Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 16631-ЭП/18 от 29.06.2018) на действия Уполномоченного органа, Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2018-2020 гг(извещение номер 0172200000718000076) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 22.06.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0172200000718000076. Начальная (максимальная) цена контракта - 38 124880, 08 рублей.
В жалобе ООО "Вкус" указывает на неправомерные действия Уполномоченного органа, Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении дополнительного требования к участникам закупки, которое ограничивает количество участников закупки. Также Заявитель полагает, что установленный порядок оценки по критерию "Квалификация участников закупки" ограничивает количество участников закупки.
ПредставителиУполномоченного органане согласились с доводами жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 56 Закона о контрактной системе, под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедшихпредквалификационный отбор.
В силу ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения указанного Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных указанной статьей.
Согласно ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе, в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 указанного Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В силу ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 указанной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99) утвержден перечень случаев, при которых к участникам закупки предъявляются дополнительные требования.
Согласно Приложению N 2 к вышеуказанному постановлению, оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей требует наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Уполномоченным органом, Заказчиком в составе документации установлены дополнительные требования к участникам закупки следующим образом:
"наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс".
Соответственно, Уполномоченным органом, Заказчиком изменен критерий предквалификационного отбора, что ограничивает круг участников закупки наличием ранее исполненного контракта только по оказанию услуг общественного питания вопреки вышеуказанным положениям, что приводит к преимущественным условиям для определенных участников рынка, следовательно, положение п. 6 Приложения N 2 Постановления Правительства N 99 не может подлежать подобному ограничительному применению.
Таким образом, в действиях Уполномоченного органа, Заказчика установлены нарушения ч. 4 ст. 31 и ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе, выразившиеся в не установлении дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
2. В остальной части жалобы, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя не обоснованными по следующим основаниям.
Так,в жалобе Заявитель указывает на то, что установленный в качестве критерия оценки заявок показатель "Обеспеченность участника конкурса оборудованием и другими материальными ресурсами" не связан с предметом рассматриваемой закупки.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Разделе 11 части II "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации содержатся установленные Уполномоченным органом, Заказчиком критерии оценки заявок и порядок рассмотрения и оценки заявок.
Так, оценка по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки" устанавливаются следующие показатели:
1. Деловая репутация участника конкурса: наличие у участника конкурса положительных отзывов за надлежащее исполнение контрактов, договоров на оказание услуг по организации питания, благодарственных писем, грамот.
2. Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами: наличие у участника конкурса необходимого количества квалифицированного персонала в области технологии приготовления питания, имеющего личные медицинские книжки.
3. Обеспеченность участника конкурса оборудованием и другими материальными ресурсами: наличие у участника конкурса испытательной (аналитической) лаборатории с бактериологическим отделением.
Для расчета рейтинга заявки (предложения) по критерию оценки баллы, присуждаемые этой заявке, умножаются на соответствующую указанному критерию значимость.
В рамках показателя "Обеспеченность участника конкурса оборудованием и другими материальными ресурсами: наличие у участника конкурса испытательной (аналитической) лаборатории с бактериологическим отделением" оценивается наличие у участника конкурса собственной или арендованной испытательной (аналитической) лаборатории с бактериологическим отделением.
Присвоение баллов по показателю осуществляется в следующем порядке:
0 баллов - отсутствие испытательной (аналитической) лаборатории с бактериологическим отделением,
100 баллов - наличие собственной или арендованной испытательной (аналитической) лаборатории с бактериологическим отделением,
Наличие у участника закупки собственной или арендованной испытательной (аналитической) лаборатории с бактериологическим отделением подтверждается копией свидетельства об аттестации испытательной (аналитической) лаборатории, копией лицензии с указанием в ней следующих видов деятельности: деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, копией договора аренды оборудования испытательной (аналитической) лаборатории (в случае нахождения её в аренде).
Комиссия УФАС отмечает, что Уполномоченный орган, Заказчик наделены правом самостоятельно устанавливать критерии оценки заявок на участи в конкурсе, а также их содержание. При этом устанавливаемый порядок оценки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым Законом о контрактной системе, который не устанавливает специальных ограничений к порядку определения критерия "Квалификация участников конкурса". Так, Закон о контрактной системе не устанавливает требования о том, что предмет закупки и показатель оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки" должны относиться к одному и тому же виду деятельности.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении Уполномоченным органом, Заказчиком требований Закона о контрактной системе при формировании порядка оценки заявок по показателю "Обеспеченность участника конкурса оборудованием и другими материальными ресурсами".
Кроме того, из содержания документации следует, что не представление документов, подтверждающих наличие у участника закупки собственной или арендованной испытательной (аналитической) лаборатории с бактериологическим отделением, не является основанием для отклонения заявки. Таким образом, отсутствие соответствующих ресурсов не препятствует участникам закупки приять участие в рассматриваемом конкурсе и конкурировать между собой по остальным показателям.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленный в документации порядок оценки заявок не противоречит требованиям Закона о контрактной системе. Доказательств обратного Заявителем в нарушение ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено.
3. Выявленные в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вкус" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения ч. 4 ст. 31, ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Уполномоченного органа, Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Среднеохтинский пр., д. 50,
Санкт-Петербург, 195027
ГБОУ Лицей N 533 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
пер. Перевозный, д. 19, лит. А,
Санкт-Петербург, 195112
ООО "Вкус"
Морская наб., д. 17/1/253,
Санкт-Петербург, 199226
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-3304/18
06.07.2018 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) на основании своего решения по делу N 44-3304/18о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Уполномоченному органу - Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга,Заказчику - ГБОУ Лицей N 533 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, конкурсной комиссии устранить нарушения ч. 4 ст. 31, ч. 4 ст. 56 Законао контрактной системеи с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0172200000718000076 (при наличии);
- внести изменения в конкурсную документацию, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в конкурсес номером извещения 0172200000718000076 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0172200000718000076 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Уполномоченному органу, Заказчику, конкурсной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 31.08.2018.
3. Уполномоченному органу, Заказчику вернуть участникам закупки, подавшим заявки на участие в конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.
Примечание.В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 июля 2018 г. N 44-3304/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2018