Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
29.06.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб надействия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",рассмотрев жалобыИП Милантьева А.В., ООО "Карон" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку адаптированных молочных смесей детям, рожденным от ВИЧ-инфицированных матерей для нужд ГБУЗ СОКЦ СПИД (извещение N 0142200001318008197, начальная (максимальная) цена контракта - 2 741 403 ,00 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступилижалобыИП Милантьева А.В., ООО "Карон" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку адаптированных молочных смесей детям, рожденным от ВИЧ-инфицированных матерей для нужд ГБУЗ СОКЦ СПИД (извещение N 0142200001318008197).
В соответствии с доводами жалоб ИП Милантьева А.В., ООО "Карон" Заказчиком неправомерно включены в аукционную документацию излишние требования к товарам, кроме того при описании объекта закупки Заказчик использовал нестандартные показатели.
Заявители просят признать жалобы обоснованными, провести внеплановую проверку, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителей не согласились, представители Заказчика представили письменные возражения на жалобы, просили отказать в удовлетворении жалоб.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в аукционной документации должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Аукционная документация содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика, что не запрещено в силу Закона о контрактной системе.
В связи с увеличением числа ВИЧ-инфицированных женщин детородного возраста, наблюдается тенденция к увеличению количества детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. Риск инфицирования ребенка ВИЧ у ВИЧ-инфицированной женщины до 40%. Поэтому для снижения этого риска новорожденному назначают специальные лекарственные препараты (антиретровирусные) (Рекомендации по проведению профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери ребёнку. - М., 2014. - 34 c.).
В клинических исследованиях, достоверно доказано, что у здоровых детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, имеются изменения иммунитета, с чем может быть связана более высокая заболеваемость и смертность младенцев в сравнении с детьми, рожденными от здоровых женщин. Так в исследовании C.E. Jones и соавт. было показано, что при рождении у здоровых детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, уровень специфических антител к Haemophilusinfluenzae тип b, пневмококку, возбудителям коклюша и столбняка был достоверно ниже, чем у детей, рожденных от здоровых женщин (Christine E.Jonesetal. Maternal HIV Infection and Antibody Responses Against Vaccine-Preventable Diseases in Uninfected Infants. JAMA. 2011;305(6):576-584). В исследовании AdlerCatherineetal. был проведен ретроспективный анализ здоровых детей (537 детей), родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей в одном из медицинских центров в Бельгии в период между 1985 и 2006 гг. Частота тяжелых инфекционных заболеваний на протяжении первого года жизни у здоровых детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, составила 16.8/100 младенцев в год. Частота случаев инвазивной инфекции, вызванной S. Pneumoniae, и инфекции, вызванной Streptococcus группы B, у здоровых детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, в 4 и 13 раз превышала показатели заболеваемости в общей популяции младенцев. При этом риск возникновения тяжелых инфекционных заболеваний был выше у детей, которые родились после апреля 1994 года, т.е. после внедрения в практику профилактического применения антиретровирусных препаратов (Adler C, Haelterman E, Barlow P, Marchant A, Levy J, Goetghebuer T (2015) SevereInfectionsin HIV-ExposedUninfectedInfantsBornin a EuropeanCountry.PLoS ONE 10(8): e0135375. doi:10.1371/journal.pone.0135375).
Все, даже здоровые дети, рожденные от ВИЧ-инфицированных матерей, получают профилактическое введение антиретровирусных препаратов, на фоне приема препарата возможно развитие анемии и нейтропении (это специализированные препараты, инструкции по применению которых с указанием побочных действий, прилагаются).
У детей, рожденных с ВИЧ-инфекцией, отмечается задержка психомоторного развития, отмечается гипотрофия, часто анемия. Около 50% из них рождаются с низким весом (менее 2500 г) и явлениями морфофункциональной незрелости. Примерно у 80% детей отмечается неврологическая симптоматика (гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдром нервно-рефлекторной возбудимости, синдром двигательных нарушений).
Вскармливание детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, является комплексной задачей, требующей соблюдение баланса между обеспечением ребенка оптимальным питанием и снижением возможного риска инфицирования ребенка. В 2009 году эксперты ВОЗ выпустили обновленные принципы рекомендации по кормлению детей грудного возраста в контексте ВИЧ (Rapidadvice: revised WHO principlesandrecommendationsoninfantfeedinginthecontextof HIV - November 2009).
Согласно российским Рекомендациям по проведению профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери ребёнку (Рекомендации по проведению профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери ребёнку. - М., 2014. - 34 c.) грудное вскармливание в случае ВИЧ-инфекции у матери не показано. В Российской Федерации детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, рекомендуется кормить адаптированными молочными смесями (Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации - М., 2011. - 68 c.).
