Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
11.07.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб надействия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",рассмотрев жалобуООО "Рекстон Слуховые Аппараты" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку пострадавшим вследствие несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеваний слуховых аппаратов. (извещение N 0242100000518000169, начальная (максимальная) цена контракта - 9 494 978,68 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку пострадавшим вследствие несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеваний слуховых аппаратов. (извещение N 0242100000518000169(далее - аукцион).
Согласно доводам жалобыООО "Рекстон Слуховые Аппараты":
1.Заказчиком нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в части несоответствия указания требований, предъявляемых к участникам закупки.
2. В описание объекта закупки Заказчиком, в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, не включена информация о моделях слуховых аппаратов, для которых требуется изготовить индивидуальные ушные вкладыши.
3. В аукционной документации неправомерно установлено требование об ограничении допуска товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились, представили письменные возражения на жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, документы, представленные Заявителем, Заказчиком, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требованияк деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в информационной карте электронного аукциона (пункт 3.8) Заказчиком не установлено требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по сурдологии- оториноларингологии, Заказчик не требует у участника закупки предоставления во вторых частях заявки данной лицензии.
Вместе с тем, пунктом 6.1.1Контрактаопределено, что поставщик обязан осуществлять поставку Товара Получателю с его подбором и настройкой сурдологом в период с даты вступления настоящего Контракта в силу по 14 декабря 2018 года включительно.
Поскольку, в случае привлечения соисполнителя участник может не обладать соответствующей лицензией, предоставление и соответственно контроль их наличия предусмотрены Заказчиком на этапе исполнения контракта. Таким образом, любой поставщик слуховых аппаратов может участвовать в аукционе с последующим привлечением соисполнителя, обладающего соответствующей лицензией для оказания лицензируемых видов услуг.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой, в том числе по делам NNА55-15719/2017, А55-19914/2018.
На основании вышеизложенного, данный довод ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" признается необоснованным.
2. Заявитель указывает, что в описание объекта закупки Заказчиком, в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, не включена информация о моделях слуховых аппаратов, для которых требуется изготовить индивидуальные ушные вкладыши.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в аукционной документации должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что аукционная документация содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке.
Заказчик закупает необходимые слуховые аппараты для конкретных получателей по их показаниям. При этом в аукционной документации указаны минимальные и максимальные значения показателей необходимых Заказчику слуховых аппаратов.
В соответствии с Техническим заданием, в выдаваемый комплект должны включаться: слуховой аппарат, индивидуальный ушной вкладыш и элементы питания (2 шт. на каждый слуховой аппарат).
Исходя из характеристик, указанных в Техническом задании, и характеристик, предложенных участником закупки в заявке на участие в электронном аукционе, возможно определить характеристики требуемых ушных вкладышей.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Довод ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.
3. Заявитель отмечает, что в аукционной документации неправомерно установлено требование об ограничении допуска товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Заказчиком в аукционной документации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102) установлено следующее требование:
3.3. |
Условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами |
Ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". |
Объектом закупки является поставка слуховых аппаратов (код ОКПД 26.60.14.120). Реабилитация пострадавших направлена на устранение или как можно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации пострадавших, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реализация основных направлений реабилитации пострадавших предусматривает использование пострадавшими технических средств реабилитации. К техническим средствам реабилитации пострадавших относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности пострадавшего, в том числе слуховые аппараты. В соответствии с ГОСТ Р 51024-2012 слуховой аппарат - это электронный прибор, предназначенный для звукоусиления по воздушному или костному звукопроведению.
Объектом закупки для данного электронного аукциона является поставка слуховых аппаратов; ушной вкладыш и оказание медицинских услуг не являются объектами закупки.
В объект закупки для данного электронного аукциона включены различные типы слуховых аппаратов. Все они относятся к коду ОКПД 2 26.60.14.120, на который распространяет своё действие Постановление N102.
В соответствии с условиями проекта государственного контракта (п.5.2.) в выдаваемый комплект включается слуховой аппарат, индивидуальный ушной вкладыш и элементы питания (2 шт. на каждый слуховой аппарат).
Наличие в выдаваемом комплекте индивидуального ушного вкладыша является условием исполнения контракта.
Поскольку объектом закупки является поставка слуховых аппаратов, Заказчиком правомерно установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 102.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика по указанному доводу не усматривается нарушений законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "Рекстон Слуховые Аппараты"необоснованной.
2. Оператору электронной площадки снять ограничение на подписание контракта Заказчиком.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 11 июля 2018 г. N 858-13439-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2018