Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "24" апреля 2018 г. N54-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России П.Л. Потылицына; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В. Литвинова и специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления А.В. Федотова, в присутствии представителя Управления по капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Астрахань" Умеровой Ю.А. (доверенность N30-70-01-05 от 09.01.2018), на основании обращения прокуратуры города Астрахани (вх. N3849 от 19.04.2018), статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку муниципального заказчика Управления по капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Астрахань" (414000, Астраханская обл, Астрахань г, УЛ ЧЕРНЫШЕВСКОГО, 4) (далее - Заказчик) на предмет соблюдения им требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки на право заключить контракт на капитальный ремонт жилого дома по ул. 1-я Перевозная 131 (номер извещения: 0825300004217000034), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
21.06.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона и документация о нем. В последующем в извещение и документацию вносились изменения, последнее из которых внесено 08.08.2017. Как следует из вышеуказанных документов начальная (максимальная) цена контракта составила 39 233 543,73 рублей.
15.09.2017 Заказчиком был заключен с ООО "ЮГПЛАСТ" муниципальный контракт N0825300004217000034/106 со сроком действия до 31.12.2017 г.
I. Подателем обращения указывается довод о том, что Заказчиком информация о вышеуказанном контракте размещена на официальном сайте только 21.09.2017, что нарушает ст. 103 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик указанную в - , , и статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в , , и статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Заказчиком информация о вышеуказанном контракте размещена на официальном сайте 19.09.2017, то есть с соблюдением срока, предусмотренного ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе.
II. Также подателем обращения указывается довод о том, что Заказчиком нарушен срок размещения информации об исполнении вышеуказанного контракта.
Инспекция соглашается с вышеуказанным доводом подателя обращения по следующим основаниям.
Статьей 94 Закона о контрактной системе определены следующие особенности исполнения контракта. Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта; о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением; об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения (часть 9). К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ (часть 10). Порядок подготовки и размещения в единой информационной системе указанного отчета, его форма определяются Правительством Российской Федерации (часть 11).
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 утверждено Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - Положение), согласно пункту 3 которого отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня:
а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;
б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;
в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее - исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из указанных норм права следует, что если условиями контракта этапы его исполнения (в том числе этапность оплаты) не предусмотрены, но приемка и оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) производятся в определенные промежутки времени (например, ежемесячно или ежеквартально), то по результатам такой частичной приемки, оплаты и экспертизы товара (работы, услуги) необходимо составлять и размещать в единой информационной системе в сфере закупок об исполнении отдельного этапа поставки товара (выполнения работы, оказания услуги).
Согласно п. 2.4 вышеуказанного контракта исполнение обязательств по Контракту оформляется ежемесячными актами приемки выполненных работ, подписываемыми Подрядчиком и Заказчиком. Подрядчик ежемесячно не позднее 25 числа отчетного месяца представляет Заказчику подписанные обеими сторонами акты приёмки выполненных работ (форма КС-2) в 7-ми экземплярах, справку о стоимости выполненных работ (форма КС-3) в 7-ми экземплярах, счет фактуру.
Как следует из п. 2.6 муниципального контракта N0825300004217000034/106 от 15.09.2017 ежемесячная приемка работ производится до 25 числа каждого месяца в следующем
порядке:
- Подрядчик за 5 дней до начала приемки выполненных работ извещает Заказчика о готовности к сдаче выполненных работ;
- Заказчик соглашается с предложенной Подрядчиком датой приемки, либо назначает иную дату.
При этом Заказчик имеет право отложить дату приемки, если это не приводит к технологическим простоям и срывам общих сроков выполнения работ, но не более чем на 3 дня. Заказчик обязан письменно уведомить Подрядчика об изменении даты приемки, а в случае отсутствия уведомления дата приемки, предложенная Подрядчиком, считается принятой.
Оформление приемки выполненных работ осуществлялась справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 N1 от 26.09.2017, N2 от 25.10.2017, N3 от 16.11.2017, N4 от 28.11.2017, N5 от 05.12.2017, N6 от 13.12.2017, N7 от 18.12.2017 и N8 от 25.12.2017.
