Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 15662-ЭП/18 от 19.06.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания, расположенного по адресу: СПб, ул. Авангардная, д.14 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб надействия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 29.05.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200002518000093. Начальная (максимальная) цена контракта - 175 860 320, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерациио техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, как уже отмечалось ранее, такие параметры не должны ограничивать количество участников закупки.
Комиссией УФАС установлено, что требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара (материалов, деталей, оборудования), необходимого для выполнения работ, установлены Заказчиком в приложения N 2 к Техническому заданию документации.
Проанализировав содержание представленной Заказчиком документации об аукционе, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Так,в документации об аукционе установлены, в том числе, следующие требования к описанию в первой части заявки на участие в аукционе характеристик товаров, предполагаемых для использования при выполнении работ:Пункт 48 "Вентиляционная решетка в соответствии с пунктом 123 ресурсной ведомости N02-02-02" -Решеткапредставляет собой квадратную рамку, ограничивающую воздухозаборную область, в которой расположены жалюзи; ширина решетки - менее 900 мм; высота решетки - менее 1100 мм; ширина рамки решетки по всему периметру (данный показатель введен в связи с необходимостью прочного крепления решетки, а также для сохранения единообразия внешнего вида решетки) - более 20 мм;ширина воздухозаборной области решетки - более 750 мм; высота воздухозаборной области решетки - более 950 мм.
Анализ вышеприведенных требований к значениям показателей позволяет прийти к выводу о том, что требования, установленные Заказчиком к ширине и высоте решётки, не обеспечивают безусловную возможность выполнения требований, установленных Заказчиком к форме решётки, которая должна представлять собой квадратную рамку. Более того, установленное Заказчиком требование к значениям показателя "высота воздухозаборной области" - более 950 мм, является неисполнимым при ширине самой решётки, равной значениям менее 900 мм.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком требования к товарной позиции N 48 не позволяют определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям, что является нарушением ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, доводы Заявителя в указанной части являются обоснованными.
2. В части утверждения подателя жалобы о том, что Заказчиком установлено требование к товарной позиции N 23 "Водоотлив оконный в соответствии с пунктом 52 ресурсной ведомости N02-02-02" о соответствии указанной товарной позиции требованиям недействующего ГОСТ, Комиссия УФАС приходит кследующим выводам.
Заказчиком в приложении N 2 к техническому заданию документации установлено требование о необходимости соответствия позиции "Водоотлив оконный в соответствии с пунктом 52 ресурсной ведомости N02-02-02"
ГОСТ Р 52146-2003.
При этом,ГОСТ Р 52146-2003 "Прокат тонколистовой холоднокатаный и холоднокатаный горячеоцинкованный с полимерным покрытием с непрерывных линий. Технические условия (с Поправкой)"утратил силу с 1 июня 2018 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 16.08.2017 N 909-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 34180-2017.
Вместе с тем, согласно разделу 5 части III"Техническое задание" документации об аукционе Заказчиком установлено, что в случае, если на момент подачи заявки участником закупки указанные в аукционной документации документы о техническом регулировании утратили силу, соответствие товаров таким документам не требуется.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование о соответствии товарной позиции N 23 требованиям ГОСТ Р 52146-2003 является недействующим с учетом положения раздела 5Технического задания документации.
Таким образом, указанный довод Заявителя Комиссия УФАС находит необоснованным.
3. Комиссия УФАС также находит неоснованным на нормах Закона о контрактной системе утверждение подателя жалобы о том, что документация об аукционе содержит противоречивые сведения относительно соотношения положений ресурсной ведомости и положений Технического задания.
Комиссией УФАС установлено, что в приложении N 2 к техническому заданию по позиции N 4 "Гвоздьв соответствии с пунктом 73 ресурсной ведомости N02-02-02" содержится отсылка на п. 73 ресурсной ведомости N02-02-02. При этом указанный пункт ведомости содержит указание на товар "Канаты пеньковые пропитанные".
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в рассматриваемой части документации Заказчиком допущена техническая ошибка, при этом указанная ошибка не является существенной, поскольку не препятствует возможности ознакомления участниками закупки с установленными Заказчиком требованиями к товарам, используемым при выполнении закупаемых работ, в том числе, и в отношении товарной позиции N 4.
Следовательно, данный довод является необоснованным.
4. На основании изложенного, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НордИнвестСтрой" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 июня 2018 г. N 44-3143/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2018