Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
_____. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
_____. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
_____. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Производственно-Строительный Дизайн Центр - Сфера" (далее - Заявитель, Общество) на действия БУЗОО "Тевризская ЦРБ" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки "Поставка установки для производства нейтрального анолита" путем проведения запроса котировок (извещение N 0352300041118000059) (далее - запрос котировок),
в отсутствие представителей Заявителя и Заказчика, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 5768 от 28.06.2018) жалоба Заявителя на действия Заказчика, нарушающие, по мнению Общества, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) при установлении неправомерных требований в извещении о проведении запроса котировок.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-5601 от 29.06.2018) Заказчиком были представлены возражения на жалобу Заявителя и материалы закупки (вх. N 5942 от 04.07.2018), из которых следует, что 22.06.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) было размещено извещение о проведении запроса котировок с начальной (максимальной) ценой контракта 66000 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 02.07.2018 поступила единственная заявка ООО "СЭЛ" с предложенной ценой 55000 рублей, которая признана соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
3. В результате рассмотрения жалобы Заявителя, представленных материалов и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), пункте 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), пунктах 9 - 11 статьи 42 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
3.1.1. В Приложении N 1 "Заказ на поставку товара" к извещению о проведения запроса котировок содержится следующее требование:
"Инструкция по применению раствора согласованная аккредитованным научным институтом Роспотребнадзора (Согласно Приказу Минздрава РФ от 10 ноября 2002 г. N 344)".
В жалобе Заявителя в отношении данного условия указано следующее:
"- Нет в технической документации обоснования о необходимости использования именно такой инструкции (например, есть инструкции и методические указания по применению раствора, у которые утверждены самим Роспотребнадзором).
- В Аукционной документации нет ссылки на перечень аккредитованных в установленном порядке организаций, экспертов для проведения экспертизы дезинфекционных средств, согласно Приказу Минздрава РФ от 10 ноября 2002 г., таким образом ссылаться на приказ без перечня незаконно, поскольку в приказе речь идет о составлении такого перечня в будущем. Более того Заявитель при поиске в сети Интернет такой перечень не обнаружил.
- Не отражена позиция Заказчика почему для применения дезинфекционного раствора не подходят инструкции согласованные аккредитованным научным институтом Роспотребнадзора 2010 года или 2009 года., тем более если ссылаются на приказ Минздрава РФ от 2002 г.".
Заказчиком представлены следующие возражения:
"Изучив рынок подобного оборудования и инструкции по применению раствора, вырабатываемого на подобном оборудовании, нами было выяснено, что именно после 2011 года большая часть производителей получили новые инструкции по применению раствора. В этих инструкциях значительно расширена сфера применения раствора, увеличены сроки годности, сокращено время экспозиции и улучшены многие другие параметры.
В свободном доступе или обратившись к другим производителям аналогичного оборудования можно получить и изучить методические рекомендации или инструкции по применению аналогичного дезинфицирующего раствора, утверждённые руководителями фирм-производнтелей, согласованные аккредитованными научными институтами, которые подконтрольны Роспотребнадзору, полученные после 2011 года включительно. На основании этих методических рекомендаций или инструкций на эти дезинфицирующие растворы получены свидетельства о государственной регистрации, выданные Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором), именно поэтому указана ссылка на приказ Минздрава РФ, так как незарегистрированный дезинфицирующий раствор применять нельзя, а зарегистрировать его можно только в том числе при наличии инструкций. При составлении технического задания нами был внимательно изучен рынок подобного оборудования, у нескольких производителей подобного оборудования (например марки КАРАТ, СТЭЛ и РАСКАТ), получены методические рекомендации или инструкции после 2011 года включительно.
Заявитель ООО "Производственно-Строительный Дизайн Центр - Сфера" указывает на своём сайте raskat36.ru, что они реализуют и производят установки "РАСКАТ". По данным реестра Роспотребнадзора Дезинфицирующий раствор, получаемый на установках РАСКАТ обладает инструкциями по применению от 2012 года, которые утверждены генеральным директором ООО "МК Ольга" (один из учредителей Заявителя) и согласованы аккредитованным научным институтом, а именно НИИ Дезинфектологии Роспотребнадзора. И совершенно непонятно, как данный пункт технического задания ограничивает заявителя".
Формирование документации о закупке, в том числе технического задания и проекта контракта, осуществляется заказчиком самостоятельно с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и положений гражданского законодательства Российской Федерации, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, при условии, что такие требования не ограничивают количество участников закупки.
