Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу РОО общественная организация "СТОПкартель" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку материалов для производства асфальтобетонных, бетонных смесей и битумной эмульсии для нужд ГБУ "Автомобильные дороги" (номер извещения - 0173200001418000812) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединено осуществление поставки товаров, технологически и функционально не связанных друг с другом, получение (добыча) части из которых требует лицензирования;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены сокращенные сроки поставки товаров;
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в Аукционе сведений о результатах испытаний товаров, а также способов их нанесения.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 04.07.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 328 585 040, 01 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 20.07.2018.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, объединившими в один объект закупки осуществление поставки товаров, технологически и функционально не связанных друг с другом, получение (добыча) части из которых требует лицензирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, учитывая положения статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в документации о закупке самостоятельно формирует объект закупки, исходя из своих потребностей.
При этом, в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в рамках Аукциона осуществляется поставка функционально связанных товаров, обеспечивающих непрерывность и единство технологического процесса производства смесей, применяемых для последующего выполнения работ по ремонту и содержанию объектов дорожного хозяйства и автомобильных дорог. Все поставляемые согласно объекту закупки материалы являются компонентами смесей, производимыми Заказчиком.
Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с положениями документации об Аукционе в рамках исполнения государственного контракта не требуется осуществление добычи материалов, а необходимо обеспечить поставку товаров.
При этом, документацией об Аукционе не установлено требование о наличии лицензии у участников закупки для товаров, являющихся объектом закупки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя о неправомерном объединении товаров, являющихся предметом Аукциона, не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены сокращенные сроки поставки товаров.
Пунктом 11 Технического задания документации об Аукционе установлены следующие сроки поставки товаров: "в течение 6-ти часов с момента получения Поставщиком письменной заявки Заказчика", "в течение 24-х часов с момента получения Поставщиком письменной заявки Заказчика".
В отношении вышеуказанных сроков поставки товаров представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указанные сроки обусловлены производственной необходимостью обеспечения непрерывности технологического процесса.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя о об установлении Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе сокращенных сроков поставки товаров, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров, а также способов их нанесения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 17.1 Информационной карты документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе: "1.Согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки) 2. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара (работы, услуги), на поставку (выполнение, оказание) которого(-ой) заключается контракт".
При этом, пунктом 17.1 Информационной карты к участникам закупки не предъявляется требование о предоставлении сведений о конкретных показателях товаров.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к товарам установлены в Техническом задании документации об Аукционе в целях обеспечения поставки наиболее качественного материала для последующего производства асфальтобетонных и бетонных смесей, обеспечивающих увеличенный срок службы дорожных покрытий.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика отметил, что документация об Аукционе прошла согласование межведомственной рабочей группы, а также 1-й этап общественного обсуждения, предусмотренный положениями статьи 20 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, довод Заявителя о неправомерных действиях Заказчика, выразившихся в установлении в документации об Аукционе требования о предоставлении сведений о результатах испытаний, не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной систем документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Вместе с тем, Приложением N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено следующее: "В первой части заявки Участник закупки предоставляет сведения о стране происхождения товаров".
При этом, документацией об Аукционе в отношении товаров, требуемых к поставке, не установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе требование к участникам закупки о предоставлении в первой части заявки сведений о стране происхождения товаров, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2. статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 1 статьи 36 Закона о контактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона о контрактной системе по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 23.4 Информационной карты документации об Аукционе заказчик вправе принять решение об отказе в проведении Аукциона за три дня до даты окончания подачи заявок.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно увеличен срок, предусмотренный для отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 36 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу РОО общественная организация "СТОПкартель" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 36, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 11.07.2018 по делу N 18/44/105/846 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 июля 2018 г. N 18/44/105/846
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2018