмаль по ржавчине" (показатели "Расход на 1 слой", "Плотность"), 24 "Штукатурка гипсовая для внутренних работ" (показатель "Толщина слоя") Технического задания.
Так, в первой части заявки подателя Жалобы по позиции 22 Технического задания значение показателя "Расход на 1 литр" указано в следующем виде: "5-14 м/кг в зависимости от впитывающей способности основания", по позиции 23 Технического задания значения показателей "Расход на 1 слой" и "Плотность" указаны как "10-15 м/л в зависимости от впитывающей способности основания" и "1,1-1,2 кг/л в зависимости от цвета" соответственно, а значение показателя "Толщина слоя" по позиции 24 Технического задания указано как "от 5 мм до 50 мм".
Вместе с тем, исходя из положений пункта 1 Инструкции, а также установления заказчиком требований к значениям вышеуказанных показателей по позициям 22-24 Технического задания именно в столбцах 5 и 6 Технического задания в виде требований к их минимальным и максимальным значениям, участники рассматриваемой закупки должны были указать в первых частях заявок исключительно конкретные значения вышеуказанных показателей по позициям 22-24 Технического задания без использования каких-либо диапазонных величин.
Следовательно, подателем Жалобы при заполнении первой части заявки на участие в рассматриваемой закупке не были соблюдены требования пункта 1 Инструкции, в связи с чем первая части заявки ООО "ПромЭнерго" действительно не соответствовала требованиям Документации об электронном аукционе (Технического задания).
На основании вышеизложенного, действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации по не допуску подателя Жалобы к участию в настоящем электронном аукционе являются правомерными.
Соответственно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.
При этом Комиссия отмечает следующее.
1). Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В соответствии с пунктом 3.5.3.9 Документации об электронном аукционе качество поставляемого товара должно соответствовать действующим на момент заключения контракта ГОСТ.
Как указывалось выше, согласно позициям 22-24 Технического задания поставке в данном случае подлежит грунтовка пропиточная, универсальная (для данного товара заказчиком среди прочих предусмотрен показатель "Расход на 1 слой"), грунт-эмаль по ржавчине (для данного товара заказчиком среди прочих предусмотрены такие показатели как "Расход на 1 слой" и "Плотность"), а также штукатурка гипсовая для внутренних работ (для данного товара заказчиком среди прочих предусмотрен показатель "Толщина слоя").
Однако, ни Техническое задание, ни другие разделы Документации об электронном аукционе не содержат какого-либо указания о необходимости соответствия данных товаров (грунтовки пропиточной, грунт-эмали и штукатурки) требованиям определенных государственных стандартов.
Вместе с тем, требования к грунтовкам пропиточным установлены ГОСТ Р 52020-2003 "Материалы лакокрасочные водно-дисперсионные. Общие технические условия".
Настоящий государственный стандарт распространяется на водно-дисперсионные лакокрасочные материалы (далее - ВДЛКМ), предназначенные для наружной и внутренней отделки и защиты зданий и сооружений, противокоррозионной и декоративной окраски металлических конструкций различного назначения, а также получения покрытий, обладающих специальными свойствами. Стандарт не распространяется на антикоррозионные грунтовки.
Требования к грунтовкам антикоррозионным установлены ГОСТ Р 51693-2000 "Грунтовки антикоррозионные. Общие технические условия (с Поправкой)".
ГОСТ Р 51693-2000 распространяется на антикоррозионные грунтовки и устанавливает общие требования к грунтовкам, используемым в системах покрытий для защиты от коррозии металлических деталей, изделий и конструкций.
Требования к штукатуркам гипсовым, в свою очередь, установлены ГОСТ 31377-2008 "Смеси сухие строительные штукатурные на гипсовом вяжущем. Технические условия".
Настоящий государственный стандарт распространяется на сухие строительные штукатурные смеси заводского изготовления (далее - штукатурные смеси), изготавливаемые на гипсовом вяжущем с модифицирующими добавками, заполнителями и наполнителями и предназначенные для выравнивания и оштукатуривания бетонных, каменных, кирпичных, гипсовых и других поверхностей при проведении внутренних работ при строительстве, ремонте и реконструкции зданий и сооружений. Штукатурные смеси могут применяться также в качестве основания под последующее нанесение на него декоративных покрытий (декоративной штукатурки, краски и т.п.).
Из Технического задания следует, что штукатурка по позиции 24 должна быть изготовлена на гипсовом вяжущем, содержать полимерные добавки и быть предназначена для оштукатуривания стен и потолков.
На основании вышеизложенного, вышеуказанные государственные стандарты (ГОСТ Р 52020-2003, ГОСТ Р 51693-2000, ГОСТ 31377-2008) должны были быть использованы заказчиком при описании объекта рассматриваемой закупки по рассматриваемым позициям Технического задания.
Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Ни ГОСТ Р 51693-2000 (грунтовки антикоррозионные), ни ГОСТ 31377-2008 (смеси сухие строительные штукатурные) не содержат каких-либо упоминаний о расходе на 1 слой грунта-эмали по ржавчине, ее плотности, а также о толщине слоя штукатурки.