Вместе с тем такие требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки, в частности не допускается установление требований и характеристик к товару, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
При этом наличие либо отсутствие признаков нарушения Федерального закона о контрактной системе, в том числе при описании объекта закупки возможно установить при рассмотрении конкретной закупки, исходя из положений документации о закупке, технического задания и всех обстоятельств дела.
С учетом изложенного, Комиссия считает, что Федеральный закон о контрактной системе не запрещает описывать в документации о закупке, в том числе функциональные и качественные требования к дезинфицирующему раствору, который синтезируется на установке, с учетом целей использования такого раствора заказчиком.
Данная позиция изложена в письме Федеральной антимонопольной службы от 26.03.2018 N РП/20309/18.
В силу части 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение данной нормы жалоба заявителя не содержала документальных доказательств обоснованности указанного довода, в связи с чем Комиссия признала довод жалобы необоснованным.
3.1.2. Также в пункте 18 Приложения N 1 "Заказ на поставку товара" к извещению о проведения запроса котировок, в том числе установлено требование:
"Потенциальная опасность: класс потенциального риска: низкий по ГОСТ 31508-2012".
Заявителем в жалобе указано:
"Согласно п. 4.3.1 этого ГОСТа класс медицинского изделия указывает заявитель при представлении в уполномоченную организацию государства заявки и документов на регистрацию МИ (медицинское изделие), п.4.3.2 для вновь разрабатываемых МИ класс в зависимости от риска их применения указывают в проекте технических условий. В соответствии с Приказом N4н от 06.06.2012 г. Приложение N2 Минздрава России - по номенклатурной классификации в зависимости от потенциального риска применения медицинского изделия подразделяются на четыре класса, которые имеют обозначения: 1, 2а, 26, и 3. Оборудование с классом потенциального риска от 1 до 3 разрешено к применению Минздравом России.
В настоящее время оборудование для электрохимического синтеза растворов выпускается целым рядом производителей, и имеет несколько наименований, но только один из изготовителей ООО "СЭЛ" зарегистрировал класс потенциального риска низкий или 1 на свою установку марки "КАРАТ", когда у всех остальных класс потенциального риска 2 а. Кроме того в документации Заказчика нет документального обоснования для выбора "Класс потенциального риска низкий по ГОСТ 31508-2012". О необходимости подтверждения такого обоснования говорится и в решении по делу N 9-03-2/2016 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок ФАС по Рязанской области от 15.01.2016 г. (приложение N1).
Надо также отметить, что в соответствии с ГОСГ 31508-2012 (Приложение "Ориентировочная классификация медицинских изделий по степени риска применения") в перечень класса 1 этот вид оборудования не входит. (Приложение N2.)".
Заказчиком приведены следующие возражения в отношении данного довода:
"Класс потенциального риска распространяется абсолютно на все медицинские изделия согласно ГОСТ 31508-2012 и применяется при регистрации абсолютно всех медицинских изделий, а также указывается в регистрационном удостоверении. Регистрационное удостоверение является обязательным документом для медицинского изделия.
Так как предмет закупки является медицинским изделием (оборудованием, техникой), то к нему применимо требование о соответствии ГОСТ 31508-2012. Для обеспечения нужд учреждения закупается медицинское изделие с наименьшим классом потенциального риска его применения.
При составлении технического задания нами был внимательно изучен рынок подобного оборудования, у нескольких производителей подобного оборудования в регистрационном удостоверении указан низкий класс потенциального риска (например марки КАРАТ и СТЭЛ). Вся информация есть на сайте Росздравнадзора. Судя по всему, Росздравнадзор посчитал, что данное оборудование возможно отнести к классу потенциального риска 1 (низкий)".
В соответствии с ГОСТ 31508-2012 все медицинские изделия подразделяются в зависимости от степени потенциального риска их применения в медицинских целях на четыре класса. Классы имеют обозначения: 1, 2а, 26, 3. Степень потенциального риска применения возрастает в указанном порядке перечисления классов. Класс 1 - это медицинские изделия с наиболее низкой степенью риска.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик разрабатывает техническое задание документации о закупке и устанавливает технические характеристики объекта закупки в соответствии со своими потребностями.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Федерального закона о контрактной системе в части установления требований к закупаемой медицинской установке, в связи с чем признает довод жалобы необоснованным.
