Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 16009-ЭП/18 от 22.06.2018) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку электродов (извещение номер 0572200002818000061) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактнойсистеме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальныхнужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 13.03.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0572200002818000061. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 891 622,10 рублей.
В жалобе ООО Торговый Дом "Свобода" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:
- установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона;
- неисполнение предписания по делу N 44-2211/18;
- нарушение порядка дачи разъяснений положений аукционной документации.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителяЗаказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, предлагаемых к поставке. При этом в силу указанной нормы заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим компонентам, тем более к таким составляющим компонентам, которые невозможно проверить ни в ходе приемки, ни в ходе его эксплуатации.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Требования к товарам, поставка которых является предметом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N 5.2 "Форма "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки" документации об аукционе.
Например, Заказчиком в отношении товара по позиции 1 "Электрод (1) ГОСТ 9466-75 ГОСТ 9467-75 ГОСТ 2246-70" установлено требование: "относительное удлинение металла шва или наплавленного металла". По позиции 15 "Электрод (15) ГОСТ Р ИСО 2560-2009 ГОСТ Р ИСО 6947-2017" установлены требования "минимальное относительное удлинение", "минимальное передел текучести".
Соответствующие государственные стандарты описывают процесс подготовки и проведения испытаний по определению значений характеристик, следовательно, конкретные значения данных показателей возможно определить только путем проведения испытаний на определенные партии товара.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе, в чем усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
2. Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе,в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническомрегулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчиком, в Приложении 5.2 Формы "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки" документации об аукционе к товару по позиции 1 "Электрод (1 )ГОСТ 9466-75 ГОСТ 9467-75 ГОСТ 2246-70" установлены требования: "ударная вязкость металла шва или наплавленного металла должна быть <10 кгс·м/см".
При этом,ГОСТ 9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы (с Изменением N 1)" устанавливает требования к минимальным допустимым значениям показателя "Ударная вязкость металла шва", что предполагает значения, превышающие установленные в ГОСТ.
Вместе с тем, как следует из содержания документации об аукционе при описании товарной позиции "Электрод" Заказчиком установлены требования к товару, отличные от значений, определенных в ГОСТ.
Таким образом, установление подобных технических требований к товару носит необъективный характер, что подтверждаются существующим государственными техническими стандартами.
Аналогичным способом Заказчиком установлены требования к показателю "Угол загиба сварного соединения, выполненного электродами диаметром менее 3 мм" и показателю "Временное сопротивление металла шва или направляющего металла к разрыву", где Заказчиком установлены максимально возможные значения указанных показателей, при этом ГОСТ 9467-75 устанавливает, что указанные в документации значения являются минимально допустимыми.
Также Комиссия УФАС приходит к выводу, что требование, установленное Заказчиком к номинальной длине электрода со стержнем из сварочной проволоки - должна быть более 253 мм, также входит в противоречие с требованиями ГОСТ 9466-75, поскольку совокупность требований к показателям указанного товара позволяет сделать вывод о том, что требованиям Заказчика удовлетворяет товар с номинальной длиной электрода со стержнем из сварочной проволоки - равной 253 мм.
Следовательно, Заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64(п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, установив требования к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.
3. Заявитель обжалует действия Заказчика, аукционной комиссии в части неисполнения выданного в их адрес предписания об устранении выявленных нарушений.
26.04.2018 Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России была рассмотрена жалоба ООО "Антарес". По итогам рассмотрения указанной жалобы Комиссией УФАС принято решение о нарушении законодательства о контрактной системе по делу N 44-2211/18, на основании которого Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки было выдано обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с предписанием по делу N 44-2211/18 предписывалось:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона N 0572200002818000061;
- вернуть заявки участникам закупки с номером извещения N 0572200002818000061;
- внести изменения в документацию об электронном аукционе, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0572200002818000061 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что вопрос законности установления в качестве характеристики товара требований к значениям показателя "предел прочности при растяжении в пределах должен быть от 470 должен быть ?600 МПа" в отношении товарных позиций, поименованных в документации об аукционе в редакции от 28.03.2018, был предметом рассмотрения Комиссии УФАС в рамках дела N 44-2211/18,в рамках которого Комиссией УФАС были выявлены нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
Из содержания информации, размещенной в ЕИС, следует, что Заказчик, его аукционная комиссия предприняли действия, направленные на исполнение выданного в их адрес предписания и совершили действия, предусмотренные предписанием Комиссии УФАС по делу N 44-2211/18, с учетом мотивировочной части решения по делу.
Таким образом, довод Заявителя не нашёл своего подтверждения.
4. Комиссия УФАС также находит необоснованными доводы Заявителя о том, что Заказчиком нарушен порядок дачи разъяснений положений документации об аукционе.
Согласно ч.ч. 3,4 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3указанной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом в силу ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Таким образом, Закон о контрактной системе устанавливает исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к соответствующему порядку дачи разъяснений положений документации. Закон о контрактной системе не устанавливает требований к объему и полноте информации, содержащейся в разъяснениях.
Из содержания информации, размещенной в ЕИС, следует, что Заказчиком 19.05.2018, 09.06.2018, 18.06.2018 были опубликованы соответствующие разъяснения положений документации, содержание которых не противоречит требованиям ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе. Нарушений сроков размещения разъяснений в ЕИС Комиссией УФАС также не установлено.
Подателем жалобы в нарушение ст. 105 Закона о контрактной системе также не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе, устанавливающих порядок предоставления разъяснений документации об аукционе.
5. На основании изложенного, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушенийзаконодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Торговый Дом "Свобода" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33), п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 июня 2018 г. N 44-3214/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2018