Резолютивная часть решения оглашена 21.06.2018
В полном объеме решение изготовлено 26.06.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Акулова Д.Н. |
|
специалиста-эксперта отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России, |
|
Урванцевой Д.С. |
|
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "КОНТРАКТ" (далее - Заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на аренду сельскохозяйственной техники (извещение N0369100011518000018) (в присутствии:
- представителя ФКУ "Тюрьма Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" (далее - Заказчик) Ивасенко О.В., действующего на основании доверенности N 17 от 19.06.2018;
- в отсутствии представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 14.06.2018 поступила жалоба Заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на аренду сельскохозяйственной техники (извещение N 0369100011518000018) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 30.05.2018 Заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru извещения N 0369100011518000018 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 616 754,38 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 14.06.2018 в 17:00.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
В жалобе Заявителя приведены следующие доводы:
1) Заказчиком сокращен срок подачи заявок на участие в закупке;
2) в Техническом задания документации об электронном аукционе установлен товарный знак "трактор ARION-640" без возможности предоставления его эквивалента;
3) Заказчиком не предусмотрена возможность заключения контракта с физическими лицами, поскольку в проекте контракта отсутствует условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта;
4) Заказчик неправомерно установил незаконную причину увеличения срока исполнения обязательств по контракту в пункте 11.5 контакта;
5) в проекте контракта отсутствует условие о размере штрафа, накладываемого на исполнителя при каждом факте неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта менее 3 млн. рублей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России с доводами Заявителя не согласился и указал:
1) срок подачи заявок на участие в электронном аукционе составляет 15 суток 04 часа 09 минут, что не нарушает положения части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе;
2) указание в техническом задании документации об электронном наименования "трактор ARION-640" без возможности предоставления его эквивалента является технической ошибкой Заказчика;
3) отсутствие в проекте контракта возможности заключения контракта с физическим лицом в части налогообложения, по мнению Заказчика, не нарушает требования части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку с учётом спецификации объекта закупки участником данного электронного аукционе не может быть физическое лицо;
4) Заказчик указывает, что положение пункта 11.5 контракта не обязывает стороны продлить сроки, установленные контрактом, а лишь предусматривает такую возможность в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
5) в контракте не предусмотрена возможность указания иных пороговых значений штрафов на исполнителя в случае снижения цены контракта в ходе электронного аукциона в связи с тем, что Заказчиком не предполагалось снижение цены контракта в ходе электронного аукциона с 6 616 754,38 рублей до суммы менее 3 млн. рублей.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении закупки начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 616 754,38 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона указано, что дата и время окончания подачи заявок 14.06.2018 в 17:00.
Представитель Заказчика пояснил, что срок подачи заявок на участие в электронном аукционе составляет 15 суток 04 часа 09 минут, что не нарушает положения части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что в силу пункта 1 статьи 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Исходя из того, что извещение о проведении рассматриваемой закупки размещено 30.05.2018, последним днем срока подачи заявок участниками закупки является 14.06.2018 и в силу пункта 1 статьи 194 ГК РФ оно может быть выполнено до двадцати четырех часов указанного дня, следовательно, окончание срока подачи заявок на участие в электронном аукционе будет 15.06.2018.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В Техническом задании, являющемся приложением к документации об Аукционе, указано "Трактор ARION - 640":
Заявитель в жалобе указывает, что "ARION - 640" является товарным знаком, однако в жалобе ООО "КОНТРАКТ" отсутствует документарное подтверждение данного факта, вместе с тем, в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе должны прикладываться документы, подтверждающие ее обоснованность.
Таким образом, из представленных на заседании Комиссии сведений невозможно сделать однозначный вывод о том, что "Трактор ARION - 640" является товарным знаком, вследствие чего, данный довод заявителя признан Комиссией Челябинского УФАС России необоснованным в связи с недоказанностью.
3. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует условие о том, что если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Также, комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что в проекте контракта не предусмотрена информация о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, что также нарушает части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 1 статьи 95 Закона о контактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
В пункте 1.2 контакта указано: "срок аренды: с момента заключения государственного контракта и по 31 октября 2018 года. Срок поставки арендуемой техники: в течение 7 рабочих дней с момента заключения настоящего государственного контракта".
Вместе с тем, согласно пункту 11.5 контакта в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, срок исполнения сторонами обязательств по настоящему контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства и их последствия.
Представитель Заказчика указал, что положение пункта 11.5 контракта не обязывает стороны продлить сроки, установленные контрактом, а лишь предусматривает такую возможность, что не противоречит пункту 1 статьи 157 ГК РФ, говорящему о том, что сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.
Комиссия Челябинского УФАС России, изучив проект контракта, заслушав пояснения сторон, приходит к выводу о том, что действия Заказчика по установлению рассматриваемого условия, предусмотренного пунктом 11.5 контракта. не нарушают права участников закупки и не могут привести к нарушению существенных условий контракта.
Однако Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
В пункте 11.1 контракта указано: "сторона освобождается от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Контракту, если такое неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы, включая, но не ограничиваясь, землетрясение, наводнение, пожар, тайфун, ураган и другие стихийные бедствия, военные действия, массовые заболевания и действия органов государственной власти и управления и другие обстоятельства, не зависящие от воли Сторон".
Вместе с тем, действия органов государственной власти не являются обстоятельством непреодолимой силы, согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ и использование данной формулировки в проекте контракта может привести к нарушению Закона о контрактной системе.
5. Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Постановление N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта - 6 616 754,38 рублей.
В пункте 12.3 контракта указано: "за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Арендодателем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Арендодатель уплачивает Государственному заказчику штраф. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 5% цены контракта: ___________ рублей _________ копеек".
Таким образом, проект контракта не предусматривает размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом в случае, если начальная (максимальная) цена контракта снижена в ходе электронного аукциона до суммы менее 3 млн. рублей, что нарушает часть 8 статьи 34 Закона о контрактной.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
6. Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В разделе 4 Технического задания документации об электронном аукционе указано:
"Требования к трактористам-машинистам:
4.1. Необходимые профессиональные знания, соответствующая квалификация и право управления.
4.2. Стаж работы тракториста-машиниста, не менее 2 лет.
4.3. Знание устройства сельскохозяйственной техники и навыки по устранению мелких неисправностей.
4.4. Навыки принятия мер по обеспечению безопасности эксплуатации селькохозяйственной техники".
Данный пункт свидетельствует о наличии у Заказчика требований к трудовым ресурсам участников закупки, что противоречит части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО ООО "КОНТРАКТ" на действия заказчика обоснованными в части сокращения Заказчиком срока подачи заявок на участие в закупке; отсутствия в проекте контракта условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта при заключении такого контракта с физическим лицом; отсутствия вариативности штрафов в зависимости от цены контракта.
2. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 3 статьи 33, частей 8, 13 статьи 34, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.Н. Акулов
Д.С. Урванцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 июня 2018 г. N 411-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2018