Учитывая вышеизложенное, чрезвычайно актуальным представляется вопрос подбора оптимального заменителя грудного молока для вскармливания детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей. Не вызывает сомнения, что для вскармливания детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, должны быть подобраны адаптированные детские молочные смеси, однако, следует обращать внимание на наличие в составе смеси нутриентов, влияющих на развитие и формирование иммунной системы младенца.
Одним из таких компонентов являются нуклеотиды. Являясь структурными компонентами РНК и ДНК, нуклеотиды особенно важны для тканей, характеризующихся интенсивным ростом (лимфоидная, слизистая оболочка ЖКТ и т. п.). Потребности быстро развивающейся иммунной системы младенца не могут быть удовлетворены исключительно за счет синтеза нуклеотидов denovo, для развития иммунной системы важными источниками поступления нуклеотидов являются утилизация нуклеиновых кислот, а также поступление нуклеотидов с пищей (Gil A.Modulationoftheimmuneresponsemediatedbydietarynucleotides. Eur J ClinNutr. 2002;56 (suppl 3): S1-S4). Результаты клинических исследований свидетельствуют о положительном влиянии нуклеотидов в составе заменителей грудного молока на процессы формирования и созревания иммунной системы. Так, в исследовании Carver JD и соавт. было показано, что у детей, получавших в течение 2 месяцев смесь, обогащенную нуклеотидами, цитотоксическая активность естественных киллеров и стимулированная продукция IL-2 мононуклеарами была достоверно выше в сравнении с младенцами, получавшими в течение 2 месяцев детскую смесь без нуклеотидов (Carver JD, Pimentel B, Cox WI, Barness LA.Dietarynucleotideeffectsuponimmunefunctionininfants. Pediatrics. 1991;88(2):359-363). В исследовании Pickering LK и соавт. было показано, что вскармливание детской смесью, обогащенной нуклеотидами, приводило к достоверно более высокой концентрации специфических антител в ответ на вакцинацию от Haemophilusinfluenzae тип b и дифтерии в сравнении с показателями детей, которые получали смесь без нуклеотидов (Pickering LK, Granoff DM, Erickson JR, etal.Modulation of the immune system by human milk and infant formula containing nucleotides. Pediatrics. 1998;101(2):242-249). В исследовании Buck RH и соавт. было показано, что смесь, обогащенная нуклеотидами, способствует более высокому созреванию Т-клеток и оказывает влияние на субпопуляцию клеток естественных киллеров. При этом, показатели младенцев, получавших смесь с нуклеотидами, не отличались от показателей детей, находившихся на грудном вскармливании, или эти отличия носили незначительный характер в сравнении с показателями детей, которые получали детскую смесь без нуклеотидов (Buck RH, Thomas DL, Winship TR, etal. Effect of dietary ribonucleotides on infant immune status, part 2: immune cell development. PediatrRes. 2004;56(6):891-900).
Принимая во внимание вышесказанное, представляется чрезвычайно важным, чтобы дети, рожденные от ВИЧ-инфицированных матерей получали адаптированную детскую смесь, содержащую такой иммунонутриент, как нуклеотиды.
Техническое задание ГБУЗ СОКЦ СПИД не противоречит требованиям к товару и характеристикам указаны в диапазоне допустимых уровней, предусмотренных Техническим регламентом таможенного союза ТР ТС 033/2013, поскольку Регламент определяет минимальное и максимальное значения показателей. Учитывая то, что данные смеси приобретаются для детей, находящихся, на лечении (в том числе профилактическом), необходимая для названной категории детей детализация основных компонентов и состава смеси, позволяет обозначить потребность в смесях по возрасту ребенка и лечебных показаниях. По результатам анализа смесей, получаемых детьми с первых дней жизни в домашних условиях, выявлено, что переход на новый вид смесей при лечении, близкий по техническим характеристикам, но незнакомый ребенку по антигенному составу, может привести к ухудшению состояния и присоединению симптомов, не характерных для основного заболевания.
Повышенное потребление белка и минеральных веществ (натрия, калия, кальция, фосфора и хлора) приводит к изменениям показателей осморегуляции, развитию метаболического ацидоза, повышенной экскреции метаболитов белкового обмена и солей, что оказывает дополнительную нагрузку на почки здорового, а в большей мере - больного ребенка. Поэтому выбран средний диапазон значений минералов.
Заявление о том, что требованию технического задания "арахидоновая и докозогексаеновая кислота" могут выходить за пределы регламента ТР ТС 033/2013 и могут навредить здоровью ребенка и его самочувствия и не имеют права обращаться на территории РФ, не соответствует действительности и вводит адресатов жалоб в заблуждение. Указанные в техническом задании уровни данных полиненасыщенных жирных кислот находятся в рекомендуемых регламентом пределах: не более чем 1% (30-40 мг) и 2% (60-80 мг) от всех жиров для докозогексаеновой и арахидоновой кислот, соответственно. Более того, утверждение, что данный продукт не может обращаться на территории РФ лишено смысла, так как в закупке могут принимать участие только зарегистрированные в установленном порядке на территории Таможенного союза продукты для детского питания.
