Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБПОУ "Ижорский политехнический лицей"(далее - Заказчик):
АО "Артис-Детское питание" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 17224/18 от 05.07.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услугпо организации питания в СПб ГБП ОУ "Ижорский политехнический лицей" в 2018-2020 годах (извещение номер 0372200160118000033)(далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 28.06.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200160118000033. Начальная (максимальная) цена контракта - 37 828 970,15 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В составе конкурсной документации содержится приложение N 3 к Техническому заданию "Ассортиментный перечень" в котором указаны требования к товарам, в том числемаксимальные и (или) минимальные значения показателей товаров, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
2. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Частью 5 ст. 51 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
При этом согласно ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии со пунктом 13 части II конкурсной документации установлены, в том числе следующие требования к сведениям, которые должны содержаться в заявке участника закупки в отношении объекта закупки: "При формировании участником конкурса своего предложения в отношении объекта закупки, участнику необходимо внимательно ознакомиться с требованиями к описанию объекта закупки, изложенным в техническом задании. Все сведения указываемые участником конкурса должны быть с использованием терминологии и определений, установленных техническими регламентами, стандартами и требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Для исключения двоякого, двусмысленного толкования, предложение участника конкурса в отношении объекта закупки должно быть сформировано без использования таких слов и словосочетаний как: "или эквивалент", "не более", "могут", "не менее", "более", "менее", "возможно", "или", "обязан", "следует", "не превышать", "должен", "могут быть", "должен быть", "может", "может быть", "превышать", "предполагается". Несоблюдение настоящих требований к порядку описания и содержания предложения участника конкурса в отношении объекта закупки будет являться нарушением требований конкурсной документации. Значение показателя, сопровождающееся иными словами и словосочетаниями представляются в неизменном виде.
При установлении требований к максимальному значению заказчиком использованы такие слова как "менее", участник закупки должен представить значение строго менее установленного в требованиях. При установлении требований к минимальному значению заказчиком использованы такие слова как "более", "превышать", участник закупки должен представить значение строго более установленного в требованиях. При установлении требований к максимальному значению заказчиком использованы такие слова как "не более", "не превышать", участник закупки должен представить значение менее или равное установленного в требованиях. При установлении требований к минимальному значению заказчиком использованы такие слова как "не менее", участник закупки должен представить значение более или равное установленного в требованиях.
При установлении требований к показателям, для которых установлены варианты значений, заказчиком использован союз "или". При представлении таких сведений, участник указывает один из вариантов предъявляемых требований. Значения показателей, которые устанавливаются в виде диапазона (в наименование показателя используется слово "диапазон (-е, -а)") должны быть представлены строго в виде диапазона, с указанием конкретного числового значения нижней границы диапазона и указанием конкретного числового значения верхней границы диапазона, то есть должны быть представлены два значения показателя диапазона (нижний и верхний).
13.2. Форма "Предложение в отношении объекта закупки" состоит из двух разделов, которые должны быть заполнены участником конкурса самостоятельно.
13.2.1. При заполнении раздела один формы "Предложение в отношении объекта закупки" необходимо строго руководствоваться следующим:
13.2.1.1. Графа один раздела один формы "Предложение в отношении объекта закупки" должна содержать порядковый номер записи.
13.2.1.2. В графе два раздела один формы "Предложение в отношении объекта закупки" участником конкурса указывается наименование объекта закупки.
13.2.1.3. В графе три раздела один формы "Предложение в отношении объекта закупки" указывается следующее:Настоящим _______________ (указывается полное наименование участника конкурса), сведения о которой(ом) указаны в форме "Конкурсное предложение", выражает согласие на оказание услуги на условиях конкурсной документации. Далее приводится конкретное предложение в отношении качества и безопасности услуг, к гарантийному сроку услуги и объему предоставления гарантий ее качества, в строгом соответствии с техническим заданием и с учетом требований настоящего порядка описания и содержания предложения участника конкурса в отношении объекта закупки.
13.2.2. Раздел два формы "Предложение в отношении объекта закупки" должен содержать описание предложения участника конкурса по технологическому контролю при оказании услуг по организации питания в период всего срока (периода) действия контракта.Технологический контроль при оказании услуг по организации питания направлен в первую очередь на предупреждение и устранение вредного воздействия факторов среды обитания на человека, а также на поддержание соответствия продукции общественного питания гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренных техническим регламентом о безопасности пищевой продукции, единым требованиям и санитарным правилам. К продукции общественного питания относится перечень блюд, напитков, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий, содержащихся в цикличном меню (приложение 2 к техническому заданию).
