Резолютивная часть решения оглашена "27" июня 2018 года. В полном объеме решение изготовлено "02" июля 2018 года.
в присутствии до объявленного перерыва: представителей заказчика - Федерального казённого учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Бобруйск Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Упрдор Москва - Бобруйск") /__./ (доверенность, паспорт), /__./ (доверенность, паспорт), в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя ООО "Контракт", в присутствии после объявленного перерыва: представителей заказчика - Федерального казённого учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Бобруйск Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Упрдор Москва - Бобруйск") /__./ (доверенность, паспорт), /__./ (доверенность, паспорт), в отсутствии надлежащим образом уведомленного о перерыве в рассмотрении жалобы представителя ООО "Контракт",
рассмотрев жалобу N130-03з/2018 ООО "Контракт" по существу, установила: |
20.06.2018 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" на положения аукционной документации заказчика - ФКУ "Упрдор Москва - Бобруйск" при проведении электронного аукциона (номер извещения на официальном сайте 0337100016518000045), предметом которого является ремонт автомобильной дороги А-130 Москва - Малоярославец - Рославль - граница с Республикой Белоруссия на участке км 96+000 - км 108+100, Калужская область.
ООО "Контракт" полагает, что аукционная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Заказчиком представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Контракт", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а аукционная документация основана на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 05.06.2018 г. в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0337100016518000045 о проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является ремонт автомобильной дороги А-130 Москва - Малоярославец - Рославль - граница с Республикой Белоруссия на участке км 96+000 - км 108+100, Калужская область.
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении Аукциона, составляла 566 605 488, 00 рублей.
Заказчиком по указанному Аукциону выступало - ФКУ "Упрдор Москва - Бобруйск".
Срок окончания приема заявок на участие в Аукционе согласно извещению о проведении электронного Аукциона - 21.06.2018 07:00.
2. Согласно доводам жалобы ООО "Контракт", Заказчик в Информационной карте указал неверный срок окончания предоставления разъяснений участникам закупки.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Пунктом 17 раздела X "Информационная карта электронного аукциона" Документации об электронном аукционе установлена дата начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе, а именно:
Дата начала срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе: с момента размещения документации о закупке на ЕИС;
Дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации: 17.06.2018 г.
В соответствии с пунктом 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Учитывая, что дата окончания срока подачи заявок - 21.06.2018 г., а дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации - 17.06.2018 г., Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Довод Заявителя признается необоснованным.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Контракт", в Информационной карте Заказчик не требует у Участника закупки членства в СРО.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Положения части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе устанавливают единые требования к участникам закупки:
" соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки".
Статья 55.8. Градостроительного кодекса устанавливает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Статья 1 Градостроительного кодекса определяет понятие объектов капитального строительства: здания, строения, сооружения (в том числе линейные объекты), объекты, строительство которых не завершено (за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек) являются объектами капитального строительства.
Объектом закупки является ремонт автомобильной дороги А-130 Москва -Малоярославец - Рославль - граница с Республикой Белоруссия на участке км 96+000 - км 108+100, Калужская область, т.е. ремонт объекта, законченного строительством. Таким образом, требования о наличии документов о членстве в саморегулируемой организации не относится к участникам закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Довод Заявителя признается необоснованным.
4. Согласно доводам жалобы ООО "Контракт", Заказчик в Информационной карте не установил обязательные требования согласно части 2 статьи 31 Закона N44-ФЗ.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Приложение N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 определяет случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
В соответствии с пунктом 5 данного приложения к случаям, соответствующим данному требованию отнесены следующие объекты: "Выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн. рублей"
Вместе с тем, Комиссия Калужского УФАС России отмечает, что согласно извещению N0337100016518000045 объектом закупки является ремонт автомобильной дороги А-130 Москва - Малоярославец - Рославль - граница с Республикой Белоруссия на участке км 96+000 - км 108+100, Калужская область, то есть в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса вышеуказанный объект закупки не является объектом капитального строительства и соответственно Заказчик не обязан устанавливать дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Довод Заявителя признается необоснованным.