Следовательно, значения таких показателей как "Расход на 1 слой" и "Плотность" для товара по позиции 23 Технического задания и значение показателя "Толщина слоя" для товара по позиции 24 Технического задания государственными стандартами не нормированы.
При этом, какое-либо обоснование использования при описании объекта рассматриваемой закупки показателей, не предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации в национальной системе стандартизации, в том числе спорных характеристик по позициям 23, 24 Технического задания, Документация об электронном аукционе, в том числе Техническое задание, также не содержат.
Необходимо учитывать, что неиспользование заказчиком положений соответствующих государственных стандартов при описании объекта закупки, в частности при установлении требований к товарам по позициям 22-24 Технического задания, способно ввести в заблуждение участников рассматриваемой закупки, в том числе затруднить указание конкретных значений необходимых показателей товара в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе.
2). Как следует из имеющихся в материалах Жалобы письменных возражений заказчика (вх. N 3397 от 14.06.2018 Новгородского УФАС России), а также устных пояснений представителя ГОБУ "ЭТС Правительства Новгородской области", данных им на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы, при описании объекта закупки заказчиком использовалась информация, представленная на сайтах производителей и поставщиков строительных материалов в сети "Интернет" относительно характеристик производимой и реализуемой ими продукции (в частности, грунтовки UNIS, PUFAS, Ореол Дисконт, ТЕКС, TIKKURILA, KNAUF, грунт-эмали ТЕКС, Hammerite, штукатурки KNAUF, ВОЛМА-Холст) (соответствующие изображения страниц сайтов представлены заказчиком на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы).
Требования к значениям спорных показателей товара по позициям 22 "Грунтовка пропиточная, универсальная" ("Расход на 1 слой"), 23 "Грунт-эмаль по ржавчине" ("Расход на 1 слой", "Плотность") и 24 "Штукатурка гипсовая для внутренних работ" ("Толщина слоя") в Техническом задании установлены в столбцах 5 и 6 Технического задания в виде требований к их минимальным и максимальным значениям.
Вместе с тем, из представленной заказчиком информации следует, что ряд производителей указанных строительных материалов не устанавливает конкретных (неизменяемых) значений спорных показателей, а указывают значение данного показателя непосредственно в виде диапазонов.
Так, грунтовка "УНИВЕРСАЛ" (ТЕКС) имеет следующую характеристику расхода на 1 слой: "5-14 м/л в зависимости от впитывающей способности основания", грунтовка Euro Primer (TIKKURILA) - "5-14 м/л, в зависимости от впитывающей способности поверхности".
Грунтовка Ореол Дисконт вовсе имеет характеристику максимальной площади покрытия "до 50 м" на которую должно хватить объема упаковки.
Эмаль-грунт РЖАВОSTOP "ПРОФИ" (ТЕКС) имеет следующую характеристику расхода на 1 слой: "10-15 м/кг (12-18 м/л) в зависимости от способа нанесения", а также характеристику плотности: "1,1-1,21 кг/л".
Штукатурка гипсовая универсальная КНАУФ-Ротбанд (KNAUF) в качестве характеристики толщины слоя имеет два показателя "минимальная толщина штукатурного слоя" (5 мм) и "максимальная толщина штукатурного слоя" (50 мм). Штукатурка ВОЛМА-Холст имеет характеристику "рекомендуемая толщина слоя" ("5-30 мм").
Следовательно, требования к значениям спорных показателей по позициям 22-24 Технического задания не могли быть установлены заказчиком в столбцах 5 ("Минимальное значение показателя") и 6 ("Максимальное значение показателя") Технического задания, поскольку, как указано выше, значения данных показателей рядом производителей строительных материалов указываются в виде диапазонов, приблизительных значений или рекомендуемых значений (в зависимости от впитывающей способности основания, на которое подлежит нанесению покрытие, вида основания, цвета эмали, способа нанесения и т.д.).
3). Как отмечалось выше, на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы установлено, что требования к товару по позиции 22 "Грунтовка пропиточная, универсальная" Технического задания должны были быть установлены заказчиком в соответствии с положениями ГОСТ Р 52020-2003 (ссылка на который неправомерно отсутствует в Документации об электронном аукционе (Техническом задании)).
По данной позиции Технического задания заказчиком предусмотрен показатель "Расход на 1 слой".
ГОСТ Р 52020-2003 для расчета расхода грунтовки использует характеристику "Укрывистость".
Согласно Приложению Б к ГОСТ Р 52020-2003 значение укрывистости для водно-дисперсионных лакокрасочных материалов определяется путем проведения соответствующих испытаний по ГОСТ 8784-75 (СТ СЭВ 5904-75) "Материалы лакокрасочные. Методы определения укрывистости (с Изменениями N 1, 2)".
