Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Водник-2" (далее - Заявитель) на действия ФГУ "Камводэксплуатация" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на преддекларационное обследование гидротехнического сооружения "Берегоукрепление у с. Елово Еловского района Пермского края" (включая расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения) (изв. N 0356100006318000019) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N0356100006318000019, Заказчиком проводился открытый конкурс на преддекларационное обследование гидротехнического сооружения "Берегоукрепление у с. Елово Еловского района Пермского края" (включая расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения).
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.05.2018 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 349 900,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 09.06.2018 г.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пп. "г" п.1 ч.2 ст.51 Закона о закупках участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.5 ст.51 Закона о закупках требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Так, в п.22 информационной карты аукционной документации указано, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования на основании ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст.48, ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ.).
Участник конкурса имеет право выполнять работы по инженерным изысканиям, осуществлять подготовку проектной документации при соблюдении в совокупности следующих условий:
- участник закупки - член саморегулируемой организации должен иметь право выполнять работы в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов использования атомной энергии);
- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник конкурса, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств в соответствии со статьей 55.16 ГрК РФ.
Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о том, что участник закупки должен быть членом СРО.
В п.8.1 технического задания указано, что целью работы является следующее:
наличие у Заказчика:
Оформленный и согласованный акт преддекларационного обследования состояния гидротехнического сооружения "Берегоукрепление у с.Елово Еловского района Пермского края" вместе с необходимыми приложениями в четырёх экземплярах на бумажном носителе и в 1 экз. на электронном носителе,
Расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС
"Паспорт безопасности", согласованный в территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
В п.9 технического задания указано, что в состав работ входит следующее:
9.1. Проведение и оформление акта преддекларационного обследования гидротехнического сооружения "Берегоукрепление у с. Елово Еловского района Пермского края".
9.2. техническое сопровождение и обеспечение согласования паспорта безопасности ГТС в контрольно-надзорном органе.
9.3. Уточнение класса ГТС
9.4. Расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон о безопасности ГС) декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации.
Приказом N 377 от 02.07.2012 г. утверждена форма декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) (далее - Форма декларации безопасности).
Так, согласно п.18 Приложения 7 Формы декларации безопасности обязательные документы, прилагаемые к декларации безопасности ГТС:
18.1. Сведения о ГТС, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, предусмотренные законодательством Российской Федерации о безопасности ГТС.
18.2. Акт преддекларационного обследования ГТС, составленный участниками обследования по форме, утверждаемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
18.3. Расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.
В п.19.7 Приложения 7 Формы декларации безопасности указаны следующий документ, прилагаемый к декларации безопасности ГТС по усмотрению эксплуатирующей организации или собственника ГТС, в целях обоснования безопасности ГТС - паспорт безопасности опасного объекта (ГТС).
Комиссией также установлено, что класс гидротехнического сооружения определяется согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.11.2013 N 986 и указывается в п.11.1 акта преддекларационного обследования.
Заявитель в своей жалобе указывает, что требования к форме, содержанию и составу декларации безопасности гидротехнических сооружений установлены следующими документами:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 N 1303 "Об утверждении положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений",
- приказом Ростехнадзора от 02.07.2012 (ред. от 19.12.2014) "Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)" (далее - форма декларации безопасности),
- приказом Ростехнадзора от 03.11.2011 N 625 "Об утверждении дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности" (далее - дополнительные требования к содержанию деклараций безопасности).
Кроме того требования к форме акта преддекларационного обследования ГТС установлены приказом Ростехнадзора от 30.10.2013 N 506 "Об утверждении формы акта преддекларационного обследования гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)".
Требования к форме и составу Расчета вероятного вреда установлены приказ Ростехнадзора от 29.03.2016 г. N 120 "Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)".
Требования к форме и составу Паспорта безопасности ГТС установлены приказом МЧС России от 04.11.2004 N 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта".
Изучив представленные документы и информацию, Комиссия пришла к выводу, что в указанных документах отсутствуют требования о необходимости наличия членства в СРО. Доказательств обратного не представлено.
Согласно п.7.4 Раздела 2 перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень), утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, разработка декларации безопасности гидротехнических сооружений входит в состав видов работ по подготовке проектной документации.
В соответствии с ч.2 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что требование о наличии членства в СРО для разработки декларации безопасности гиротехнических сооружений, и, как следствие, для преддекларационного обследования гидротехнических сооружений, не распространяется на введенные в эксплуатацию объекты, что также подтверждается материалами жалобы. Доказательств обратного не представлено.
Таким образом, в действиях Заказчика, установившего требование о наличии у участника закупки членства СРО имеется нарушение ч.5 ст.51 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Водник-2" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на преддекларационное обследование гидротехнического сооружения "Берегоукрепление у с. Елово Еловского района Пермского края" (включая расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения) (изв. N 0356100006318000019) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.5 ст.51 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушения требований Закона о закупках, выдать предписание Конкурсной комиссии, Заказчику.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 июня 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2018