5. Согласно доводам жалобы ООО "Контракт", Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением 44-ФЗ, чем ограничил возможность участия Общества в качестве поставщика, т.к. для предоставления участником надлежащего предложения и согласия на поставку товара и итогов выполнения работ по заданным критериям, участнику необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее, чтобы заполнить заявку. Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Заявитель жалобы указывает, что такие излишние требования к материалам создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации (Раздел XIII. Техническая часть документации об электронном аукционе), а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
Заявитель жалобы указывает на нарушения по следующим пунктам Раздел XIII. Техническая часть документации об электронном аукционе:
9. Эмульсия ЭБДК Б ГОСТ 55420-2013
Содержание остаточного вяжущего: 50%-70%;
11. Битумы нефтяные дорожные вязкие ГОСТ 33133-2014
Глубина проникания иглы 0,1 мм при 25оС: [71-100];
18. Смесь органоминеральная (асфальтогранулобетон) ГОСТ 30491-2012, ОДМ ОС -568-р
Содержание щебня в смеси: должно быть не более 70 % по массе;
24. Микростеклошарики (МСШ) для дорожной разметки. ГОСТ 32848-2014
Содержание дефектных микростеклошариков: не должно превышать 20%
Содержание инородных частиц в микростеклошариках: не должно превышать 3%;
32. Семена многолетней травы "Овсяница" (или эквивалент) ГОСТ 52325-2005
Чистота семян: должна быть не менее 95 %.
Содержание семян: других видов трав должно быть не более 0,5 %, сорняков должно быть не более 0,5 %, в т.ч. наиболее вредных 200 шт/кг.
Всхожесть: должна быть не менее 85 %.
Влажность: должна быть не более 15 %.
Так же Заявитель указывает, что аналогичные требования к химическому составу и (или) компонентам товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, установлены по ряду иных позиций с товарами закупочной документации.
В ходе рассмотрения жалобы, а также проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
Вышеуказанные требования заказчика о необходимости указания в составе первых частей заявок конкретных значений используемых в выполнении работ товаров либо их компонентов не соответствуют положениям Закона о контрактной системе, так как данные конкретные значения становятся известными только после изготовления такого товара и отражаются (в случае необходимости) производителем в технической документации на товар. В свою очередь Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления подробных сведений, в том числе для определения химического состава товара и его компонентов, химических и физических свойств.
Данные нарушения не позволяют заполнить заявку участникам аукциона, вследствие отсутствия у участника информации о большинстве показателей, указанных в Техническом задании. Кроме того, подобное описание объекта закупки приводит к созданию условий, ограничивающих количество участников аукциона, так как представить достоверные сведения по показателям, установленным в ТЗ имеют возможность только участники, имеющие в наличии указанные материалы с результатами испытаний по требуемым химическим и физическим показателям.
Предметом закупки является выполнение работ, а не поставка товара. Участником закупки может быть любое юридическое или физическое лицо. Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения требований к описанию участником закупки требований, которые уже определены ГОСТом и гарантируются только производителем товара, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не допускается установление требований к составу заявки, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из требований, установленных в Техническом задании документации рассматриваемого аукциона и подлежащих указанию в первой части заявки следует, что представить достоверные сведения в отношении товаров, указанных в Техническом задании, могут только участники, имеющие в наличии указанный товар с документами, подтверждающими проведение испытаний на каждую партию товара и с указанием результатов этих испытаний.
Исходя из толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки только при необходимости.
В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Таким образом, установив в документации соответствие требуемых материалов ГОСТам, указав требуемую марку материала, класс, сорт, диаметр и т.д., у Заказчика отсутствует необходимость "переписывания" в Техническое задание требований, предъявляемых к производству таких материалов или химическому составу без необходимости. Техническое задание, имеющееся в данном аукционе, значительно увеличивает объем заполнения заявки, вводит участников в заблуждение, не позволяет определить потребность Заказчика, возможность надлежащего и достоверного заполнения заявки имеется только у участника, имеющего в наличии требуемый материал, с результатами проведенных испытаний.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, во взаимосвязи части 2 с частью 1 статьи 33 ФЗ-44, описание объекта закупки должно быть объективным, содержать только необходимые Заказчику требования и только те показатели, которые позволяют определить соответствие товара потребности заказчика именно в таком товаре. Например, указание на конкретные марки, виды товара, если в соответствии с ГОСТ производятся несколько видов товара с разными показателями (при этом для каждой марки эти показатели уже определены ГОСТом, в связи с чем указание их в Техническом задании не требуется).
