Резолютивная часть решения объявлена 27.06.2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 02.07.2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: Ооржак А.О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,
члены Комиссии:
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Сарыг-оол М.Ю. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы:
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ":
- _, действующая на основании доверенности от 21.06.2018 г.;
- ..., действующая на основании доверенности от 14.11.2017 г.,
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Энергострой":
- ..., действующий на основании доверенности от 26.06.2018 г.;
- _, действующий на основании доверенности от 26.06.2018 г.,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Энергострой" (вх. N 2312 от 21.06.2018 г.) (667901, Республика Тыва, Кызылский район, пгт. Каа-Хем, ул. Пригородная, д. 34) на действия аукционной комиссии электронного аукциона N 0112200000818001747 на строительство объекта "Наружные инженерные сети и благоустройство к жилым домам по ул. Иркутская, г. Кызыл Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта: 39 237 650, 00 рублей и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным и устным доводам подателя жалобы следует, что аукционная комиссия уполномоченного органа при рассмотрении первых частей заявок неправомерно отказала его заявке в допуске к участию в электронном аукционе, по основаниям указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 18.06.2018 г. Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не содержит обозначение слова "около". В соответствии с правилами русского языка значение слова "около" указывает на объект, находящийся рядом, указывает на приблизительное соответствие какой-то величине. Слово "около" не означает "равно".
До заседания Комиссии Тывинского УФАС России по рассмотрению жалобы, от представителя государственного заказчика поступило письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела (вх. N 2422 от 27.06.2018 г.), в связи с не ознакомлением материалов по поступившей жалобе.
Как указывалось ранее, Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения с приложением жалобы ООО "Энергострой" (исх. N 5-1778 от 22.06.2018 г.).
Жалоба ООО "Энергострой" Тывинским УФАС России также размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 22.06.2018 г.
Кроме того, материалы по электронному аукциону N 0112200000818001747 имеются у Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ", поскольку последнее является государственным заказчиком и членами аукционной комиссии выступают работники ГКУ РТ "Госстройзаказ".
Более того, необходимо отметить, что Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14 не предусматривает возможность ознакомления с материалами жалобы.
На основании изложенного, ходатайство представителя государственного заказчика подлежит отклонению.
В свою очередь, представитель государственного заказчика с доводами жалобы не согласилась и пояснила, что аукционная комиссия уполномоченного органа действовала в рамках законодательства о контрактной системе и правомерно отклонила заявку подателя жалобы, по основаниям указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку аукциона в электронной форме N 0112200000818001747 на строительство объекта "Наружные инженерные сети и благоустройство к жилым домам по ул. Иркутская, г. Кызыл Республики Тыва, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
30.05.2018 г. уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0112200000818001747 на строительство объекта "Наружные инженерные сети и благоустройство к жилым домам по ул. Иркутская, г. Кызыл Республики Тыва. Начальная (максимальная) цена контракта: 39 237 650, 00 рублей.
Аукционная документация аукциона в электронной форме N 0112200000818001747 утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок N 803 от 29.05.2018 года.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000818001747 от 18.06.2018 г. на момент окончания срока подачи заявок было подано 2 заявки, отказано в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки под номером 1.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме N 0112200000818001747 от 18.06.2018 г. заявка участника закупки под номером 2 признана аукционной комиссией соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе и документации электронного аукциона.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000818001747 от 18.06.2018 г. заявка участника закупки под номером 1 (ООО "Энергострой") отклонена аукционной комиссией по следующим основаниям: "Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем на основании п.2 ч.4 ст. 67, п. 1 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п.21 информационной карты, ч.2 аукционной документации. В заявке участника аукциона в пункте N10 "электроды" расход вспомогательного материала наплава не соответствует требованиям, аукционной документации (вместо 1,5 кг. указано 1,6 кг.)".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Функциональные, технические и качественные характеристики товаров, используемых при выполнении работ установлены в части 2 Описания объекта закупки аукционной документации.
В позиции 10 части 2 Описания объекта закупки аукционной документации установлены следующие требования к электродам:
10 |
Электроды должны подходить для электродуговой сварки. Наплавленный материал должен обладать прочностью: 420 МПа/ 460 МПа. "Наплавка" может составлять от 8 г/Ач до 10 г/Ач. Размер стержня не должен превышать 400 мм. Электроды диаметром как минимум 4 мм могут иметь длину от 400 мм до 450 мм. Расход: на 1 кг вспомогательного материала может быть около 1,5 кг наплава. |
При этом, Комиссией Тывинского УФАС России в ходе изучения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе N 0112200000818001747 установлено, что заказчиком не определена трактовка слова "около".
