Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, старший государственный инспектор А.В. Меньшикова, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Вагнер Р.Э. на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный Сибирский научно-клинический центр федерального медико-биологического агентства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N 019/19 "На поставку продуктов питания, изготовленных из коровьего молока для нужд ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России (для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций)" размещенного на электронной площадке АО "ЕЭТП" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319100004918000293 (далее - электронный аукцион, закупка) установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Вагнер Р.Э. на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения. В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32, Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документ, подтверждающий утверждение аукционной документации.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
На заседании комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представители заказчика Сачек Л.Р. (доверенность N 119 от 07.05.2018);
- представитель ИП Вагнер Р.Э. по доверенности Вагнер В.Р. (доверенность N 4 от 11.07.2018).
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалобы ИП Вагнер Р.Э. (N 889), на действия заказчика при проведении электронного аукциона, а также жалоба ИП Вагнер Р.Э. (N 890) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, поступивших в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавших требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятых к рассмотрению по существу.
Из содержания жалобы следует, что, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения законодательства о контрактной системе, а именно: заказчик устанавливает требования предоставить значения показателей требующихся товара, которые становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик не согласен с доводами, изложенными в жалобе, считая аукционную документацию соответствующей требованиям законодательства.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку продуктов питания, изготовленных из коровьего молока для нужд ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России (для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций), закупка N 0319100004918000293.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
В части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что в информационной карте заказчик установил требование к содержанию первой части заявки, а именно: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заявка участника закупки не должна содержать противоречивых сведений о наименовании страны происхождения предлагаемого к поставке товара".
Так в приложении N 1 к извещению о проведении электронного аукциона заказчиком установлены требования к характеристикам поставляемого товаров.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что требование заказчика предоставить конкретные значения показателей, которые становятся известными непосредственно при испытании определенной партии товара после его производства является требованьем, влекущим за собой ограничение количества участников аукциона, поскольку принять участие в таком аукционе смогут только те лица, которые имеют в наличие товар с сертификатами качества, в которых указаны конкретные значения показателей, полученных при испытании определенной партии таких товаров.
Однако комиссия по рассмотрению жалобы обращает внимание, что в инструкции по заполнению заявки на участие в электронной аукционе указано следующее:
Участником закупки должны быть предоставлены исчерпывающие сведения о качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах) поставляемого товара. Допускается изменение фасовки предлагаемого к поставке товара без уменьшения общего количества товара.
Участник закупки в своей заявке должен указать значения (диапазон значений) конкретных показателей в соответствии с: ГОСТ 8.579-2002 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте; ГОСТ 31453-2013 Творог. Технические условия; ГОСТ 31452-2012 Сметана. Технические условия; ГОСТ 32261-2013 Масло сливочное. Технические условия; ГОСТ 32260-2013 Сыры полутвердые. Технические условия; ГОСТ 31454-2012 Кефир. Технические условия; ГОСТ 31450-2013 Молоко питьевое. Технические условия; ГОСТ 33927-2016 Сырки творожные глазированные. Общие технические условия; ГОСТ 31981-2013 Йогурты. Общие технические условия; ГОСТ 25776-83 Продукция штучная и в потребительской таре. Упаковка групповая в термоусадочную пленку (с Изменением N 1); Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013).
По позициям предлагаемого для поставки товара. Указание значений (диапазонов значений) конкретных показателей должно производиться в соответствии с нормативной документацией (в том числе ГОСТами), которой определяются характеристики товара, предлагаемого к поставке, и которая указана в настоящей Инструкции. Указание значений показателя в диапазонном виде не может являться основанием для отклонения заявки в том случае, если приведенные в заявке значения соответствуют стандартам и формам указания значений на предложенный товар согласно стандартов, указаны в соответствии с требованиями к текстовым документам, а указание единиц величин значений соответствует правилам Государственной системы обеспечения единства измерений. Показатели, сопровождаемые вводным словом "например", требуют конкретизации и должны указываться в заявке участника в виде конкретного значения показателя, выраженного в словесной или числовой (в том числе диапазонной) форме без указания собственно слова "например". Предел допускаемого отрицательного отклонения (ПДОО) содержимого нетто от номинального количества отдельных упаковочных единиц Товара должен быть для выбранного к поставке и указанного в заявке участником номинального количества фасованного Товара выражен в соответствующих единицах и приведен в виде конкретного значения, не превышающего указанного в стандарте.
Из выше написанного следует, что заказчик допускает указание технических характеристик товара в диапазоном значений в соответствии с ГОСТ и Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) на основании которых было составлено технически задание.
Следовательно, участник аукциона не обязан иметь товар на складе, но должен выбрать товар к поставке по его основным характеристикам (например, по массовой доле жира), а далее указать истребованные Заказчиком (в полном соответствии с требованиями стандартов и нормативной документации к качеству и безопасности) значения характеристик показателей товара в соответствии с вышеприведенным фрагментом Инструкции. Инструкция позволяет представить данные в любом виде - в виде диапазона по ГОСТу как в ряде показателей в маркировке, в виде более узкого диапазона (если ТУ производителя более строгое, чем ГОСТ, в отношении ряда показателей) или в форме конкретного значения показателя, если технологии производства, хранения и транспортировки позволяют соблюдать сверхточные параметры продукта.
Комиссия Красноярского УФАС России установила, что согласно протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.07.2018 на участие в электронном аукционе подано 3 заявки.
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что в рассмотренных выше действиях аукционной комиссии отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ИП Вагнер Р.Э. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 июля 2018 г. N 889
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2018