По смыслу статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Основным правилом описания объекта закупки является то, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Позиция Калужского УФАС России согласуется с Письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", в котором указано:
"При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Следует также отметить, что, давая согласие на поставку товара, соответствующего ГОСТ, а также указывая в заявке конкретную марку, сорт товара, участник закупки несет ответственность за поставку и использование товара, характеристики которого должны будут соответствовать показателям, установленным в ГОСТ, что также подтверждает отсутствие необходимости указания излишних детализированных требований в Техническом задании. Доказательств обратного Заказчиком на рассмотрение жалобы не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком - ФКУ "Упрдор Москва - Бобруйск" при утверждении аукционной документации части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
6. Согласно доводам жалобы ООО "Контракт", Заказчик неправомерно установил требование о соответствии работ и материалов, используемых при их выполнении, недействующим стандартам:
Прил 2 ТЗ 96+000 - 108+100.doc
ДА. doc
ГОСТ 5781-82 ГОСТ 55420-2013 ГОСТ 52325-2005
Приложение 6 к ГК Перечень литературы. doc
ГОСТ Р 50597-93 ГОСТ 56925-2016
Комиссия Калужского УФАС России рассмотрев доводы Заявителя установила следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно данными справочной правовой системы КонсультантПлюс ГОСТ Р 50275-92. Государственный стандарт Российской Федерации. Материалы геотекстильные. Метод отбора проб, утвержденный и введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 16 сентября 1992 г. N 1186, утратил силу с 1 января 2016 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 12.12.2014 N 2084-ст. Взамен введен в действие ГОСТ ISO 9862-2014. Взамен введен в действие ГОСТ ISO 9862-2014. Таким образом, Заказчик, установив требования о соответствии работ и материалов, используемых при их выполнении в соответствии с ГОСТ Р 50275-92, вводит участников закупки в заблуждении, в связи с тем, что вышеуказанный ГОСТ уже не действует.
На основании вышеизложенного, Комиссии Калужского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком при формировании требований о соответствии работ и материалов, используемых при их выполнении, указана недостоверная информация, которая может ввести в заблуждение участников закупки, а также нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Вместе с тем, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание Заявителя, что остальные ГОСТы, на которые в своей жалобе ссылается Общество, а именно: ГОСТ 5781-82; ГОСТ 55420-2013; ГОСТ 52325-2005; ГОСТ Р 50597-93; ГОСТ 56925-2016, согласно данными справочной правовой системы КонсультантПлюс, действуют в настоящее время и свою силу не утрачивали.
Таким образом, данный довод жалобы признается частично обоснованным.
7. Согласно доводам жалобы ООО "Контракт", Заказчик в проекте контракта установил фиксированную сумму обеспечения исполнения контракта без указания на возможное применение антидемпинговых мер.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Раздел IX Документации об электронном аукционе: Заключение контракта по результатам электронного аукциона регламентирует сроки и порядок заключения Контракта:
32.1. Заказчик в течение пяти дней со дня размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона размещает в единой информационной системе без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракта, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в электронном аукционе такого участника, в проект контракта, прилагаемый к настоящей документации.
32.2. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
32.3. Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
32.4. Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с пунктом 32.2 настоящей документации, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона.
Данные условия заключения Государственного контракта, который является неотъемлемой частью Документации об электронном аукционе (приложение N1) полностью соответствует положениям статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Победитель электронного аукциона в соответствии с условиями Документации об электронном аукционе имеет право направить протокол разногласий Заказчику об изменениях, которые необходимо внести в проект Государственного контракта и представить обеспечение Контракта в соответствии с требованиями Документации об электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Довод Заявителя признается необоснованным.
