Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "ВНИИС" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке и подготовка к утверждению стандартов в области технических средств для инвалидов по программе совершенствования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, а также планов их внедрения (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100009218000072) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в порядке оценки Конкурсной документации по показателю "Деловая репутация участника закупки" критерия "Квалификация участников закупки".
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 20.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 720 900 рублей;
4) срок окончания подачи заявок - 05.07.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Деловая репутация участника закупки" критерия "Квалификация участников закупки", а именно положение о том, что Заявке участника присваивается 0 баллов, если за последние 3 года, в отношении выполненных государственных контрактов и договоров, заключенных между участником закупки и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, данному участнику направлялся акт о выявленных недостатках и необходимых доработках по исполнению государственного контракта, не соответствует цели выявления лучших условий выполнения работ.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
Пунктом 50 информационной карты Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена государственного контракта - значимость критерия 60 %;
2) Качественные характеристики работы (услуги) (далее - Критерий N 1) - значимость критерия 10 %;
3) Квалификация участников закупки (далее - Критерий N 2) - значимость критерия 30 %.
Критерий N 2 порядка оценки заявок на участие в Конкурсе содержит, в том числе, показатель "Деловая репутация участника закупки" (далее - Показатель N 2), в рамках которого установлен следующий порядок оценки заявок: "По данному показателю оценивается опыт успешной работы участника конкурса с федеральными, региональными органами власти, предприятиями промышленности, союзами и объединениями, функционирующими в области разработки и подготовки к утверждению стандартов за последние 5 лет (информация подтверждается копиями дипломов, благодарностей, официальных отзывов).
Лучшим условием по данному показателю является наибольшее суммарное количество представленных подтверждающих документов на выполнение работ сопоставимого характера с предметом закупки.
Заявке участника присваивается 0 баллов по показателю 3.3 критерия 3, если за последние 3 года, в отношении выполненных государственных контрактов и договоров, заключенных между участником закупки и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, данному участнику направлялся акт о выявленных недостатках и необходимых доработках по исполнению государственного контракта".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что установление в Конкурсной документации указанного порядка оценки связано с потребностью Заказчика и способствует выявлению лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, документов и сведений, подтверждающих, обоснованность довода, на основании чего довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с Конкурсной документацией Критерий N 1 содержит показатель "Качество работы в части соответствия предлагаемого содержания выполнения работы, требованиям, установленным Заказчиком", содержащий следующий порядок оценки заявок:
"Лучшим условием исполнения контракта по показателю 2.1 признается более высокая степень оптимальности и обоснованности выбранных вариантов решения задач и способов выполнения работы с точки зрения достижения наилучшего результата:
- предложение по выбранным вариантам решения задач и способам выполнения работы соответствует техническим требованиям на выполнение работ, но не обоснована его оптимальность с точки зрения достижения наилучшего результата, недостаточно подробно и детально описаны ожидаемые результаты выполнения работ - 10 баллов;
- предложение по выбранным вариантам решения задач и способам выполнения работы соответствует техническим требованиям на выполнение работ, но его оптимальность с точки зрения достижения наилучшего результата описана частично, ожидаемые результаты выполнения работ описаны детально и в полном объеме (считается, что оптимальность с точки зрения достижения наилучшего результата описана частично в случае, если предложение по выбранным вариантам решения задач и способам выполнения работы содержит предложения только по определенной части качественных, функциональных и технических характеристик работ, а в отношении иных качественных, функциональных и технических характеристик работ соответствующие предложения не представлены; считается, что ожидаемые результаты выполнения работ описаны детально и в полном объеме в случае, если ожидаемые результаты выполнения работ описаны наиболее детально и подробно в сравнении с иными предложениями участников закупки) - 25 баллов;
- предложение по выбранным вариантам решения задач и способам выполнения работы соответствует техническим требованиям на выполнение работ, его оптимальность с точки зрения достижения наилучшего результата полностью и подробно описана, ожидаемые результаты выполнения работ описаны детально и в полном объеме (считается, что оптимальность с точки зрения достижения наилучшего результата полностью и подробно описана в случае, если предложение по выбранным вариантам решения задач и способам выполнения работы содержит предложения в отношении всех качественных, функциональных и технических характеристик работ; считается, что ожидаемые результаты выполнения работ описаны детально и в полном объеме в случае, если ожидаемые результаты выполнения работ описаны наиболее детально и подробно в сравнении с иными предложениями участников закупки) - 50 баллов".
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с тем, что Конкурсная документация не содержит описание определений оптимального выбора вариантов решения задач и выполнения работы, достижения наилучшего результата, а также подробного и детального описания ожидаемых результатов выполнения работ, что не позволяет определить сведения, подлежащие оценке Конкурсной комиссией.
Согласно положениям Конкурсной документации, Критерий N 2 порядка оценки заявки на участие в конкурсе содержит, в том числе, показатель "Опыт участника закупки по разработке национальных и межгосударственных стандартов" (далее - Показатель N 2), в рамках которого установлен следующий порядок оценки заявок: "Заявки на участие в конкурсе будут оцениваться по суммарному количеству выполненных участником конкурса работ по национальной стандартизации в области управления качеством, в области систем менеджмента качества, в области оценки соответствия, сопоставимого характера, за последние 5 лет.
Подтверждением опыта выполнения работ служит информация из заявки участника конкурса (информация подтверждается копиями государственных контрактов, договоров и актов сдачи-приемки работ, в том числе, дочерних организаций участника конкурса).
Лучшим условием по данному показателю является наибольшее суммарное количество заключенных государственных контрактов, договоров на выполнение работ (оказание услуг) по национальной стандартизации в области управления качеством, исследований в области, менеджмента качества, работам (услугам) по сертификации систем менеджмента и исследований в области оценки соответствия, подтвержденных соответствующими актами сдачи-приемки работ, при условии, что цена заключенного государственного контракта, договора составляет не менее 50% от начальной (максимальной) стоимости Лота 2.4.6.
Следовательно, в Лоте 2.4.6. будут засчитаны государственные контракты и договора, по указанной тематике, стоимостью не менее 8 600 000,00 (Восьми миллионов шестисот тысяч) рублей 00 копеек".
Ознакомившись с положениями Конкурсной документации, в том числе порядком оценки по Показателю N 2 Критерия N 2 и формой 4.4, в соответствии с которой участники закупки представляют сведения по указанным показателям, Комиссия приходит к выводу о том, что из указанных положений Конкурсной документации не представляется возможным однозначно прийти к выводу о том, какими именно документами подтверждаются представленные в составе заявки сведения, а именно в порядке оценки заявок отсутствует указание на представление документов, подтверждающих тематику работ, а содержится лишь в форме 4.4, при этом не установлено какие именно договоры относятся к тематике работ.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ВНИИС" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 04.07.2018 по делу N 18/44/105/789 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 июля 2018 г. N 18/44/105/789
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2018