Резолютивная часть решения оглашена 25.06.2018
В полном объеме решение изготовлено 28.06.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО НИИ "Земля и город", в присутствии:
- представителя Администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области Ольховской О.С., действующего на основании доверенности от 35/18 от 19.06.2018,
- представителя Администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области Биглера П.А., действующего на основании доверенности от 39/18 от 22.06.2018,в
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 18.06.2018 подана жалоба ООО НИИ "Земля и город" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на корректировку схемы территориального планирования Октябрьского муниципального района Челябинской области (извещение N 0169300040418000081) (далее - конкурс).
Извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте 29.05.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 131 000 рублей 00 копеек.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 19.06.2018 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы ООО НИИ "Земля и город" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком неправомерно установлены критерии оценки заявок на участие в закупке, так как предметом закупки не является произведение градостроительства, при этом объект закупки не содержит развернутое описание внешнего облика муниципального района и компактного размещения и взаимосвязи территориальных зон, что не позволяет отнести предмет закупки к произведению градостроительства.
Кроме того, заявитель указывает на то, что в ходе выполнения работ не передаются сведения, составляющие государственную тайну, в связи с чем лицензия на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, установлена неправомерно.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.
В документации о закупке правомерно установлены критерии оценки заявок в соотношении: ценовой критерий - 0%, нестоимостной критерий - 100%, так как предметом закупки является произведение градостроительства, включая описание внешнего и внутреннего облика объекта, его пространственную, планировочную и функциональную организацию, зафиксированную в виде схем или макетов либо описанную иным способом.
Кроме того, при выполнении работ заказчиком будут передаваться сведения, составляющие государственную тайну, о чем указано в государственном контракте, так в ходе исполнения контракта заказчиком будут передаваться картографические материалы, которые в силу Приказа Минэкономразвития России от 25.07.2014 N 456-дсп являются секретными.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В Приложении к Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Приложение к Правилам) установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок в зависимости от специфики товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки.
В пункте 3 Приложения к Правилам указано, что в случае, если предметом закупки является создание произведений литературы и искусства в отношении объектов, указанных в части 7 статьи 32 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", то предельные величины значимости критериев устанавливаются следующим образом: минимальная значимость стоимостного критерия - 0%, максимальная значимость нестоимостного критерия - 100%.
При этом, пунктом 8 части 7 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к произведениям литературы и искусства относятся произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации).
С учетом изложенного, в случае, если описание объекта закупки включает в себя выполнение работ по созданию произведений архитектуры, градостроительства, в том числе описание внешнего и внутреннего облика объекта, его пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированной в виде схем или макетов либо описанной иным способом, то заказчик устанавливает критерии оценки заявок с учетом предельных значений, указанных в пункте 3 Приложения к Правилам.
Как следует из извещения и документации о закупке предметом закупки является корректировка схемы территориального планирования Октябрьского муниципального района Челябинской области.
В техническом задании документации о закупке (Приложение N 1) указано, что предметом работы является создание произведения градостроительства, включающего:
1) внешний и внутренний облик Октябрьского муниципального района, где под внешним обликом подразумевается планировочный каркас, формирующий сбалансированную систему расселения муниципального района и поселений, а под внутренним обликом - совокупность функциональных зон поселений и объектов, обеспечивающих устойчивое развитие муниципального района;
2) описание пространственной, планировочной, и функциональной организации Октябрьского муниципального района, зафиксированное в виде схем и иным способом и формализованное в виде градостроительной документации:
- компактное размещение и взаимосвязь территориальных зон, с учетом их допустимой совместимости;
- зонирование и структурное членение территории в увязке с системой общественных центров, транспортной инженерной инфраструктурой;
- эффективное использование территорий в зависимости от ее градостроительной ценности, допустимой плотности застройки, размеров земельных участков;
- комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, историко-культурных, этнографических и других местных особенно-стей;
- эффективное функционирование и развитие систем жизнеобеспечения, экономию топ-ливно-энергетических и водных ресурсов;
- охрану окружающей среды, памятников истории и культуры;
- охрану недр и рациональное использование природных ресурсов;
- условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транс-портной и инженерной инфраструктуры в соответствии с требованиями нормативных документов.
В пункте 1.4 проекта контракта также указано, что результатом выполненной работы по контракту является произведение градостроительства в виде градостроительной документации.
При этом, из пункта 5.13 проекта контракта также следует, что схема территориального планирования (результат выполнения работ) переходит заказчику на праве интеллектуальной собственности (исключительные права), при этом частью 1 статьи 1259 ГК РФ предусмотрено, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, а именно: произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов.
Таким образом, из описания объекта закупки следует, что заказчик включает в качестве деятельности по созданию произведений градостроительства описание внешнего и внутреннего облика объекта, а также его пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированных в виде схем и иным способом и формализованное в виде градостроительной документации.
При этом, в техническом задании детально раскрыто, что представляет собой как внутренний и внешний облик объекта, так и его пространственная, планировочная и функциональная организация.
Следует отметить, что заявителем также не представлены доказательства того, какие именно сведения не раскрыты заказчиком при указании в техническом задании на планировочный каркас населения и компактное размещение и взаимосвязь территориальных зон, с учетом их допустимой совместимости, в том числе не приведено нормативное обоснование несоответствия документации о закупки требованиям действующего законодательства.
Как следует из Приложения N 1 к информационной карте заказчиком установлены два критерия оценки заявок на участие в конкурсе: цена контракта - 0%, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 100%, что с учетом описания предмета закупки соответствует пункту 8 части 7 статьи 32, пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пункту 3 Приложения к Правилам.
2. Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50, подпунктом г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в конкурсной документации должны содержаться требования к документам, подтверждающим соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и извещении о проведении закупки, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона о коантрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Правоотношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентируются Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне).
Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
В соответствии с абзацем 1 статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Как следует из статьи 2 Закона о государственной тайне доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, предоставляет собой санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
Таким образом, лицензия на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности требуется только при необходимости доступа лиц к указанным сведениям, выраженного в непосредственном использовании (ознакомлении) с ними в ходе исполнения услуг (работ), являющихся предметом закупки.
Из пункта 2.4.2 проекта контракта следует, что муниципальный заказчик обязуется передать исполнителю с разрешения Министерства экономического развития Российской Федерации сведения, составляющие государственную тайну, подпадающие под действие пунктов 5.2.3., 5.2.7. Перечня сведений, подлежащих засекречиванию Министерством экономического развития Российской Федерации" от 27.02.2017 г. N 1 с/МО, в объеме, необходимом для выполнения работ по настоящему муниципальному контракту.
В пункте 2.4.3 проекта контракта также указан порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну, в случае досрочного расторжения контракта.
Таким образом, в ходе выполнения работ по корректировке схемы территориального планирования Октябрьского муниципального района Челябинской области подрядчик будет неизбежно знакомиться со сведениями, составляющими государственную тайну, что требует от участника закупки наличия лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности.
С учетом изложенного, в подпункте г пункта 8.2.1 конкурсной документации, пункте 19 информационной карты документации о закупке установленное требование к участнику закупки и к составу заявки на участие в конкурсе о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной ФСБ России, соответствует условиям исполнения контракта, согласно которым заказчиком в ходе исполнения контракта передаются сведения, составляющие государственную тайну, что отвечает требованиям пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, пункту 4 части 1 статьи 50, подпункту г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО НИИ "Земля и город" на действия заказчика необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.С. Урванцева
И.О.Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 июля 2018 г. N 417-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2018