8. Согласно доводам жалобы ООО "Контракт", Заказчик неправомерно установил незаконную причину увеличения сроков исполнения обязательств:
22. Обстоятельства непреодолимой силы
22.4. При наступлении обстоятельств непреодолимой силы срок исполнения обязательств по Контракту отодвигается соразмерно времени действия данных обстоятельств постольку, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение Контракта в срок.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В пункте 22 Приложения N12 к документации об электронном аукционе "Проект Государственного контракта" Заказчиком установлены Обстоятельства непреодолимой силы, а именно:
22.4. При наступлении обстоятельств непреодолимой силы срок исполнения обязательств по Контракту отодвигается соразмерно времени действия данных обстоятельств постольку, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение Контракта в срок.
Согласно части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Условия проекта Государственного контракта раздела 22 согласуются с пунктом 6 статьи 95 ФЗ-44:
6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.
При возникновении обстоятельств непреодолимой силы Заказчик обращается в Федеральное дорожное агентство с изложением сложившихся обстоятельств по исполнению Государственного контракта и Федеральное дорожное агентство принимает решение об изменении лимитов средств по финансированию данного объекта, что влечет изменение сроков исполнения обязательств в соответствии с пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, условия, предусмотренные проектом Государственного контракта согласуются с положениями Закона о контрактной системе и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Довод Заявителя признается необоснованным.
9. По доводу ФКУ "Упрдор Москва - Бобруйск" о том, что юридическое лицо, ООО "Контракт" не является участником закупки, в связи, с чем не наделено правом обжалования положений документации электронного аукциона, Комиссия Калужского УФАС России поясняет следующее.
На основании ч. 1 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
При этом согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О контрактной системе" под участником закупки понимается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Из вышеизложенного также следует, что общие положения Закона N 44-ФЗ не связывают возникновение у лица статуса участника закупки с наличием соответствующего вида деятельности в выписке ЕГРЮЛ, а также наличием опыта выполнения соответствующих работ. Общие положения закона N 44-ФЗ не определяют участника закупки как лицо, имеющее возможность выполнения работ, являющихся предметом аукциона.
Таким образом, любое юридическое или физическое лицо, может подать жалобу в определённый срок (до окончания срока подачи заявок), после указанного срока жалоба должна быть возвращена этому лицу, в случае, если таким лицом не подавалась заявка на участие в процедуре.
Частью 11 статьи 105 ФЗ "О контрактной системе" установлены случаи когда жалоба подлежит возврату подавшему ее лицу без рассмотрения:
1) жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей;
2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей;
4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
Как видно в данной норме отсутствует такое основание для возвращения жалобы как несоответствие подателя жалобы требованиям, установленным в документации.
При получении жалобы ООО "Контракт" Калужским УФАС России было установлено, что данная жалоба подана в соответствии с требованиями части 8 и 9 статьи 105 ФЗ "О контрактной системе". Данная жалоба подписана уполномоченным лицом и подана в сроки, установленные законом. По обжалуемым действиям заказчика отсутствует решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
Таким образом, у Калужского УФАС России отсутствовали какие-либо основания для возвращения жалобы ООО "Контракт".
10. Кроме того, по доводу ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального Дорожного Агентства" о необходимости приложения к жалобе подтверждающих документов подтверждающих ее обоснованность Комиссия Калужского УФАС России поясняет следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Часть 11 статьи 105 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень оснований для возврата жалобы заявителю, в том числе в связи с несоответствием жалобы требованиям, установленным статьей 105 Закона о контрактной системе. При этом требования, предъявляемые непосредственно к жалобе и ее содержанию, установлены частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, учитывая, что часть 8 статьи 105 Закона о контрактной системе не содержит требования о необходимости приложения к жалобе документов, подтверждающих ее обоснованность, отсутствие таких документов не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы участника закупки проводится на коллегиальной основе. При принятии решения о признании жалобы обоснованной или необоснованной комиссия территориального органа ФАС России, осуществляющая рассмотрение жалоб в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, учитывает все обстоятельства дела, в том числе документы и сведения, представленные заявителем на заседание комиссии. При этом положения Закона о контрактной системе не запрещают заявителю представить документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы, непосредственно на заседании Комиссии.