В соответствии с Информационными данными ГОСТ 8784-75 (СТ СЭВ 5904-75) настоящий государственный стандарт распространяется на лакокрасочные материалы (эмали, краски) и неорганические пигменты и устанавливает визуальный, инструментальный и инструментально-математический методы определения укрывистости.
По ГОСТ 8784-75 (СТ СЭВ 5904-75) за укрывистость принимают способность лакокрасочного материала делать невидимым цвет или цветовые различия окрашиваемой поверхности. Укрывистость высушенной пленки измеряется в перерасчете на лакокрасочный материал, потраченный на окрашивание поверхности, в г/м по установленной формуле.
Необходимо учитывать, что ГОСТ Р 52020-2003 не предусматривает конкретного (неизменяемого) значения рассматриваемого показателя по позиции 22 Технического задания, а лишь предусматривает, что его истинное значение становится известным только после проведения необходимых испытаний образцов в предусмотренном государственным стандартом порядке по ГОСТ 8784-75 (СТ СЭВ 5904-75)
Учитывая вышеизложенное, указанное в Техническом задании значение вышеназванного показателя определяется по результатам проведения испытаний образцов из партии товара и, соответственно, не могут быть достоверно известны участнику закупки, не приобретавшему данный товар и не проводившему соответствующих испытаний, на момент подачи заявки.
Исходя из установленных заказчиком в пункте 10.2 Документации об электронном аукционе требований к содержанию первых частей заявок на участие в рассматриваемой закупке, ее участники, подавая первые части заявок на участие в электронном аукционе, руководствуясь требованиями к значениям показателей (характеристик) товаров, содержащимися в Документации об электронном аукционе (Техническом задании), должны указать среди прочего и конкретные значения вышеуказанного показателя (характеристики) по позиции 22 Технического задания, значение которого становится известным только по результатам испытаний определенных партий (образцов) товара.
Вместе с тем, при установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Аналогичная позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы N ИА/44536/16 от 01.07.2016, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287.
Таким образом, Документация об электронном аукционе (Техническое задание) устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе, помимо конкретных показателей товара (материала), используемого при выполнении работ (например: состав грунтовки, разбавитель и пр), также результатов испытаний партий (образцов) таких товаров (материалов) (расход на 1 слой).
Указанные требования заказчика могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при оформлении заявки иметь в наличии товар (материал), предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений относительно его химического состава, технологии производства, результатов его испытания.
Данная информация будет известна только после производства определенной партии товара и проведения ее испытания предприятием-изготовителем или потребителем при приемочном контроле.
Для потенциальных участников закупки, в свою очередь, данная информация станет достоверно известной только при приобретении определенной партии товара.
Таким образом, в действиях заказчика - ГОБУ "ЭТС Правительства Новгородской области" содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в неиспользовании при его составлении документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации (ГОСТ Р 52020-2003, ГОСТ Р 51693-2000, ГОСТ 31377-2008), в отсутствии в документации о проведении электронного аукциона обоснования необходимости использования показателей, требований к товару, не предусмотренных данными документами (ГОСТ Р 51693-2000, ГОСТ 31377-2008), а также в использовании показателей, способных повлечь за собой ограничение количества участников электронного аукциона и не позволяющих определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
При решении вопроса о выдаче предписания об устранении установленных в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе и его содержании Комиссия учитывает следующее.
Согласно Протоколу настоящий электронный аукцион аукционной комиссией уполномоченного органа - Администрации на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе признан несостоявшимся в связи с отказом в допуске к участию в нем всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в рассматриваемом определении поставщика.
При этом, установленные в действиях заказчика нарушения правил описания объекта закупки, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, привели к ограничивающему доступ к участию в электронном аукционе и вводящему в заблуждение участников описанию объекта закупки, а также послужили действительной причиной недопуска подателя Жалобы к участию в настоящем электронном аукционе.
Вместе с тем, материалами Жалобы подтверждается правомерность действий аукционной комиссии уполномоченного органа по недопуску всех участников закупки к участию в электронном аукционе в связи с несоответствием их заявок положениям Документации об электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, у Комиссии имеются достаточные основания для выдачи соответствующего предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе только заказчику рассматриваемого определения поставщика.
Руководствуясь статьями 33, 64, 66, 67, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "ПромЭнерго" (197347, г. Санкт-Петербург, Богатырский пр., д. 18, корп. 3, лит. А, офис 308) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1) при осуществлении им и заказчиком - Государственным областным бюджетным учреждением "Эксплуатационно-транспортная служба Правительства Новгородской области" (173005, Великий Новгород, ул. Инженерная, д. 2) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку строительных материалов, извещение N 0150200003918000424 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 21.05.2018, необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения "Эксплуатационно-транспортная служба Правительства Новгородской области" нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Государственному областному бюджетному учреждению "Эксплуатационно-транспортная служба Правительства Новгородской области" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения "Эксплуатационно-транспортная служба Правительства Новгородской области".
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии Д.А. Петров
С.О. Михайлов
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 14 июня 2018 г. N 2430/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2018