В свою очередь, согласно Толковому словарю Ожегова С.И. слово "около" означает "вблизи", "рядом".
Участником закупки под номером 1 в составе первой части своей заявки по указанному выше требованию аукционной документации предлагается электрод с расходом на 1 кг. вспомогательного материала 1, 6 кг. наплава
Поскольку инструкция документации электронного аукциона N 0112200000818001747 не раскрывает значение термина "около", и предложенный участником закупки номер 1 "1,6 кг. наплава" находится приблизительно к значению, установленному заказчиком (около 1, 5 кг наплава), Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что у аукционной комиссии уполномоченного органа отсутствовали основания для отклонения заявки участника закупки под номером 1.
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что действия аукционной комиссии уполномоченного органа, выразившиеся в принятии решения об отказе участнику закупки под номером 1 в допуске к участию в электронном аукционе, по основаниям указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000818001747 от 18.06.2018 г. нарушают положения части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод подателя жалобы о неправомерном отказе его заявке в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок является обоснованным.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
1) Как указано выше, в позиции 10 части 2 Описания объекта закупки аукционной документации установлено требование к электроду, а именно: "Расход: на 1 кг вспомогательного материала может быть около 1,5 кг наплава", в свою очередь инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе N 0112200000818001747 не содержит определение слова "около".
Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе, которая не позволяет участникам закупки сформировать и подать соответствующую заявку на участие в рассматриваемой закупке.
На основании вышеизложенного следует, что уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушены положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части установления в аукционной документации ненадлежащей инструкции по заполнению заявок участников закупки.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2) Проанализировав часть 2 Описание объекта закупки документации аукциона в электронной форме N 0112200000818001747, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что в ряде позиций данного раздела к документации об Аукционе Заказчиком, установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения:
- о физико-механических показателей материалах, применяемых при изготовлении (производстве) товара:
7 |
Кабель силовой |
Прочность изоляции при растяжении до старения, Н/мм2, не менее 12,5. Относительное удлинение изоляции при разрыве после старения, %, не менее 125. |
- о химическом составе материалов:
3 |
Бетон тяжелый |
Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне не должно быть более 3 % по массе.
|
8 |
Грунтовка |
Максимально массовая доля нелетучих веществ должна быть не более 60%. |
Указанные выше примеры не являются исчерпывающими.
Таким образом, анализ аукционной документации вышеуказанных редакций позволяет сделать вывод, что описание материалов (в частности, позиции 7, 3, 8), используемых при выполнении работ содержат требований к физио-механическим, химическим показателям таких материалов. При этом, исходя из технических регламентов (стандартов) (ГОСТ 16442-80, ГОСТ 26633, ГОСТ 25129-82) следует, что указанные требования применяются при изготовлении, испытании материалов.
Комиссия Тывинского УФАС России считает, что государственный заказчик в силу норм действующего законодательства вправе предъявлять в аукционной документации требования к техническим характеристикам самого товара, а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество. Предъявление требований к компонентам товаров является избыточным и как следствие, нарушает положения Закона о контрактной системе, предусматривающих установление требований к самим товарам, а не к их компонентам.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, установление в документации о закупке требований к физико-механическим, химическим и иным показателям, которые определяются по результатам проведения испытаний предприятием-изготовителем, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе.
На основании вышеизложенного следует, что государственным заказчиком - Государственным казенным учреждением Республики Тыва "Госстройзаказ" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части описания объекта закупки, носящего необъективный характер.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Энергострой" обоснованной.
2. Установить в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного отказа в допуске к участию в электронном аукционе N 0112200000818001747 заявки участника закупки под номером 1 (ООО "Энергострой") по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 18.06.2018 г;
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить:
3.1. в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в аукционной документации ненадлежащей инструкции по заполнению заявок участников закупки.
3.2. в действиях государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части описания объекта закупки, носящего необъективный характер.
4. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, государственному заказчику - Государственному казенному учреждению Республики Тыва "Госстройзаказ", оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы N 05-05-06/142-18 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Председательствующий Комиссии |
А.О. Ооржак |
|
|
Члены Комиссии |
А.В. Саин
М.Ю. Сарыг-оол |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 27 июня 2018 г. N 05-05-06/142-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2018