Соотношение Линолевой и Линоленовой кислот не выходит за рамки технического регламента. Их соотношение должно быть не менее 5 и не более 15 единиц. В представленном техническом задании соотношение кислот по минимальному значению составляет 8 ед., а по максимальному значению - 10 ед., что не превышает значения, прописанного в ТР ТС 033/2013.
Углеводы женского молока представлены в основном дисахаридом -лактозой (80-90%) и олигосахаридами (15%) - чем выше содержание лактозы, тем ближе смесь по составу к грудному молоку. Общее содержание углеводов в грудном молоке составляет в среднем 7,3-7,5 г. В связи с этим в техническом задании выбраны оптимальные границы значений.
Таким образом довод о том, что Заказчик неверно использовал существующие стандартные показателя не обоснован в полном объеме, поскольку при указании конкретных параметров необходимого товара заказчик указал параметры в пределах норм, установленных Техническим регламентом Таможенного союза 033/2013 и поэтому дополнительного обоснования, не требуется. Данный вывод подтверждается судебной практикой, в частности постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13.02.2018 г. по делу N Ф06-29745/2018 (дело N А06-1711/2017).
Довод жалобы об обязанности указать в документации требования к упаковке не более 1000 гр. является необоснованным, поскольку техническим заданием предусмотрен минимальный показатель упаковки и допустимо использование иной упаковки либо фасовки с сохранением количества товара, но не менее установленного документацией (не менее 700 гр.). Установление именно такой фасовки продиктовано нуждами и спецификой выдачи смеси Заказчиком, поскольку смеси выдаются в герметичных упаковках, отпускаются из аптеки учреждения также в упаковках исходя из суточной потребности в кормлении детей первых месяцев жизни в граммах с последующим пересчетом в целое количество упаковок. В настоящее время выдача питания происходит в количестве 8 (Восемь) коробок смеси по 700 гр. одному ребенку. (Копия письма министерства здравоохранения Самарской области прилагается).
Данное требование соответствует Техническому регламенту Таможенного союза 033/2013 и не превышает установленную в нем границу в 1000 гр.
Действующее законодательство не регламентирует остаточный срок годности молочных смесей при их поставке, этот показатель устанавливается заказчиком. Требования к остаточному сроку годности установлено в связи с тем, что молочные смеси будут востребованы не только в течение 2018 года, но и в первом полугодии 2019 года, что предусмотрено особенностями выдачи молочных смесей пациентам, срока использования смесей пациентами ГБУЗ СОКЦ СПИД. Данные смеси покупаются в рамках целевого финансирования, согласно постановлению Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 674 Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области на 2014-2020 годы". После согласования с министерством здравоохранения Самарской области объем финансирования на данные цели доводится до учреждений в марте текущего периода, следовательно, необходимо создать переходящий остаток на первый квартал следующего года.
Тем самым, заказчиком требование к остаточному сроку годности установлено обоснованно для исключения ситуации, при которой к моменту выдачи смеси пациенту срок годности будет приближаться к концу и (или) пациент не успеет её употребить: возникает прямая угроза жизни и здоровью ребенка. Данная ситуация недопустима, поэтому остаточный срок годности 16 месяцев с момента поставки является целесообразным для Заказчика, обоснованным и никак не ограничивает конкуренцию.
Довод о том, что продукты запрещены к обращению на территории РФ и могут навредить здоровью ребенка, является несостоятельным, поскольку такие смеси известны, имеют сертификат соответствия и свидетельства о государственной регистрации, например в настоящее время ГБУЗ СОКЦ СПИД осуществляет выдачу молочной смеси Симилак-1 (для питания детей с 0 до 6 месяцев), который соответствует границам требований, установленных Техническим регламентом Таможенного союза 033/2013 и требованиям технической документации. Сертификат качества прилагается.
В отношении уточнения категории детей- потенциальных потребителей молочных смесей по возрасту, следует отметить, что техническая неточность была устранена своевременно: в техническое задание были внесены изменения (опубликованы) в части указания категории по возрасту с 0 до 6 месяцев, на основании поступивших запросов, до подачи жалоб в УФАС по Самарской области. Утверждение что в рамках выдвинутых требований невозможна поставка ни одного продукта является не обоснованным, поскольку имеются коммерческие предложения, подана заявка на участие в аукционе и на рынке имеются подходящие товары: Симилак-1 (Дания), Фрисолак-1 (Нидерланды), Кабрита-1 (Голландия).
В обоснование начальной максимальной цены контракта были использованы 3 коммерческих предложения.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования к товарам, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобыИП Милантьева А.В., ООО "Карон"необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 26 июня 2018 г. N 812-13775-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2018