Заказчиком производилась оплата по вышеуказанному контракту 20.09.2017, 21.09.2017, 22.09.2017, 29.09.2017, 27.10.2017, 31.10.2017, 01.11.2017, 20.11.2017, 21.11.2017, 29.11.2017, 06.12.2017, 14.12.2017, 22.12.2017, 28.12.2017, 29.12.2017, что подтверждается платежными поручениями: N706 от 20.09.2017, N710 от 21.09.2017, N713 от 22.09.2017, N748 от 29.09.2017, N834 от 27.10.2017, N843 от 31.10.2017, N851 от 01.11.2017, N928 от 20.11.2017, N935 от 21.11.2017, N965 от 29.11.2017, N995 от 06.12.2017, N1027 от 14.12.2017, N1080 от 22.12.2017, N1194 от 28.12.2017, N1208 от 29.12.2017
Справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 N1 от 26.09.2017, N2 от 25.10.2017, N3 от 16.11.2017, N4 от 28.11.2017, N5 от 05.12.2017, N6 от 13.12.2017, N7 от 18.12.2017 и N8 от 25.12.2017 размещены на официальном сайте 09.01.2018, что подтверждается данными, содержащимися на официальном сайте.
Однако, Заказчик обязан был размещать отчет об исполнении отдельного этапа выполнения работы на официальном сайте по результатам такой частичной приемки, оплаты выполненной работы не позднее: 05.10.2017, 07.11.2017, 27.11.2017, 07.12.2017, 14.12.2017, 22.12.2017, 27.12.2017.
Между тем, Заказчиком отчеты об отдельном этапе исполнения контракта на официальном сайте в вышеуказанные сроки размещены не были, что нарушает ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе.
09.01.2018 отчет об исполнении контракта N0825300004217000034/106 от 15.09.2017 был размещен Заказчиком на официальном сайте.
Министерство Финансов Российской Федерации в своем письме от 15.09.2017 N 24-03-07/61189 разъяснило, что отчет подлежит размещению при осуществлении заказчиком в совокупности приемки и оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. При этом обязанность по размещению в ЕИС отчета в силу требований Положения возникает у заказчика после оплаты принятого товара, работы, услуги, в том числе частичной приемки (приемок) товара, работы, услуги вне зависимости от установления этапов в контракте.
Указанная правовая позиция согласуется с практикой арбитражных судов (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.12.2016 N 02АП-10158/2016 по делу N А82-9671/2016, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2018 N 09АП-7318/2018 по делу N А40-151721/17).
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
III. Подателем обращения также указывается довод о том, что Заказчиком нарушен срок размещения дополнительного соглашения N96/0825300004217000034/106/5 от 20.12.2017 к муниципальному контракту N0825300004217000034/106 от 15.09.2017.
Инспекция отклоняет вышеуказанный довод подателя обращения по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик указанную в - , , и статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в , , и статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Заказчиком информация о вышеуказанном дополнительном соглашении к контракту размещена на официальном сайте 25.12.2017, то есть в срок, предусмотренный ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе.
IV. Также податель обращения в своем обращении указывает, что Заказчиком не применены меры ответственности при нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 ст. 99 Закона о контрактной системе) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона о контрактной системе и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Закона о контрактной системе;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Антимонопольные органы не относятся к органам внутреннего финансового контроля.
Следовательно, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по контролю за применением Заказчиком мер ответственности при нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Основания для выдачи Заказчику предписания об устранении вышеуказанных нарушений отсутствуют.
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать муниципального заказчика Управление по капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Астрахань" нарушившим ч. 9 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание не выдавать в связи с размещением отчета об исполнении контракта N 0825300004217000034/106 от 15.09.2017 на официальном сайте.
3. Передать материалы, собранные в ходе проведения настоящей проверки, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица муниципального заказчика Управления по капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Астрахань"
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, в орган внутреннего финансового контроля, осуществляющего контроль за применением Заказчиком мер ответственности при нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Руководитель инспекции П.Л. Потылицын
Участники инспекции: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14 июня 2018 г. N 66-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2018