3.1.3. В жалобе Заявителя содержится следующий довод:
"Не указан срок поставки оборудования. В аукционной документации отсутствует срок в течение которого необходимо поставить оборудование. Тем самым Поставщику трудно определить свои возможности для участия в запросе котировок".
В извещении о проведении запроса котировок, размещенном на официальном сайте ЕИС с помощью программно-аппаратных средств, в разделе "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" указано: "в соответствии с документацией, один раз в год".
В пункте 5 "Сроки (график) оказания услуг" извещения о проведении запроса котировок (прикрепленный файл) указано: "В соответствии с пунктами 5, 6 Приложения N 1 к извещению о проведении запроса котировок".
Вместе с тем в пунктах 5 и 6 Приложения N 1 к извещению о проведении запроса котировок, а также в иных пунктах извещения указанная информация отсутствует, о чем обоснованно указано в жалобе Заявителя.
3.2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 73 Федерального закона о контрактной системы в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок.
В соответствии с частью 3 статьи 73 Федерального закона о контрактной системы заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника запроса котировок, банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта, предложение о цене каждого наименования поставляемого товара в случае осуществления закупки товара;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона в случае, если участник запроса котировок заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в запросе котировок документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
7) декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 4 статьи 73 Федерального закона о контрактной системы требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.
В нарушение вышеуказанных норм в пункте 15 "Содержание заявки на участие в запросе котировок, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 Федерального закона" извещения о проведении запроса котировок установлены следующие требования:
"Заявка на участие в запросе котировок должна содержать следующую информацию:
2) цену услуги;
(при том, что объектом закупки является поставка товара);
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 - 30 Федерального закона, или копии таких документов - не требуются;
(тогда как пунктом 3 части 3 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено предоставление документов или их копий в соответствии со статьями 28 и 29).
5) декларация о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона - требуется.
(при этом в извещении о проведении запроса котировок не содержится указания на то, что при осуществлении закупки установлены преимущества и ограничения субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям);
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 Федерального закона, либо заверенные копии данных документов:
1. Регистрационное удостоверение на оборудование. (Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий")
2. Декларация о соответствии на оборудование. (Согласно Постановлению Правительства РФ от 13 ноября 2010 г. N 906) п.50 ст.9450 Оборудование медицинское.
3. Свидетельство о государственной регистрации раствора. (Согласно Приказу Минздрава РФ от 10 ноября 2002 г. N 344 "О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей")
4. Лицензия на осуществление деятельности по производству (поставщик прикладывает лицензию производителя) и техническому обслуживанию медицинской техники (если требуется: монтаж и наладка медицинской техники). (Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники" Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники".
(статьей 14 Федерального закона о контрактной системе предусмотрены запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок, а также условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, при этом представление вышеуказанных документов не предусмотрено нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, а также частью 3 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе).
Кроме того, в нарушение пункта 1 части 3 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе Заказчиком не установлено требование о том, что заявка должна содержать наименование и характеристики поставляемого товара.
Приложением N 2 "Заявка на участие в запросе котировок" также установлены не предусмотренные Федеральным законом о контрактной системе требования:
1) "Цена услуги включает в себя все расходы Исполнителя, связанные с оказанием услуг в соответствии с установленными требованиями Заказчика.
Настоящим подтверждаем, что на день подачи заявки на участие в запросе котировок в отношении участника закупки отсутствует информация в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки".
2) формой заявки установлено, что участник закупки должен указать банковские реквизиты -"Банковские реквизиты3".
При этом в силу абзаца первого части 3 статьи 73 Федерального закона о контрактной системы заявка должна содержать сведения о банковских реквизитах.
В нарушение указанной нормы под сноской "3" в форме заявки установлено следующее:
"3 Указание данных сведений не является обязательным".
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Производственно-Строительный Дизайн Центр - Сфера" на действия БУЗОО "Тевризская ЦРБ" при осуществлении закупки "Поставка установки для производства нейтрального анолита" путем проведения запроса котировок (извещение N 0352300041118000059) в части неустановления в извещении о проведении запроса котировок срока поставки товара.
2. Признать в действиях БУЗОО "Тевризская ЦРБ" нарушение частей 3 и 4 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, абзаца первого, пунктов 1, 2, 3 и 5 части 3, части 4 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать БУЗОО "Тевризская ЦРБ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства о контрактной системе передать материалы закупки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 5 июля 2018 г. N 03-10.1/211-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2018