Вописании своего предложения участник конкурса самостоятельно разрабатываети документирует по каждому дню, в котором производится прием пищи, технологический контроль при оказании услуг по организации питания исходя из параметров и показателей, требующих в процессе оказания услуг контроля их соответствия нормативно правовым документам, исчерпывающий перечень которых содержится в требованиях к техническим характеристикам услуг технического задания. Под технологическим контролем при оказании услуг по организации питания для целей описания и содержания предложения участника конкурса в отношении объекта закупки понимается комплекс мероприятий по контролю качества сырья, пищевых продуктов, готовой продукции, технологических процессов, применяемых для изготовления продукции общественного питания, включающий в себя входной, операционный и приемочный контроль*(1), а также контроль в процессе хранения сырья и пищевых продуктов.
Раздел два формы "Предложение в отношении объекта закупки" состоит из пяти граф. В графе два раздела два формы "Предложение в отношении объекта закупки" участник закупки указывает наименование продукции общественного питания. Для каждой продукции общественного питания в графе один раздела два формы "Предложение в отношении объекта закупки" присваивается порядковый номер записи. Последовательность указываемой продукции общественного питания должна совпадать с последовательностью цикличного меню, включая распределение по отдельным приемам пищи. Графа три раздела два формы "Предложение в отношении объекта закупки" должна содержать наименование сырья и пищевых продуктов, предоставляемых участником конкурса и применяемых для изготовления продукции общественного питания. В случае, если продукция общественного питания, поименованная в цикличном меню, подразумевает поставку готовой продукции и поступает на пищеблок в готовом виде, то в графе три раздела два формы "Предложение в отношении объекта закупки" указывается только наименование продукции общественного питания, соответствующее наименованию, указанному в графе два раздела два формы "Предложение в отношении объекта закупки".В графе четыре и пять раздела два формы "Предложение в отношении объекта закупки" участник закупки приводит описание технологического контроля при оказании услуг по организации питания. В описании технологического контроля при оказании услуг по организации питания, участник закупки указывает перечень ответственных лиц, на которые будут возложены обязанности и ответственность за проведение конкретного мероприятия и указываются конкретные сроки назначения этих лиц организационно-распорядительными документами, предусмотреннымивнутренними правилами участника закупки. Должностные лица, указываемые участником конкурса должны обладать в соответствии с их должностными инструкциями (регламентами) соответствующими полномочиями.
Мероприятия входного контроля с указанием периодичности, методов проведения контроля отражаются в графе четыре раздела два формы "Предложение в отношении объекта закупки" и должны включать конкретные мероприятия, в результате которых исключается использование в технологических процессах изготовления продукции общественного питания сырья и пищевых продуктов, оказывающих негативное воздействие на потребителя. Далее участником конкурса приводится описание предложения по мероприятиям контроляв процессе хранения указанного сырья и пищевых продуктов. Операционный контроль и приемочный контроль отражаются в графе пять раздела два формы "Предложение в отношении объекта закупки". Содержащиеся в предложении участника сведения должны включать информацию о документах, которые будут оформлены в подтверждение выполнения ответственными лицамитехнологического контроля при оказании услуг по организации питания. В описании предложения по проведению технологического контроля при оказании услуг по организации питания, включается информация о применении мер ответственности к ответственным лицам, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими мероприятий по контролю качества сырья, пищевых продуктов, готовой продукции, технологических процессов, применяемых при изготовлении продукции общественного питания, в виде дисциплинарныхвзысканий. При включении дисциплинарного взыскания, необходимо указать вид взыскания и порядок его применения с оформлением организационно-распорядительных документов, предусмотренных внутренними правилами участника конкурса.Ответственность за полноту и достоверность указанных сведений несет участник конкурса".
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в конкурсе и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, оспариваемый порядок предоставления сведенийв рамках предложения участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы является необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Артис-Детское питание"необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) входной контроль - контроль показателей качества и безопасности сырья, пищевых продуктов, поступивших к участнику закупки при исполнении контракта на оказание услуг по организации питания для дальнейшего использования в технологических процессах изготовления продукции общественного питания; операционный контроль - контроль параметров и показателей во время выполнения и после завершения технологической операциипроизводства (изготовления) продукции общественного питания; приемочный контроль - контроль показателей качества и безопасности готовой продукции общественного питания, по результатам которого принимается решение о ее пригодности к реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 июля 2018 г. N 44-3414/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2018