Таким образом, отсутствие в составе жалобы заявителя документов, подтверждающих ее обоснованность, не является препятствием для рассмотрения жалобы Комиссией по существу и не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения.
11. В связи с допущенными существенными нарушениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необходимости отмены протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 22.06.2018 N0337100016518000045-5-1 и внесения изменений в документацию аукциона, путем приведения ее в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" частично обоснованной.
2. Признать действия заказчика - ФКУ "Упрдор Москва - Бобруйск" при утверждении аукционной документации N0337100016518000045, предметом которой является ремонт автомобильной дороги А-130 Москва - Малоярославец - Рославль - граница с Республикой Белоруссия на участке км 96+000 - км 108+100, Калужская область, нарушающими требования части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать единой комиссии заказчика - ФКУ "Упрдор Москва - Бобруйск" предписание об отмене протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 22.06.2018 N0337100016518000045-5-1.
4. Выдать заказчику - ФКУ "Упрдор Москва - Бобруйск" предписание о внесении изменений в документацию аукциона в электронной форме N0337100016518000045, предметом которого является ремонт автомобильной дороги А-130 Москва - Малоярославец - Рославль - граница с Республикой Белоруссия на участке км 96+000 - км 108+100, Калужская область.
5. Оператору электронной площадки - АО "Электронные торговые системы" обеспечить заказчику, единой комиссии заказчика возможность отмены протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 22.06.2018 N0337100016518000045-5-1 и внесения изменений в документацию аукциона в электронной форме N0337100016518000045, предметом которого является ремонт автомобильной дороги А-130 Москва - Малоярославец - Рославль - граница с Республикой Белоруссия на участке км 96+000 - км 108+100, Калужская область.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/__./ |
|
Члены комиссии: |
___________________ |
/__./ |
|
|
___________________ |
/__./ |
|
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушений законодательства в сфере закупок
г. Калуга "02" июля 2018 года |
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России в составе:
/__./ |
/__./ |
/__./ |
/__./ |
/__./ |
/__./ |
на основании решения от "02" июля 2018 года по результатам рассмотрения дела N130-03з/2018 по жалобе ООО "Контракт" на положения аукционной документации заказчика - ФКУ "Упрдор Москва - Бобруйск" при проведении электронного аукциона (номер извещения на официальном сайте 0337100016518000045), предметом которого является ремонт автомобильной дороги А-130 Москва - Малоярославец - Рославль - граница с Республикой Белоруссия на участке км 96+000 - км 108+100, Калужская область и проведения внеплановой проверки по вышеуказанному аукциону предписывает:
1. Единой комиссии заказчика - ФКУ "Упрдор Москва - Бобруйск" отменить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 22.06.2018 N0337100016518000045-5-1.
2. Заказчику:
- внести изменения в документацию и привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от "02" июля 2018 года по результатам рассмотрения дела N130-03з/2018 по жалобе ООО "Контракт", а также разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Оператору электронной площадки - АО "Электронные торговые системы":
- обеспечить возможность единой комиссии заказчика отменить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 22.06.2018 N0337100016518000045-5-1;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
4. Заказчику, Единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок.
5. Заказчику, Единой комиссии Заказчика - ФКУ "Упрдор Москва - Бобруйск", Оператору электронной площадки - АО "Электронные торговые системы" в срок до "16" июля 2018 г. исполнить предписание о прекращении нарушений законодательства в сфере закупок.
6. Об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Калужского УФАС России (г. Калуга, пл. Старый Торг, д.5) в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.
В соответствии с частью 25 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае поступления информации о неисполнении выданного предписания контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет административную ответственность на основании части 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/__./ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/__./ |
|
___________________ |
/__./ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 27 июня 2018 г. N 130-03з/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2018